Девиантное и делинквентное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях. Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность и факторы возникновения и особенности проявления разных форм делинквентного поведения подростков.
2. Выявить характеристики личностных особенностей подросткового возраста, имеющие значение в формирование форм делинквентного поведения.
3. Исследовать роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности.

Оглавление

Введение
Глава I. Значение социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение делинквентного поведения
1.1 Делинквентность как социально-психологический феномен
1.2 Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
1.3 Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Глава II. Особенности выявления роли социально – психологических факторов и их влияния на делинквентное поведение подростков
2.1 Материал и метод исследования
2.2 Обсуждение результатов. Заключение
2.3 Выводы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

делинквентное и девиантное поведенгие.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

Алкогольное опьянение часто протекает  тяжело, с яростью и драками. В  пьяном виде могут быть совершены  поступки, о которых потом не остается воспоминаний. Реакция эмансипации  нередко протекает тяжело. От родных требуют не только «свободы» и  самостоятельности, но и «прав», доли имущества, материальных благ. Перед  начальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ. Реакция  группирования со сверстниками сопряжена  со стремлением к властвованию. Могут  хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима. (Фромм Э. Характер и социальный процесс // психология личности. Тексты. М., 1982., 56с.). Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий всех педантизм - все это рассматривается  некоторыми авторами как способ компенсации  собственной инертности.

Самооценка носит односторонний  характер. Отмечаются склонность к  периодам мрачного расположения духа, осмотрительность, приверженность к  аккуратности и порядку, нелюбовь к  пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, беспокойство о  здоровье, даже склонность к ревности.

Главной чертой истероидного типа является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного  внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять  же привлечь к себе внимание. В подростковом возрасте с целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут  использоваться нарушения поведения. Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством  выпитого или блеснуть изысканным выбором  алкогольных напитков. Иногда такие  подростки готовы изобразить из себя наркоманов. Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз - другой какой-либо доступный  суррогат, они любят расписывать  свои наркотические эксцессы. Реакция  эмансипации может иметь бурные внешние проявления - громогласные требования свободы, конфликты и  т.п. На самом же деле настоящей свободы  и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких  вовсе не жаждут избавиться.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряженностью. В сексуальном  поведении также много театральной  игры. Юноши чаще скрывают свои сексуальные  переживания, уходят от бесед на эти  темы, чувствуя, что среди товарищей  в этой области они могут легко  оказаться не на «высоте». Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумывать несуществующие связи, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц  и проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в  данный момент можно скорее всего  обратить на себя внимание.

Неустойчивый тип. С детства  отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при  этом трусливы, боятся наказаний, легко  подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются  с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются  симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.). Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые  более стеничными товарищами, могут  ради компании убежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в  уличных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда становятся подростками, то прежние  развлечения, вроде кино, теперь уже  не забавляют. Ищут более острых и  сильных ощущений, в ход идут хулиганские  поступки, алкоголизация, проявляется  интерес к наркотизации. Нарушения  поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12—14 лет) и всегда в компании асоциальных  приятелей. Поиск необычных впечатлений  легко толкает на правонарушения.

Реакция эмансипации тесно сопряжена  все с тем же желанием удовольствия и развлечения. Глубокой любви к  близким они никогда не питают. Родные для них прежде всего источник средств для развлечений. Реакция  группирования проявляется в  раннем тяготении к уличным асоциальным  компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся орудием таких групп. (.Я.Басов. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975., 22 с.).

Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах  ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с извращениями. Сексуальная жизнь становится таким  же источником развлечений, как выпивки  и хулиганские похождения.

Живут только настоящим, желая извлечь  из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются  убежать. С угрозой наказания  бывают связаны первые побеги из дома и из интернатов. Повторные же побеги нередко обусловлены тягой к  «свободной жизни».

Скрытая акцентуация по неустойчивому  типу обнаруживается, когда подросток, до определенного момента бывший под строгим присмотром, в силу обстоятельств внезапно оказывается  лишенным постоянного контроля. Он сразу же попадает в асоциальную  компанию, начинает алкоголизироваться и совершает правонарушения. При  воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается  психопатия.

Главная черта конформного типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо –  думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все было «как у  всех» — от одежды и манеры вести  себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Конформные подростки очень дорожат  местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение  поступают большинство товарищей. Слабое место в конформном характере - непереносимость крутых перемен. Ломка  жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным  реакциям особой склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего  толкает к алкоголизации.

Зафиксированы следующие параметры  развития личности подростков с отклоняющимся  поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний  настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует  интерес к учебе и познанию. Подростки – делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового  общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным  психологическим климатом. Подавляющее  большинство подростков с отклоняющимся  поведением – мальчики, среди которых  у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность.

Личностные особенности делинквентных  подростков свидетельствуют о деформации их характера: наличие конфликтов с  окружающими, неприязненное отношение  к позиции взрослого; заниженная у половины подростков потребность  в общении, которая выступает  средством самоутверждения и  компенсации неудовлетворенности  своим положением. Игнорирование  девиантов сверстниками с нормативным  поведением говорит об их выпадении  из круга нормального подросткового  общения.

Необходимо отметить следующие  составляющие личности с делинквентным  поведением:

- постепенное усугубление отдельных  негативных качеств личности, складывающихся  в криминогенный комплекс;

- особое стечение обстоятельств  и действие факторов, приводящих  к "сонастройке" и взаимодействию  криминогенных качеств, их развитию  и фиксации;

- фоновым условием для образования  и развития криминогенного комплекса  является наличие у подростка  общих трудностей и отставания  в развитии личности;

- наличие криминогенного комплекса  делает подростка нечувствительным  к воздействию воспитательных  мер, направленных на коррекцию  отдельных сторон его личности.

Остается открытым вопрос о том, стремится ли подросток перестроить  отношения и поведение, которые  противоречат нормам социума. (Антонян, Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю.М. Антонян // Психологические  механизмы насильственного преступного  поведения. - М. : ВНИИ МВД СССР, 1983. - С. 114-116.)

1.3 Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности

Делинквентное поведение подростков - почти всегда результат неправильного  воспитания. Неправильное воспитание - это недостаточное или чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. У благополучной  семьи, например, ребенок «самый-самый». Такой ребенок останется инфантильным, в жизнь вступит без подготовки, с характером трудным, неустойчивым. Эгоизм, себялюбие, желание жить за счет других - вот черты его характера в будущем, нелегко придется ему среди нормально воспитанных людей, а обществу трудно будет удовлетворить все его прихоти. Или в семье ребенок брошен на произвол судьбы. Никто, нигде его не учил, как должен вести себя человек нормальный. Для того, чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно преодолевать возникшие препятствия. Сегодня высказывается мнение, что подросток должен быть не ограничен в свободе развития. Тогда он вырастет личностью. Но, может, одному из ста, при благополучном стечении обстоятельств, и посчастливится вырасти личностью, то есть нормальным человеком, но остальным свобода принесет только девиантное поведение.

Семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, такие травматические события, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в  семье и вне семьи - эти факторы  выступают на первый план при обсуждении нарушенной "социальной экологии " как условий жизни подростка. Это во многих случаях сопровождается полной безнадзорностью, что неблагоприятно сказывается на подростках. Тенденции  криминализации подростковой среды  рассматриваются в связи с  такими факторами, как проживание ребенка  в неполной семье, из-за чего он лишается необходимых моделей поведения  для множества ситуаций, распространение  в среде подростков курения и  злоупотребление наркотическими веществами, внедрение в сознание агрессивных  моделей поведения благодаря  специальному построению программ телепередач (в частности, рекламы). ( Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. М., 1998.)

При воспитании в семьях, где имеются  отчим или мачеха, наблюдается  неблагоприятный психологический  климат в связи с натянутыми отношениями  между подростком и приемными  родителями. Особенно это выражено, когда заключается новый брак, когда ребенок уже находится  в подростковом возрасте.

Уровень образования родителей  сам по себе не играет решающей роли как фактор, способствующий делинквентному поведению подростков. Даже при высоком  уровне образования в отношениях между супругами часто возникают  разного рода неудовлетворенность. Это порождает натянутые отношения, неискренность, порой открытую вражду. У таких родителей нет единства в воспитании детей, чаще всего оно  отодвигается на второй план, что остро  чувствуют и переживают дети. Большинство  подростков выражают неудовлетворение семьей. Невнимание родителей к их интересам, неспособность удовлетворить  духовные запросы и ожидание, потребность  в интимно-личностном общении, в  ощущении собственной значимости служат источником отчуждения ребенка от семьи, которое быстро углубляется. Альтернативу семье в личностном общении подростки  находит в уличной компании, где  они видят почву дли самоутверждения, где их понимают и поддерживают их друзья.

В.С. Мухина, рассматривая вопросы  социализации и индивидуализации личности в обществе, подчеркивает, что предрасположенность  к делинквенции различной степени  закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь  благодаря родителям. «Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в  положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия  к людям» [c. 183] (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000 г.).

Влияние семьи, семейных отношений  и стиля семейного воспитания на поведение ребёнка носит системный  характер. Причем семья имеет, как  минимум, два уровня. Первый – это  своеобразие личности и поведения  каждого члена семьи по отношению  к другому члену семьи и  второй – это количественно-качественные характеристики межличностного взаимодействия членов семьи. Ребёнок нарушает поведение, опираясь на «родительский образец», а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неблагоприятных внутрисемейных отношениях.

В. Н. Кудрявцев указывает на состояние  отчуждения преступника от своей  среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10 % агрессивных преступников считали, что мать их не любила в  детстве (в «нормальной» выборке  только 0,73 %). (Кудрявцев В.Н. Генезис  преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998). 

Информация о работе Девиантное и делинквентное поведение