Диагностика типологических особенностей личности как фактора , определяющего профессиональную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта являются типологические особенности личности как фактора, определяющий профессиональную деятельность
Задачи:
−Изучить теоретическую характеристику диагностики типологических способностей;
−Подобрать методики для выявления типологических особенностей;
− Определить выборочную совокупность респондентов;
−Провести анализ результатов исследования;
− Выявить проблемы;
− Дать рекомендации

Оглавление

Введение.......................................................................................3
1 Теоретическая характеристика диагностики типологических
способностей.................................................................................5
1.1 Способности, темперамент и характер как типологические
особенности личности..................................................................5
1.2 Темперамент и характер как типологические способности
личности.........................................................................................15
1.3 Типологические особенности как фактор определяющий
профессиональную деятельность ...............................................17
2 Методическая часть...................................................................23
2.Психологическая типология личности (К.Юнг)...................23
2.2 Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик
(ИТО)..............................................................................................24
2.3 Определение выборочной совокупности..............................26
3 Анализ результатов проведенного исследования...................30
Выводы и рекомендации..............................................................33
Список использованной литературы..........................................35
Приложение................................................................................37

Файлы: 1 файл

курсовая (восстановлен).docx

— 141.16 Кб (Скачать)

Чтобы посмотреть какими чертами обладают два других типа обратите внимание на их описание 
 Экстраверсия: легки в общении, высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты и контактны, среди контактов могут быть и полезные; судят о людях по внешности, не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники. 
 Интроверсия: направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, тяжело переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности ригидности. флегматики,  меланхолики.

По методике Л.Н. Собчик «Индивидуально-типологический опросник» получились следующие результаты, которые представлены на рисунке 3.2

Рисунок 3.2−типология  респондентов по методике Л.Н. Собчик

Интерпретация дана ниже:

− Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)

− Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)

− Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)

− Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)

− Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)

− Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)

− Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)

− Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

Из рисунка 3.2 видно, что в МКУ «ЦФЭИМХО учреждений в сфере образования» Одесского района больший процент респондентов 40% отличаются впечатлительностью, склонностью к рефлексии, пессимистичностью в оценке перспектив, чуть меньший процент сотрудников 15% инертны, субъективны в суждениях ,обладают повышенным стремлением к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичны в отношении иных мнений. Самый маленький круг людей является экстравертами 3% этот тип обращен в мир реально существующих объектов и ценностей, открыт, стремится к расширению круга контактов, общителен.

На основе проведенного исследования в организации были выявлены следующие проблемы:

1. 75% респондентов относится к типу амбовертов, этот тип людей не подходит к категории профессий человек-человек, так как не имеет сильно выраженных черт и качеств присущих для профессиональной деятельности в сфере образования.

2. 40% опрошенных сотрудников склонны к пессимизму, это говорит о том что, у людей есть много не решенных проблем.

3.15% респондентов обладают  низкой подвижностью нервной системы т.е. инертны, это означает , что производительность труда может быть ниже чем хотелось бы.

Выводы и рекомендации

На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1.В курсовом проекте  рассмотрены теоретические характеристики способностей , темперамента и характера, чувств и эмоций человека как типологических особенностей личности.

2.В ходе исследования  были использованы следующие  методики:

1)Психологическая  типология личности (К.Юнг)

2)Индивидуально-типологический  опросник  Л.Н.Собчик ( ИТО)

3. Было опрошено 60 респондентов, структура выглядит  следующим образом;

− Структура респондентов по гендерному признаку: мужчины− 60%, женщины −40%;

− Анализ структуры персонала по степени участия в производственном и управленческом процессе: экономисты −20% , бухгалтера− 25%, отдел кадров− 5%, технический персонал− 50%;

− Структура респондентов по возрасту: до 25−35%, 26-30− 40%, 31-40− 15%, от 41 −10%

−Структура респондентов по уровню образования: высшее −15%, среднее −70%, среднее(полное) общее −15%.

4.Анализируя результаты  исследования было выявлено, что  наибольшее число респондентов  организации МКУ «ЦФЭИМХО учреждений в сфере образования» Одесского района относятся к типу амбовертов , отличаются впечатлительностью, склонностью к рефлексии, пессимистичностью в оценке перспектив, субъективны в суждениях, обладают повышенным стремлением к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичны в отношении иных мнений.

5. Были выявлены  следующие проблемы:

1. 75% респондентов относится к типу амбовертов, этот тип людей не подходит к категории профессий человек-человек, так как не имеет сильно выраженных черт и качеств присущих для профессиональной деятельности в сфере образования.

2. 40% опрошенных  сотрудников склонны к пессимизму, это говорит о том что, у  людей есть много не решенных  проблем.

3.15% респондентов  обладают  низкой подвижностью нервной системы т.е. инертны, это означает , что производительность труда может быть ниже чем хотелось бы.

Для минимизации этих проблем есть рекомендации:

1.Для того чтобы  в составе организации появилось больше сотрудников имеющих качества и способности  актуальные в исследуемой организации нужно во первых ввести в организации  тестирование на уровень знаний и умений сотрудников в данной сфере деятельности, во вторых при отборе персонала нужно обращать внимание на типологические особенности  кандидатов, для этого нужно провести с собеседуемым ряд тестов на выявление нужных качеств.

2.Для того чтобы до минимума избавиться от проблем сотрудников мешающих их успешной профессиональной деятельности можно организовать квалифицированную психологическую помощь   нуждающимся в ней.

3.Инертность сотрудников скорее всего возникает из за того, что сотрудникам не уделяется нужное внимание со стороны руководителя, нужно мотивировать их. Для начала нужно отследить уровень мотивации сотрудников для этого нужно провести среди них опрос, используя любую методику для выявления уровня мотивации. Затем нужно узнать у подчиненных чего бы им хотелось ведь у различных работников разные цели и желания, а значит, им необходимо предоставить разные возможности для работы и профессионального роста.

 

Список использованной литературы

1.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. — Пятигорск, 2010г.

2. Дубровина, И.В. Психология/Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. 6-е - изд.- М.: Изд. центр "Академия", 2013г.

3. Занковский А.Н. Психология деловых отношений – М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009г.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для ВУЗов - М.: Академический проект, 2012г.

5. . Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С. Психология. - М.: Просвещение, 2013г.

6. . Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - 2-е изд., доп. - СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2010г.

 7 Климов Е.А., «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. 

 8 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону. «Феникс», 2009г.

9.Кузин В.С. Психология. - М.: Агар, 2009г.

10 Кудрявцева Т.В., Сухарева А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения (Вопросы психологии. - 2010г.)

11. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия - СПб.: Питер, 2010г..

12. Психофизиология человека / В. М. Кроль. - СПб.: Питер, 2012г.

13 Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика/А.А. Григорович. - М., 2012г.

14. Немов Р.С. Практическая психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013г.

15. Немов Р.С. Практическая психология 1 ч. - М.: Просвещение, 2010г.

16. .Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2009г.

17. Немов Р.С. Общая психология. Гуманитарный изд. центр. - М.: Владивосток, 2010г.

18 . Нуркова, В.В. Психология/Н.Б Березанская. - 2-е изд.. - М., 2013г.

19. Основы психологии. Практикум для студентов ВУЗов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013г.

20 Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2009 г.

21. . Психология личности / под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2013г.

22. Пряжников Н.С Профессиональное и личностное самоопределение. Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО» МОДЭК, 2009г.

23. Психология и педагогика / А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2008г.

24. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность.−2012г.

25. С.И. Разум. - М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2013г.

26.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 2013г.

27. Дж. Капрара, Д. Сервон "Психология личности". - Питер, 2010г.

28. Чистякова С.Н. Типы профессиональной среды (Профессиональное образование - 2013)

29.www.testoteka.narod.ru/Индивидуальнотипологический опросник (ИТО)Л.Н.Собчик/психологические тесты, диагностические методики, опросники/дата обращения 10.10.2014г.

30.www.gurutestov.ru/Психологическая типология личности (К.Юнг)/ 
Гуру в мире тестов.Профессиональные Психологические Тесты/ дата обращения 12.10.2014г.

 

 

 

 

Приложение 1

Психологическая типология личности (К.Юнг)

1. Что вы предпочитаете?  
   1. немного близких друзей;  
   2. большую товарищескую компанию.  
2. Какие книги вы предпочитаете читать?  
   1. с занимательным сюжетом;.  
   2. раскрывающие переживания героев.  
3. Что вы скорее можете допустить в работе?  
   1. опоздание;  
   2. ошибки.  
4. Если вы совершите дурной поступок, то:  
   1. остро переживаете;  
   2. не испытываете острых переживаний.  
5. Как вы сходитесь с людьми?  
   1. быстро, легко;  
   2. медленно, осторожно.  
6. Считаете ли вы себя обидчивым?  
   1. да;  
   2. нет.  
7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?  
   1. да;  
   2. нет.  
8. Считаете ли вы себя:  
   1. молчаливым;  
   2. разговорчивым.  
9. Откровенны вы или скрытны?  
   1. откровенен;  
   2. скрытен.  
10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?  
   1. да;  
   2. нет.  
11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:  
   1. говорить;  
   2. слушать.  
12. Часто ли вы испытываете недовольство собой?  
   1. да;  
   2. нет.  
13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?  
   1. да;  
   2. нет.  
14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?  
   1. да;  
   2. нет.  
15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?  
   1. да;  
   2. нет.  
16. Легко ли меняете ваше настроение?  
   1. да;  
   2. нет.  
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?  
   1. да;  
   2. нет.  
18. Ваши движения:  
   1. быстры;  
   2. замедлены.  
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:  
   1. часто;  
   2. редко.  
20. В затруднительных случаях вы:  
   1. спешите обратиться за помощью к другим;  
   2. не любите обращаться за помощью

 

 

Приложение 2

Индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик

  1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).

  1. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.

  1. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.

  1. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.

  1. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.

  1. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.

  1. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.

  1. Я часто тревожусь по пустякам.

  1. В моих неудачах виноваты определенные люди.

  1. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.

  1. Меня мало касается все, что случается с другими.

  1. Мне интересны яркие, артистичные личности.

  1. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.

  1. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.

  1. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.

  1. Я - человек абсолютно правдивый и искренний.

  1. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.

  1. Меня часто тянет к шумным компаниям.

  1. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.

Информация о работе Диагностика типологических особенностей личности как фактора , определяющего профессиональную деятельность