АНО ВПО
«ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА
УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине Диагностика
профессиональных способностей
на тему
«Диагностика
типологических особенностей личности
как фактора , определяющего профессиональную
деятельность»
Выполнила
студентка
очной
формы обучения
Специальности 080505.65
Управление персоналом
5 курса
Корниенко Мария Валерьевна
(фамилия
и инициалы)
Руководитель
проекта
Ст. преподователь А.Е Эрлих
(Ученая
степень)
(подпись)
(фамилия
и инициалы)
2014
Содержание
Введение.......................................................................................3
1 Теоретическая характеристика
диагностики типологических
способностей.................................................................................5
1.1 Способности, темперамент и характер как типологические
особенности личности..................................................................5
1.2 Темперамент
и характер как типологические способности
личности.........................................................................................15
1.3 Типологические особенности как фактор
определяющий
профессиональную деятельность ...............................................17
2 Методическая часть...................................................................23
2.1Психологическая
типология личности (К.Юнг)...................23
2.2 Индивидуально-типологический
опросник Л.Н. Собчик
(ИТО)..............................................................................................24
2.3 Определение выборочной
совокупности..............................26
3 Анализ результатов
проведенного исследования...................30
Выводы и рекомендации..............................................................33
Список использованной
литературы..........................................35
Приложение................................................................................37
Введение
В современной жизни успешность
любой профессиональной деятельности
приобретает все большее значение. Все
большее число специалистов говорят о
том, что эффективность деятельности зависит
от внутренних возможностей личности. Личность
каждого человека наделена только ей присущим
сочетанием психологических черт и особенностей,
образующих ее индивидуальность, составляющих
своеобразие человека, его отличие от
других людей. Индивидуальность проявляется
в чертах темперамента, характера, привычках,
преобладающих интересах, в качествах
познавательных процессов (восприятия,
памяти, мышления, воображения), в способностях,
индивидуальном стиле деятельности и
т.д. Профессиональная деятельность человека
напрямую связана с его типологическими
признаками , так как для различных профессий
нужны совершенно разные качества и особенности
личности, можно сделать вывод, что для
того, чтобы успешно развивалась деятельность
организации, а так же, сама личность
добилась успеха в деятельности, нужно
знать индивидуальные особенности которыми
должен обладать человек, который хочет
работать в той или иной сфере.
Целью данного курсового
проекта являются типологические особенности
личности как фактора, определяющий профессиональную
деятельность
Объектом
является МКУ «ЦФЭИМХО учреждений
в сфере образования» Одесского района
Омской области .
Предметом
деятельности является типологические
особенности личности.
Задачи:
−Изучить теоретическую
характеристику диагностики типологических
способностей;
−Подобрать методики для
выявления типологических особенностей;
− Определить выборочную
совокупность респондентов;
−Провести анализ результатов
исследования;
− Выявить проблемы;
− Дать рекомендации
При написании курсового
проекта использовались следующие методы:
опросы, графики, тесты, библиографический
метод.
1 Теоретическая характеристика диагностики
типологических способностей.
1.1 Способности, темперамент
и характер как типологические особенности личности.
Способности – это
свойства души человека, понимаемых как
совокупность всевозможных психических
процессов и состояний.
Способности представляют
собой высокий уровень развития общих
и специальных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих успешное выполнение человеком
различных видов деятельности.
Когда говорят о способностях
человека, то имеют в виду его возможности
в той или иной деятельности. Эти возможности
приводят как к значительным успехам в
овладении деятельностью, так и к высоким
показателям труда.
При прочих равных
условиях (уровень подготовленности, знания,
навыки, умения, затраченное время, умственные
и физические усилия) способный человек
получает максимальные результаты по
сравнению с менее способными людьми.
Деятельность человека
сложна и многогранна. Она предъявляет
различные требования к психическим и
физическим силам человека. Если наличная
система свойств личности отвечает этим
требованиям, то человек способен успешно
и на высоком уровне осуществлять деятельность.
Если такого соответствия нет, то у индивида
обнаруживается неспособность к данному
виду деятельности.
Вот почему способность
нельзя свести к одному какому-либо свойству
(хорошее цветоразличение, чувство пропорции,
музыкальный слух и т.п.). Она всегда синтез
свойств человеческой личности.
Таким образом, способность
можно определить как синтез свойств человеческой
личности, отвечающий требованиям деятельности
и обеспечивающий высокие достижения
в ней.
Способности – это
индивидуально-психологические особенности
личности, являющиеся условиями успешного
осуществления данной деятельности и
обнаруживающие различия в динамике овладения
необходимыми для нее знаниями, умениями
и навыками. Если определенная совокупность
качеств личности отвечает требованиям
деятельности, которой овладевает человек
на протяжении времени, педагогически
обоснованно отведенною на её освоение,
то это даёт основание заключать о наличии
у него способностей к данной деятельности.
И если другой человек при прочих равных
условиях не справляется с требованиями,
которые предъявляет ему деятельность,
то это дает основание предполагать у
него отсутствие соответствующих психологических
качеств, другими словами, отсутствие
способностей.
Пока человек не начал
определенной деятельности, у него существуют
только потенциальные способности к ее
выполнению, являющиеся свойствами его
личности, частично развившимися из его
задатков, но более сформированными его
опытом. Но как только он начинает эту
деятельность, его потенциальные способности
становятся актуальными способностями,
не только проявляющимися, но и формирующимися
в этой деятельности.
Различные виды деятельности,
отличаясь своим содержанием, соответственно
предъявляют различные требования к личности,
к ее способностям. Особенности этих требований
состоят не только в том, что для выполнения
одних видов деятельности необходимо
вполне определенное развитие каких-то
конкретных психических процессов (например,
определенного вида ощущений, сенсомоторной
координации, эмоциональной уравновешенности,
богатства воображения, распределения
внимания, более развитого словесно-логического
мышления и т.д.), но и их комплексов. Учебная
деятельность, большинство видов квалифицированного
труда предъявляют к личности комплекс
психологических требований. Различие
требований, предъявляемых деятельностями
к личности, нашло отражение в классификации
способностей человека.
Наиболее общей классификацией
способностей является деление их на две
группы: общие и специальные. Каждая из
этих групп делится на элементарные и
сложные, а внутри них уже выделяются конкретные
виды.
Все способности человека
как психические явления могут быть разделены
на четыре группы.
Выделяют виды способностей
по их направленности, или специализации
(общие и специальные способности).
Под общими способностям
и понимается такая система индивидуально-волевых
свойств личности, которая обеспечивает
относительную легкость и продуктивность
в овладении знаниями и осуществлении
различных видов деятельности. Общие способности
есть следствие, как богатого природного
дарования, так и всестороннего развития
личности.
Под специальными способностями
понимают такую систему свойств личности,
которая помогает достигнуть высоких
результатов в какой-либо специальной
области деятельности, например литературной
изобразительной, музыкальной, сценической
и т.п.
Элементарные общие
способности, присущие всем людям, хотя
и в разной степени их выраженности, –
это основные формы психического отражения:
способность ощущать, воспринимать, мыслить,
переживать, принимать и осуществлять
решения и запоминать. Ведь каждое элементарное
проявление этих способностей есть соответствующее
действие, выполняемое с различным успехом.
Специальные элементарные
способности – это способности, присущие
уже не всем людям, они предполагают определенную
выраженность каких-то качественных сторон
психических процессов.
Глазомер – это способность
с различной точностью воспринимать, оценивать
и сравнивать величины зрительно воспринимаемых
объектов, интервалов между ними и расстояний
до них, т.е. это определенное качество
зрительного восприятия.
Музыкальный слух –
это определенное качество слухового
восприятия, проявляющееся в способности
к различению музыкальных звуков и точному
воспроизведению их. Музыкальный слух
– это один из компонентов музыкальных
способностей. Специальные элементарные
способности развиваются на основе задатков
в процессе обучения.
Общие сложные способности
– это способности к общечеловеческим
видам деятельности: труду, учению, игре,
общению друг с другом. Они присущи в той
или иной степени всем людям. Каждая из
входящих в эту группу способностей представляет
собой сложную структуру свойств личности.
Специальные сложные
способности присущи уже не только в разной
степени, но и вообще не всем людям. Они
являются способностями к определенным
профессиональным деятельностям, возникшим
в процессе истории человеческой культуры.
Эти способности обычно называют профессиональными.
Совокупность ряда
способностей, обусловливающая особенно
успешную деятельность человека в определенной
области и выделяющая его среди других
лиц, обучающихся этой деятельности или
выполняющих ее в тех же условиях, называется
одарённостью.
О способностях человека
можно судить, наблюдая за процессом выполнения
им новых заданий в измененных условиях,
за ходом овладения деятельностью. Практически
судить о способностях учащегося можно
по совокупности таких показателей, как
скорость продвижения учащегося в овладении
соответствующей деятельностью, качественный
уровень его достижений, склонность к
занятиям этой деятельностью, соотношение
успеваемости и усилий, затрачиваемых
для достижения этих результатов. Последний
показатель очень важно учитывать, поскольку
один учащийся может, например, не успевать
потому, что он очень мало самостоятельно
занимается по предмету, а другой, хорошо
успевающий, возможно, тратит все личное
время на подготовку к предмету.
Изучая профессиональные
способности учащегося, преподаватель
должен выяснить: во-первых, насколько
у учащегося развиты такие черты характера,
как трудолюбие, организованность, сосредоточенность,
настойчивость, выдержка, самокритичность,
самоконтроль, которые выступают в качестве
необходимых условий для достижения устойчивых
успехов в любой осваиваемой профессии;
во-вторых, каковы профессиональные интересы
и склонности учащегося (это проявляется
в стремлении к основательному изучению
профессии во всех деталях или, напротив,
безразличном отношении к усваиваемому,
к успехам и неудачам в выполнении заданий
по профессии); в-третьих, насколько у учащегося
развиты необходимые для данной профессии
специальные элементарные способности,
что необходимо предпринять для их развития
или для развития качеств личности, компенсирующих
некоторые из этих способностей.
Идея «каждый человек
способен ко всему» неверна. Правильно
утверждение, что «каждый человек способен
к чему-нибудь полезному для общества».
Так, учащийся не способный
быть монтажником-высотником, шофёром
или наладчиком автоматических линий,
может быть не только способным, но и талантливым
станочником, оператором или поваром.
Неспособность к определенному
виду трудовой деятельности значительно
сложнее, чем отсутствие способностей.
Неспособность как отрицательная способность
– это тоже определенная структура личности,
в которую входят отрицательные для данной
деятельности ее черты.
Темперамент является
одним из наиболее значимых свойств личности.
Это аспект общей структуры личности,
характеризующийся предрасположенностью
к определённым моделям эмоционального
реагирования, изменений настроения и
уровнем чувствительности, определяемым
возбуждением. Имеется тенденция понимать
темперамент как генетическую предрасположенность.
Это и есть главное отличие понятия «темперамент»
от понятия «характер». Характер формируется
на основе темперамента под влиянием условий
жизни. В характере черты темперамента
содержатся в преобразованном виде. Различая
черты характера и черты темперамента,
можно говорить о том, что характер отражает,
что делает человек (способы поведения),
а темперамент – как осуществляется деятельность
(темповые характеристики, импульсивность,
интенсивность и т.д.).
В современной психологии
существует 4 типа темперамента: холерический,
сангвинический, меланхолический и флегматический.
Типы темперамента
можно охарактеризовать следующим образом:
Холерик - это человек
быстрый, с сильными загорающимися чувствами,
ярко выражающимися в речи, мимике, жестах;
нередко – вспыльчивый, склонный к бурным
эмоциональным реакциям.
Сангвиник – человек
быстрый, подвижный, дающий эмоциональный
отклик на все впечатления; чувства его
непосредственно выражаются во внешнем
поведении, но они не сильные и легко сменяют
друг друга.