Доминантность полушарий. Особенности творческого развития и обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

В реферате рассмотрены данные психопатологии относительно локализации функций больших полушарий, особенности восприятия левшей и правшей, также особенности творческого развития и обучения не только здоровых детей, но и детей с различными нарушениями.
Помимо вышесказанного, опираясь на специальную литературу, я привожу примеры, касающиеся проведения урока, досуга ребенка, и условия успешного его развития.

Оглавление

Введение
Конечный мозг. Особенности строения…………………………………4
1.1. ФАМ……………………………………………………………………6
1.2. Доминантность полушарий и леворуких и праворуких детей……...7
2. Особенности творческого развития
2.1. Способности и предпосылки их развития…………………………..16
2.2. Творческие способности……………………………………………..18
3. Особенности обучения……………………………………………………..21
3.1. Пути оптимизации обучения…………………………………………22
3.2. Индивидуализация обучения…………………………………………24
3.3. Специальное образование детей с трудностями в обучении……....25

Файлы: 1 файл

Доминантность полушарий.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по общей психологии

на тему «Доминантность полушарий.

Особенности творческого  развития и обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы СО – 1.1.

Иванова Е. В.

Преподаватель

Артемова Т. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Москва, 2008г.

Содержание:

 

Введение

  1. Конечный мозг. Особенности строения…………………………………4

1.1. ФАМ……………………………………………………………………6

1.2. Доминантность полушарий и леворуких и праворуких детей……...7

     2. Особенности  творческого развития

          2.1. Способности  и предпосылки их развития…………………………..16

          2.2. Творческие  способности……………………………………………..18

     3. Особенности  обучения……………………………………………………..21

          3.1. Пути оптимизации обучения…………………………………………22

          3.2. Индивидуализация обучения…………………………………………24

          3.3. Специальное образование детей  с трудностями в обучении……....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Я выбрала эту тему для реферата, т.к. считаю ее актуальной. В настоящее время очень много детей с задержкой в развитии, очень много левшей, и т.д. И к большинству из них нужен особый подход, чтобы они могли нормально развиваться и ориентироваться в окружающем их мире.

 В своем реферате  я рассматриваю данные психопатологии  относительно локализации функций  больших полушарий, особенности  восприятия левшей и правшей,  также особенности творческого  развития и обучения не только  здоровых детей, но и детей  с различными нарушениями.

Помимо вышесказанного, опираясь на специальную литературу, я привожу примеры, касающиеся проведения урока, досуга ребенка, и условия  успешного его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Конечный мозг. Особенности строения.

 

Как нам известно из биологии, конечный мозг представлен двумя полушариями. Микроскопическое изучение коры больших полушарий, начатое отечественным ученым профессором В. А. Бецем в 1869г., Т. Мейнертом и другими, показало, что ее строение (архитектоника) неодинаково. Образующие кору клетки и волокна имеют в разных областях некоторые особенности структуры. В связи с этим кору делят на ряд участков (полей), характеризующихся толщиной и плотностью корковых слоев и особенностью строения составных элементов.

В настоящее время  в нейроглии принят шестислойный тип строения коры больших полушарий. Выделяются следующие слои: первый – зональный – возникает рано, имеет светлую структуру, беден клетками; второй – наружный зернистый; третий слой – слой пирамидных клеток; четвертый – внутренний зернистый; пятый – ганглионарный; и шестой – мультиморфный.  Однако шестислойный тип строения выдержан не по всей коре.

В коре головного мозга  выделяют лобную, теменную, височную и  затылочную доли. Рассмотрим их характерные  особенности, относительно полей, которые на них расположены и выполняемых функций.

- Лобная доля имеет ряд корковых полей. Первичное моторное поле (поле 4), от которого начинается пирамидный путь, располагается в передней центральной извилине. Кпереди от поля располагается поле 6 (вторичное моторное поле), обеспечивающее переключение из одного положения в другое. Оба поля работают в тесном содружестве. Нижние отделы полей 4 и 6 иннервируют мышцы лица, артикуляции, глотки. Средние отделы обеспечивают движение верхних конечностей и особенно мелкую моторику пальцев рук. Верхние отделы иннервируют нижние конечности. Лобный конус (префронтальная область коры) представляет собой наиболее молодое образование, имеющееся только у человека и тесно связанное со всеми отделами коры, подкорки и ствола мозга. Лобный конус является пусковым механизмом для всех видов высшей психической и эмоционально-волевой деятельности. Базируясь на тесном контакте с речевой областью, лобный конус (поле 10) формирует произвольную деятельность, все высшие психические функции человека.

- Теменная доля имеет поля 3, 2, 1, которые являются первичными полями. По нижнему краю доли располагается больше поле 40 (вторичное поле), в котором на основании восприятия поверхностной и глубокой чувствительно (кинестезии) фиксируются заученные движения. Третичное поле (поле 39) выполняет сложную функцию формирования зрительно-пространственного синтеза (конструктивный праксис) – ориентация в пространстве и в схеме тела.

- Затылочная  доля имеет всего три поля – 17, 18, 19. 17 поле является первичным, в котором заканчивается зрительный путь; вторичное поле 18 выполняет в содружестве с другими отделами функцию зрительного восприятия. Наиболее сложным по структуре является третичное поле 19, которое связано с речью.

- Височная  доля имеет 41 и 42 – первичные поля слуховой зоны. Поле 21, которое является третичным, имеется только у человека и связано с восприятием и удержанием в памяти словосочетаний. Также формируется поле 37, в котором фиксируются комплексные раздражения, приходящие в слуховую и зрительную области.

Ещё одна не мало важная область коры головного мозга  – лимбическая область. Это сложное  многоуровневое образование обеспечивает регуляцию тонуса коры, сложные разноплановые  функции внутренних органов, мотивационно – эмоциональные реакции и сложные инстинкты, поддерживает связь с внутренним миром.

И так, мы рассмотрели  основные доли головного мозга. Как можно заметить из вышесказанного, во всем конечном мозге очень большое разнообразие выполняемых им функций, которые распределены неравномерно. Поэтому мы можем говорить о функциональной асимметрии мозга (ФАМ), которая является основной темой данного реферата.

1.1. ФАМ

 

Методологической основой  теории ФАМ являются современные  представления о зеркальной симметрии, нарушения симметрии правого и левого в природе. Не вызывает сомнений очевидная правомерность различения моторной, сенсорной и психической асимметрии человека, а также выделения индивидуального профиля асимметрии головного мозга. Под профилем асимметрии последнего понимается присущее каждому данному субъекту определенное сочетание функциональных асимметрий. Изучение ФАМ доказывает, что целостная психика предполагается тем более эффективной, чем более асимметричны составляющие ее процессы.

В левом полушарии головного моза локализованы: смысловое восприятие и воспроизведение речи, письмо, самосознание, тонкий двигательный контроль пальцев обеих рук, логическое, абстрактное, аналитическое мышление, арифметический счет, музыкальная композиция, пространство цветов, положительные эмоции. Оно хорошо «понимает» глаголы, «способно» на ложные высказывания.

  В правом полушарии головного мозга локализованы: пространственно-зрительные способности, интуиция, музыка, интонация речи, грубые движения всей руки, целостное восприятие, отрицательные эмоции, юмор. Оно почти не понимает глаголов, абстрактных терминов. Отмечается достоверное повышение процента леворуких среди близнецов, гениев, психотических и слабоумных больных, людей с зависимым поведением. В то же время представление о наличии четкой специализации психических функций правого и левого полушария мозга в настоящее время находит опровержение. Любая нервно-психическая функция, за исключением двигательной речевой активности, может осуществляться каждым из них. Однако в «неспециализированном» полушарии этот процесс более медленный и менее совершенный (Геодакян В.А., 1997).

 

1.2. Доминантность  полушарий у леворуких и праворуких  детей.

 

Как же дело обстоит с  левшами и правшами? Ведь как выше уже было сказано, в зависимости  от доминантного полушария и некоторые функции выражены ярче.

-  Речевые функции.

Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение, что у  правшей центры речи находятся в  левом полушарии, а у левшей —  в правом. Такое мнение сложилось  в результате клинических наблюдений за больными с инсультами, о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой научной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении речи, только другим способом. В 1950 году в Париже, на родине Брока, собрался очередной конгресс невропатологов. Он проходил под знаком серьезных достижений в развитии психофизиологии речи. Со времени первых, ставших давно классическими исследований ученые проделали огромный путь. Врачи сумели убедиться, что у истинно праворуких людей все речевые функции – устная речь, чтение, письмо – неразрывно связаны с левым полушарием. На конгрессе было представлено немало докладов, посвященных различным формам нарушения речи и словесного мышления при повреждениях в доминантном полушарии. Прошедшая война позволила собрать обширный уникальный материал, и конгресс удовлетворенно отмечал успешное развитие идей основоположников учения о высших психических функциях мозга. Диссонансом прозвучал лишь доклад молодого китайского делегата. Посланец Китая плохо владел французским языком, и многие положения его сообщения слушатели не поняли. Однако суть уловить было нетрудно. Он тоже не имел недостатка в пациентах, но в его клинике больные с ранениями левого полушария в районе речевых центров не теряли способности к письму и чтению, а потерю устной речи он объяснял параличом голосовых органов и тем самым полностью опровергал Вернике и Брока. Доклад не вызывал дискуссии. Языковой барьер помешал всесторонне обсудить сделанные наблюдения. Однако он оказался полезным, привлек внимание исследователей к интереснейшему разделу физиологии речи.

Постепенно крепла уверенность, что наблюдения, сделанные в Пекине, должны получить разумное объяснение. В отличие от европейцев чтение и письмо китайцев, японцев и вьетнамцев оказалось теснейшим образом связанным с деятельностью правого полушария. Наблюдения китайского нейрохирурга вовсе не были плодом ошибки молодого и неопытного исследователя и тем более не являлись следствием расовых различий в строении мозга и организации его функций. Мозг у пекинских пациентов был самым обычным. Разница в симптоматике между европейцами и азиатами при сходных ранениях мозга связана не с особенностями локализации их речевых центров, а с различиями систем письменной речи. В настоящее время на земле распространено два вида письменности: буквенное (звуковое) и иероглифическое письмо. Первое – более молодое. Иероглифическая письменность относится к числу наиболее древних. По своему происхождению она связана с пиктограммой. Особенно значительное развитие эта система письма получила в Древнем Египте. Египетская письменность хоть и имеет свою систему знаков, но все они являются своего рода рисунками, изображениями предметов или явлений, которые они обозначают. И как бы далеко ни ушло начертание современных иероглифов от изображения реальных предметов, они все же остаются рисунками, а следовательно, их опознание должно входить в сферу деятельности правого полушария. Поэтому у людей, в одинаковой степени овладевших двумя видами письменности, при инактивации левого полушария страдает буквенное письмо и чтение, но сохраняется иероглифическое, а при выключении правого полушария нарушается лишь понимание иероглифов, а буквенное письмо и чтение не страдают. Из всех азиатских народов китайское иероглифическое письмо менее других связано с фонематическим (речевым) слухом. Неудивительно, что эффекты выключения полушарий мозга проявляются у китайцев в наиболее чистом виде. Восприятие иероглифов связано с работой затылочно-теменных отделов мозга. При их повреждениях на первый план выступают нарушения зрения. Больные не узнают нарисованных предметов. Рассматривая портрет, находят нос, рот, глаза, но синтезировать и опознать рисунок не в состоянии. Целое для них остается неясным, и они очень неуверенно говорят, что, вероятно, нарисован человек. Если человек на портрете имеет усы, больной может сделать вывод, что нарисован кот. Неудивительно, что способность понимать текст, написанный с помощью иероглифов, у таких больных полностью нарушена. Если при этом понимание букв как менее сложных знаков сохранено, то чтение и письмо на европейских языках не страдает. В распределении речевых функций между полушариями еще много таинственного, непонятного. Например, значение слов, в том числе названия предметов, хранятся в правом полушарии, а в левом только звуковые образы этих названий. Левое полушарие умеет расчленять их на отдельные составляющие части. Его сфера деятельности – знаковые системы, какими бы сигналами они ни кодировались: звуковыми (фонемы), зрительными (буквы), двигательными (мышечное чувство). Вот почему речью глухонемого человека, который обучен пользоваться пальцевой азбукой, где каждой букве соответствует специальный жест, по-прежнему заведует левое полушарие. Однако левому полушарию неподвластны системы, используемые человеком для общения и передачи информации, где названия предметов даны не словами, а какими-либо символами вроде иероглифов, нерасчленимыми на отдельные составляющие. Вот почему жестикуляционной речью глухонемых, где каждый жест обозначает определенный предмет, действие или понятие, руководит правое полушарие. При его повреждении эта речь оказывается нарушенной, а использование пальцевой азбуки не страдает. Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автоматической речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ

«да-нет», серийная речь, пение, репродукция  заученного содержания (М.

С.Лебединский, 1941). Известен уникальный случай, когда все левое полушарие  было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен. При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. нарушение способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше, чем в странах Запада. Объясняется это тем, что в японском языке используются два вида письма: кана, где, как и в нашем алфавите, символы соответствуют звукам (хотя каждый символ означает не отдельный звук, а слог, т. е. сочетание звуков), и кандзи, где символами служат иероглифы, отображающие не звуки, а предметы или понятия. Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием (в связи с тем, что в отличие от левого полушария, осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно). Правое полушарие воспринимает наборы элементов как цельных конструкций, не рассматривая отдельные входящие в них части. Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной (В. Т. Бахур, 1956).

Все сказанное относится  к взрослым. У детей признается двустороннее представительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми афазиями у детей при поражении правого полушария и более легким и быстрым восстановлением речи при поражении левого полушария. Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формируется в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынужден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что "центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда заданным "центром Брока", но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено", (1955, с. 106). По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у 70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой половины — обоими полушариями. Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показывает, что правое полушарие не является послушным исполнителем воли другого, левого полушария. Еще более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров, заведующих другими психическими функциями, в частности — интеллектом. Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предполагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление. Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого полушария, а невербальный интеллект — с доминантностью правого полушария. Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и мышления работает исключительно одно полушарие. Имеется межполушарная интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления определяются большей включенностью левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетическом типе) полушария. Правда, полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков картина несколько иная. У них, вместо характерной для взрослых левополушарной доминантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симметричность в распределении слухоречевых функций (М. К. Кабардов, М. А. Матова. 1988). Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функции которого больше обусловлены генетически. Так, объем воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-

Информация о работе Доминантность полушарий. Особенности творческого развития и обучения