Девиантное и делинквентное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях. Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность и факторы возникновения и особенности проявления разных форм делинквентного поведения подростков.
2. Выявить характеристики личностных особенностей подросткового возраста, имеющие значение в формирование форм делинквентного поведения.
3. Исследовать роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности.

Оглавление

Введение
Глава I. Значение социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение делинквентного поведения
1.1 Делинквентность как социально-психологический феномен
1.2 Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
1.3 Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Глава II. Особенности выявления роли социально – психологических факторов и их влияния на делинквентное поведение подростков
2.1 Материал и метод исследования
2.2 Обсуждение результатов. Заключение
2.3 Выводы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

делинквентное и девиантное поведенгие.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Значение социальных и психологических  факторов, влияющих на возникновение  делинквентного поведения

1.1 Делинквентность как социально-психологический  феномен

1.2 Личностные особенности подросткового  возраста, имеющие значение в  формирование делинквентного поведения

1.3 Роль социальных факторов, влияющих  на появление делинквентности

Глава II. Особенности выявления  роли социально – психологических  факторов и их влияния на делинквентное  поведение подростков

2.1 Материал и метод исследования

2.2 Обсуждение результатов. Заключение

2.3 Выводы

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Изменения, происходящие сегодня в  обществе, выдвинули целый ряд  проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения  подростков. Актуальность ее заключается  в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение  ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные  семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Подростковый возраст – это  время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним  проявлением сложного процесса становления  его характера. Серьезные нарушения  поведения- нередко связанные с  отклонениями в этом процессе. Эмоциональное  развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают  осложнения психологического развития.

Согласно статистике 8 % всех преступлений в нашей стране совершается именно несовершеннолетними. Большая часть  из них, естественно подростки. Ведь этот возраст самый сложный период в жизни человека. Период выбора жизненного пути, время сомнений и  пересмотра своих жизненных позиций.

На протяжении столетий воспитание всех детей происходит примерно одинаково, но, однако, мы сталкиваемся с тем, что  какая-то часть из них идет по преступному  пути. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение  по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали  проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди  молодежи. 70% преступлений совершается  лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. (Психология трудных школьников Степанов В. Г. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.)

Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности  как причин подростковой делинквентности, так и особенностей ее проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый  феномен раскрывался во всей его  целостности, как правило, изучаются  его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции  и профилактики).

Цель исследования: изучить влияние  психологических и социальных факторов на формирование делинквентного поведения  у подростков в современных условиях.

Задачи:

1. На основе анализа литературы  раскрыть сущность и факторы  возникновения и особенности  проявления разных форм делинквентного  поведения подростков.

2. Выявить характеристики личностных  особенностей подросткового возраста, имеющие значение в формирование  форм делинквентного поведения.

3. Исследовать роль социальных  факторов, влияющих на появление  делинквентности.

4. Используя методы статистической  обработки установить степень  влияния социальных и психологических  факторов на формирование определенных  типов делинквентного поведения  у подростков.

5. Оценить возможности психодиагностических  тестов для выявления делинквентного  поведения у подростков.

Объектом исследования являются подростки  с делинквентным поведением.

Предметом исследования: психологические  и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков.

Гипотеза: социальные и психологические  факторы, оказывают влияние на формирование форм делинквентного поведения у  подростков.

Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов  исследования, включающих теоретический  анализ психологической литературы по изучаемой проблеме, применение методик, анализ данных.

Методы исследования:

- Анкетирование

-Опросник «ПДО»

-Опросник «Подростки о родителях»

-Опросник межличностных отношений  Шутца (ОМО)

- Вербальная диагностика самооценки  личности.

 

Глава I. Значение социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение делинквентного поведения

1.1  Делинквентность как социально-психологический феномен

делинквентное поведение подросток

Как в психологической литературе, так и в бытовом понимании  выражение «трудный подросток» подразумевает  факт проявления отклоняющегося или  асоциального поведения, социальной дезадаптации несовершеннолетних, которые являются результатом неблагоприятного социального  развития, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями [с. 134]( Андреева Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.).

В специальной литературе рассматриваемый  нами термин используется в различных  значениях. А.Е. Личко ввел в практику подростковой психиатрии понятия «делинквентность», но при этом под данным понятием он рассматривал лишь мелкие антиобщественные действия, влекущие мелкое хулиганство. (Личко А.Е. Психопатии и акцентуации  характера у подростков. – Л., 1983.) [c. 52]. В то же время, В.В. Ковалев  возражает против такой трактовки  делинквентности, указывая, что делинквентное  поведение является поведением преступным. (Королев В.В. Психиатрия детского возраста – М., 1979.).

Делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения личности подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющаяся  в воздействии на психику несовершеннолетнего  целого комплекса отрицательных  социально-психологических, психофизиологических факторов, проявляющихся в семейном неблагополучии, акцентуированности черт характера, психотравмирующими факторами, ситуационными особенностями и как следствие совершения различной тяжести правонарушений (С.А. Кулаков, 2001; В.Д. Менделевич, 2001; Е.В. Змановская, 2006; Е.Н. Кондрат, 2006) [4, 7, 12, 16].

Анализ психологической литературы по данному вопросу показал, что  понятие «делинквентность» связывается  с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму  мелких нарушений нравственно-этических  норм, не достигающих уровня преступления. В данном случае, оно совпадает  с асоциальным поведением. Оно  также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом; в этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным [c. 98].( Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.) .

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к  асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание  мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов  и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество  и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для  наказания в соответствии с УК.

Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, которые объясняются  относительно низким уровнем интеллектуального  развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным  влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных  ориентации. Отклоняющееся поведение  у подростков нередко служит средством  самоутверждения, выражает процесс  против действительности или кажущейся  несправедливости взрослых [с. 342]. (Гаврилова  Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука  и образование №1, 1997. – С. 51-56.)

Е.Н. Кондрат оценивает отклоняющееся, делинквентное поведение по уровням  и критериям, соответствующим этим уровням. Рассмотрим подробнее каждый из них:

Первый уровень – делинквентное  поведение характеризуется следующими показателями. В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами подростка  является интимно-личностное общение. Отвергаются воровство, агрессия, вредные  привычки. Одновременно у подростка  происходит нарушение положительных  связей (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самозащищенность). Подросток  иногда не выполняет предписанные ему  нормы, наблюдается вполне нормальное нарушение элементарных запретов, невыраженные аддикции вследствии кризисного периода.

Второй уровень – «зона риска», характеризуется деформацией ценностных ориентаций. Количество социальных связей уменьшается, начинаются межличностные  контакты с отрицательными неформальными  группами. Употребление алкогольных  напитков, воровство, уход от организованной деятельности более выражен. Велика вероятность асоциального поведения, для чего достаточно незначительного  давления.

Третий уровень – асоциальный, характеризуется большим смещением  ценностей, приоритетов. Такие понятия, как труд, семья, школа, как правило, категорически отвергаются. Количество социальных связей еще более уменьшается, но одновременно увеличивается число  конфликтных связей.

В.Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с  плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебных отношений к  ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и  «непедагогических» методов воспитания. На фоне социальной дезадаптации личности подростка, акцентуированных черт характера, внутреннего одиночества и беспомощности  происходит вхождение в преступную, «принимающую» группу и совершения правонарушения. (Кудрявцев В.И. Генезис  преступного поведения. – М., 1998).

Подростковая делинквентность  в подавляющем большинстве имеет  социальные причины - недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентных  подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье  деформированной – с недавно  появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди  подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и  лишающие семейной опеки. (Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки  психиатра. - Л., 1983).

Делинквентность далеко не всегда связана  с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы  в виде акцентуаций характера, имеется  меньшая устойчивость в отношении  неблагоприятного воздействия непосредственного  окружения, большая податливость пагубным влияниям. (Личко А. Е. Типы акцентуаций  характера и психопатий у подростков. - М., 1999).

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти  формы, они почти всегда характеризуются  плохими отношениями с другими  детьми, которые проявляются в  драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными  действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы  школы и поджоги. Между этими  различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в  том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей  вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению. Синдром  социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что  отчётливо проявляется в случаях  антиобщественных поступков. ( Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987).

По мнению Н. Смелзера, «особенности личности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все  виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной  психологической черты, конфликта  или «комплекса» нельзя объяснить  сущность преступности или любого другого  типа девиации. Более вероятно, что  девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических  факторов» [стр.129]. (Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.).

Психологические и социально-психологические  исследования личности подростков с  отклоняющимся поведением показывают, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции – ценностных ориентаций, установок потребностей. Заметное неблагополучие выявляется в  системе межличностных отношений  в семье, школе, на улице [с. 211]. (Андреева Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.).

Выделяют десять основных вариантов  отклоняющегося поведения:

1.  уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;

2.  систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;

3.  антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;

4.  антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;

Информация о работе Девиантное и делинквентное поведение