Девиантное и делинквентное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях. Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность и факторы возникновения и особенности проявления разных форм делинквентного поведения подростков.
2. Выявить характеристики личностных особенностей подросткового возраста, имеющие значение в формирование форм делинквентного поведения.
3. Исследовать роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности.

Оглавление

Введение
Глава I. Значение социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение делинквентного поведения
1.1 Делинквентность как социально-психологический феномен
1.2 Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
1.3 Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Глава II. Особенности выявления роли социально – психологических факторов и их влияния на делинквентное поведение подростков
2.1 Материал и метод исследования
2.2 Обсуждение результатов. Заключение
2.3 Выводы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

делинквентное и девиантное поведенгие.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

Суммируя литературные данные, можно  перечислить следующие микросоциальные  факторы, вызывающие делинквентность:

— фрустрация детской потребности  в нежной заботе и привязанности  со стороны родителей (например, чрезвычайно  суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания  ребенка;

— физическая или психологическая  жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

— недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

— острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах

— потворствование ребенку в  выполнении его желаний; недостаточная  требовательность родителей, их неспособность  выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

— чрезмерная стимуляция ребенка  — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям  и сестрам [с. 61]; (Грищенко Л.А., Алмазов  Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. — Свердловск, 1988).

— несогласованность требований к  ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого  понимания норм поведения;

— смена родителей (опекунов);

— хронически выраженные конфликты  между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

— нежелательные личностные особенности  родителей (например, сочетание нетребовательного  отца и потворствующей матери);

— усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных  ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая  фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания  и смягчения переходит в разочарование  и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно  для ребенка. Кроме того, используя  агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение  правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого  результата. (Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.) [с.52-53].

Особое влияние оказывает и  кризис системы образования. С началом  радикальных экономических и  политических преобразований возникли совершенно новые проблемы, несуществовавшие ранее. С одной стороны, с изменением общества нужна модернизация образования  с целью обновления его содержания, с другой стороны, все больше коммерциализируется  образование как таковое. Это  является достаточно негативным признаком, так как ограничения доступа  образования оборачиваются для  общества серьезными социальными издержками – криминализацией части молодежи, взяточничеством, протекционизмом  и другими негативными явлениями. Коммерциализация образования снизила  доступность культуры, профессиональных знаний для большинства молодых  людей из малоимущих слоев населения, желающих стать специалистами. Очередная  реформа школы фактически свелась  лишь к созданию элитарных, преимущественно  частных учебных заведений, что  в определенной мере удовлетворяет  образовательные потребности незначительной части населения –людей с высокими доходами, но в еще большей степени  способствует социальному расслоению, затрудняет раскрытие способностей подростков из бедных слоев общества. В результате проведенного исследования, согласно экспертным оценкам, на недостаточную  квалификацию учителей, воспитателей указало 10 % экспертов, на кризис системы  образования – 35%, на влияние коммерциализации образования – 60% и на излишнюю стигматизацию  несовершеннолетних– 20 %.

Одним из негативных условий формирования делинквентного поведения подростков является раннее начало трудовой деятельности. Сегодняшние подростки переживают процесс социализациии приобщения к труду в условиях трансформации  социально-экономических отношений. Трансформация в России обусловила применение различных нелегальных  форм, в частности связанных с  вовлечением безнадзорных подростков в криминальный бизнес.

Отмечая досуговую сферу подростков, сегодняшние тенденции связаны  в основном с неблагоприятными изменениями, произошедшими в обществе. Досуговая  сфера также коммерциализируется. Кроме того, если ранее формированию жизненного интереса и творчества во многом способствовали работа детских  кружков, секций, привлечение подростков к работе в оперативных комсомольских  отрядах по охране общественного  порядка, то сейчас подростки в силу своей безынициативности не посещают подобные заведения (речь идет не только о платных, но и бесплатных кружках, спортивных секциях, которые существуют). По данным экспертных оценок, в результате проведенного исследования негативными  условиями досуговой сферы являются: работа секций, кружков перестала  выполнять свое предназначение –  отметили 10% экспертов; коммерциализацию досуговой сферы – 40 %; проведение досуга в неформальных подростковых группах – 15 %; возросшую безнадзорность и беспризорность – 55 %.

Особым фактором, влияющим на формирование делинквентного поведения подростков, является, негативное влияние СМК (Система  массовой коммуникации). Методологической основой изучения негативного влияния  средств массовой информации стали  работы У.Ландена, Г. Манхейма, У. Хили, С. Барта, А. Турена, М. Понятовского, Н. Лумана, Д.Беллаидр. Так, проведенный  в результате исследования контент-анализ художественных фильмов показал, что  в дни школьных каникул 54,4 % составляли фильмы с демонстрацией убийств, агрессии, насилия на телеэкране. Кроме  того, исследования показали, что среди  фильмов детективного жанра стали  преобладать фильмы отечественного производства, где демонстрация насилия  и агрессии наиболее откровенна (из 107 фильмов детективного жанра, только 59 зарубежного производства). В результате проведенного исследования 100 % экспертов  указали на наличие связи между  средствами массовой коммуникации делинквентными проявлениями подростков. Исследования, показали, что современные подростки  в среднем 4 часа в день проводят за телевизором и компьютером. (Сулейманова  С.Т. диссертация на тему: Делинквентное  поведение подростков в современном  российском обществе).

У большинства делинквентных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение  к школе и одноклассникам, с  которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть  к отличникам; негативную установку  к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным  и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального  общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого  человека, причем как юноши, так и  девушки; для достижения собственной  цели нанести другому имущественный  ущерб.

Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно  говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно  ниже законопослушных по самооценочным  категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты  и честности. Во-вторых, свои неудачи  они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление  и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих  потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских  тенденций ценностные ориентации имеют  прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение  баров и дискотек, просмотр кинофильмов  и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. (. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб., 1993).

В зависимости от степени и глубины  деформации процесса социализации, можно  выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность.

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных  представлений. Для них высокой  остается ценность труда, они ориентированы  на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично  общественное мнение окружающих, сохранены  социально значимые референтные  связи. При социальной запущенности, наряду с асоциальным поведением, резко деформируется система  ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение  к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой" жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию Их референтные  связи и ориентации также характеризуются  глубоким отчуждением от всех лиц  и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

Однако как среди несовершеннолетних, так и среди более взрослых преступников и большая часть  людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться  этими нормами в своем поведении, либо оправдывают себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.


Информация о работе Девиантное и делинквентное поведение