2. Представители
типа «Человек-Техника».
Мир видится, усматривается
прежде всего со стороны того, как наша
жизнь оснащена или не оснащена, может
или должна быть оборудована техникой.
Цивилизация, культура,
история – это достижения научно-технической
революции. Создание придумок указанного
рода – электродвигателей, радио, ЭВМ.
Условия существования
и развития человека – это здания, сооружения,
транспортные средства, технические средства
связи, обеспеченность теплом и электроэнергией.
Деятельность людей
– это научно-технические расчеты, автоматизация
технологией производства. Создание грандиозных
сооружений и миниатюризация оборудования,
ориентация на мирное применение новейших
достижений техники.
Представители этого
типа производят вещественные продукты
труда, виды, формы энергии, создают машины,
механизмы, приборы, обрабатывают различные
материалы.
Исполнительно-двигательная
активность:: монтаж, сборка, наладка, регулировка,
ремонт, демонтаж – т.е. ручной труд.
Знание, умение: умение
разбираться в чертежах и схемах, умение
мысленно представлять устройство механизма,
процессы рабочего взаимодействия, движения
их составляющих, кругозор в области естественных
наук: физике, математике, химии, знать
устройство и функции приборов, машин,
инструментов.
Познавательные процессы:
сосредоточенность, распределение и переключение
внимания, хорошее зрение, линейный и объемный
глазомер, пространственное воображение,
память на числовые параметры разного
рода, хорошее мысленное оперирование
предметами в пространстве, способность
быстро принимать решения.
Личные качества: эмоциональная
сдержанность, устойчивость в чрезвычайных
ситуациях, повышенная чувствительность,
деловитость, способность работать самостоятельно,
аккуратность, добросовестность, любовь
к технике, находчивость, дисциплина, осторожность,
решительность в сложных ситуациях.
Противопоказания:
нарушение опорно-двигательного аппарата,
органов чувств, слабое физическое здоровье.
3. Представители
типа «Человек – Человек».
Мир видится, усматривается
работником и волнует его, прежде всего
со стороны наполненности окружающего
разными, разнообразными, разномыслящими
и разнонаправленными людьми, группами,
сообществами, организациями, их сложными
взаимоотношениями.
Цивилизация, культура,
история человечества – это народы, страны,
государства, языки, культурные ценности
разных народов. Международные отношения
– это политические, торгово-экономические,
общекультурные взаимодействия между
хорошо различимыми социальными системами.
Деятельность человечества,
людей – это приобщение широких слоев
населения к освоению культурных ценностей,
культурно-просветительная деятельность,
доведение товаров до потребителя, обеспечение
гражданских прав, борьба с преступлениями.
Представители этого
типа умеют руководить группами, коллективами,
учить и воспитывать людей, лечить, осуществлять
полезные действия по обслуживанию различных
потребностей людей.
Исполнительно-двигательная
активность: речевые действия, выразительные
движения (мимика, пантомимика), точность
и координация движений (в медицине).
Умения, знания – умение
слушать и слышать, понимать другого человека
и именно его внутренний мир, кругозор
в области гуманитарного знания, знание
психологии человека, четкость, связность
и ясность речи.
Познавательные процессы:
наблюдательность к проявлениям чувств,
ума и характера человека, к его поведению,
умение мысленно представить, смоделировать
именно его внутренний мир.
Личные качества: способность
сопереживать другому человеку, наблюдательность,
отзывчивость, доброжелательность, терпение,
снисходительность, творческий склад
ума, стремление «идти в ногу» с быстротекущими
процессами стремительного движения,
развития, выдержка, способность «не выходить
из себя», принципиальная требовательность
к себе и другим.
Противопоказания:
дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость,
необщительность, выраженные физические
недостатки, нерасторопность, медлительность,
равнодушие к людям.
4. Представители
профессий типа «Человек-Знание».
Мир видится, усматривается
работником и волнует его прежде всего
со стороны упорядоченности, развитости,
изученности, учтенности и подсчитанности
разнообразных его составляющих.
Цивилизация, культура,
история человечества – это прежде всего
письменность, почтовая и иная информационная
связь, формулировки правовых норм.
Международные отношения
– это информационно-технические связи.
Деятельность человека
– автоматизация связи, документопроизводства,
обеспечение законности и правопорядка,
совершенствование измерений, систем
единиц измерения величин, совершенствование
средств фиксации фактов, информационного
обеспечения жизни общества.
Представители профессий
умеют хорошо ориентироваться, разбираться
в условных обозначениях, языковых системах,
документах, текстах, они создают и перерабатывают
тексты, документы, таблицы, формулы, перечни,
каталоги, чертежи, карты.
Исполнительно-двигательная
активность: обычно сильно свернута, важны
быстрые и точные, координированные движения
пальцев рук, хороший четкий и красивый
почерк.
Познавательные процессы:
вдумчивость и систематичность, хорошее
сосредоточение внимания на знаковом
материале, способность воспринимать
и удерживать в памяти словесно-логическую
информацию большого объема, важны аналитичность
и критичность в восприятии знакового
материала, хорошее владение письменной
речью, безупречная грамотность.
Личные качества: эмоциональная
устойчивость, чувство слова, контекста,
важны скрупулезность, аккуратность, систематичность
в работе, находчивость, интеллектуальная
инициатива, способность контролировать
ход и правильность своих умственных действий,
усидчивость, настойчивость, терпение.
5. Представители
профессии типа «Человек-Художественный
образ».
Мир видится, усматривается
работником и волнует его прежде всего
и как некая данность, в которой можно
найти, выделить красивое, прекрасное,
и как область, которую можно преобразовать
и принести в нее красоту, удобство.
Цивилизация, культура,
история человечества – это достижения
художественного толка, причем часто вполне
конкретные.
Условия существования
и развития человека – это система расселения
людей, жилые кварталы, парадные площади
города, пространство для отдыха в проектируемом
жилом помещении, пространство для рукоделия.
Профессионально важные
качества: всестороннее знание предметной
области и мира прошлой и современной
культуры, жизнь общества, развитое цветоощущение
(изобразительное искусство), яркие слуховые
представления, тонкое различие качеств
звуков (музыка), умение чувствовать и
изображать личность героя (актер), важны
нестандартный ум, мышление, неограниченное
шаблонами, эстетическое чувство, чувство
красивого, художественный такт, непринужденность,
смелый полет фантазии, гибкость в принятии
решений.
Личные качества: умение
подчинять авторские амбиции общим целям,
исполнительская четкость и самодисциплина,
усидчивость, терпение, способность к
многократным переделкам сделанного.
2Методическая
часть
2.1Психологическая
типология личности (К.Юнг)
Шкалы: экстраверсия,
интроверсия, амбиверсия
Назначение теста
Данная методика предложена
К.Юнгом для выявления типологических
особенностей личности.
Экстраверсия: легки в общении, высокий
уровень агрессивности, имеют тенденцию
к лидерству, любят быть в центре внимания,
легко завязывают контакты, импульсивны,
открыты и контактны, среди контактов
могут быть и полезные; судят о людях по
внешности, незаглядывают внутрь; холерики,
сангвиники.
Интроверсия: направлены на мир
собственных переживаний, мало контактны,
молчаливы, с трудом заводят новые знакомства,
не любят рисковать, тяжело переживают
разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша
и выигрыша, высокий уровень тревожности
и ригидности; флегматики, меланхолики.
Амбоверты - личности, в которых
присутствуют слабовыраженные черты обоих
типов.
На каждый вопрос имеется два варианта
ответа, необходимо выбрать наиболее подходящий
для вас и поставить букву, обозначающую
этот ответ.
Обработка интерпретации
результатов теста
Показатели экстраверсии:
1b, 2а, 4б, 5а, 6b, 7а, 8b, 9а, 10b, 11а, 12b, 13а, 14b, 15а,
16а, 17а, 18а, 19b, 20а.
Подсчитать количество ответов и умножить
на 5.
Баллы:
0 – 35 – интроверсия
36-65 – амбиверсия
66-100 – экстраверсия
2.2 Индивидуально-типологический
опросник Л.Н. Собчик
(ИТО)
Эта методика, разработанная
Л.Н. Собчик, несмотря на свою лаконичность
является весьма информативной., с помощью
ИТО легко определяются типологические
особенности индивида, ведущие черты его
характера. По результатам обследования
легко понять, насколько уравновешенным
является индивид, какие особенности его
характера акцентуированы, в благоприятной
ли он находится ситуации или дезадаптирован.
Поэтому тест может успешно использоваться
в профориентации, при отборе и расстановке
кадров, в семейном консультировании,
в сфере образования в целях индивидуализации
подхода к отдельной личности. Время выполнения
теста - 30 минут.
Инструкция. Прочитав
каждое утверждение реши верно ли оно
по отношению к тебе, согласен ли ты с ним.
Если верно, то на бланке ответов рядом
с номером, соответствующим утверждению,
поставь «+». Если оно неверно, то поставь
«-».
Ключ к ИТО
L. Ложь (неискренность,
тенденция показать себя в лучшем свете) |
верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90 |
F. Аггравация (стремление
подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность
собственного характера) |
верно: 2,17,32,47,62,77,64,79 |
неверно: 91 |
I. Экстраверсия (обращенность
в мир реально существующих объектов и
ценностей, открытость, стремление к расширению
круга контактов, общительность) |
верно: 12,27,29,42,44,72 |
неверно: 14,57,87 |
II. Спонтанность (непродуманность
в высказываниях и поступках) |
верно: 4,19,21,34,49,50 |
неверно: 6,65,80 |
III. Агрессивность (активная
самореализация, упрямство и своеволие
в отстаивании своих интересов) |
верно: 7,22,36,37,51,53,68 |
неверно: 66,81 |
IV. Ригидность (инертность,
тугоподвижность) установок, субъективизм,
повышенное стремление к отстаиванию
своих взглядов и принципов, критичность
в отношении иных мнений) |
верно: 9,24,26,39,41,56 |
неверно: 71,83,86 |
V. Интроверсия (обращенность
в мир субъективных представлений и переживаний,
тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий
и субъективных идеальных ценностей сдержанность,
замкнутость) |
верно: 3,5,33,35,48,78 |
неверно: 18,20,63 |
VI. Сензитивность (впечатлительность,
склонность к рефлексии, пессимистичность
в оценке перспектив) |
верно: 15,28,43,59,89 |
неверно: 11,13,30,74 |
VII. Тревожность (эмоциональность,
восприимчивость, незащищённость) |
верно: 8,23,38,52,54,69,84 |
неверно: 67,82 |
VIII. Лабильность (эмотивность,
выраженная изменчивость настроения,
мотивационная неустойчивость, сентиментальность,
стремление к эмоциональной вовлеченности) |
верно: 10,25,40,55,58 |
неверно: 70,73,85,88 |
Суммируются значимые
ответы, приведенные в ключе. За каждый
ответ, совпадающий со значимым, начисляется
один балл. Интерпретация находится в
прямой зависимости от количества значимых
ответов по 8 шкалам (исключая шкалы "ложь"
и "аггравация"):
0-1 балл – гипоэмотивность,
плохое самопонимание или неоткровенность
при обследовании;
3–4 балла (норма) –
гармоничная личность;
5–7 баллов (умеренная
выраженность) – акцентуированные
черты;
8–9 баллов (избыточная
выраженность) – состояние эмоциональной
напряженности, затрудненная адаптация.
2.3 Определение
выборочной совокупности
Для диагностики было
опрошено 60 сотрудников МКУ «ЦФЭИМХО учреждений
в сфере образования» Одесского района.
Проведем анализ кадрового
потенциала данной организации:
Структура респондентов
по гендерному признаку
Рисунок 2.1− Структура
респондентов по гендерному признаку
Анализируя данные
рисунка 2.1 можно отметить, что мужчин
в данной организации немного больше чем
женщин это связано со спецификой деятельности
организации.
Рисунок 2.2− Анализ
структуры респондентов по степени участия
в производственном и управленческом
процессе
Из рисунка 2.2 видно
,что в процентном соотношении технический
персонал составляет большую часть это
связано с тем, организация занимается
обеспечением других учреждений техническим
персоналом, а самый маленький процент
занимает отдел кадров это связано с тем,
что количество сотрудников в организации
позволяет одному специалисту выполнять
свои функции.
Рисунок 2.3 − Структура
респондентов по возрасту
Из рисунка 2.3 видно
, что большую часть респондентов занимают
молодые люди в возрасте от 26 до 30 лет это
говорит о том, что организация делает
упор на молодых специалистов.
Рисунок 2.4 −Структура
респондентов по уровню образования
Анализируя структуру
респондентов по уровню образования можно
сделать вывод о том , что в организации
большинство людей имеют среднее образование
это связано со спецификой работы данной
организации
3. Анализ
результатов проведенного исследования
Исходя из проведенного
тестирования респондентов организации
МКУ «ЦФЭИМХО учреждений в сфере образования»
Одесского района были получены следующие
результаты по методике К.Юнга «Психологическая
типология личности», которые представлены
на рисунке 3.1
Рисунок 3.1−типология
респондентов по методике К.Юнга
Из рисунка 3.1 видно
, что 75% респондентов относится к типу
амбовертов. Этот тип людей отличается
тем, что в нем присутствуют слабовыраженные
черты обоих типов.