Девиантное и делинквентное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях. Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность и факторы возникновения и особенности проявления разных форм делинквентного поведения подростков.
2. Выявить характеристики личностных особенностей подросткового возраста, имеющие значение в формирование форм делинквентного поведения.
3. Исследовать роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности.

Оглавление

Введение
Глава I. Значение социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение делинквентного поведения
1.1 Делинквентность как социально-психологический феномен
1.2 Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
1.3 Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Глава II. Особенности выявления роли социально – психологических факторов и их влияния на делинквентное поведение подростков
2.1 Материал и метод исследования
2.2 Обсуждение результатов. Заключение
2.3 Выводы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

делинквентное и девиантное поведенгие.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

5.  антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;

6.  злоупотребление алкоголем;

7.  употребление наркотических и токсических веществ;

8.  уходы из дома, бродяжничество;

9.  азартные игры;

10.  прочие виды отклоняющегося поведения.

Подрастающее поколение изначально обречено на кризисную социализацию в современных условиях, причем девиантное поведение сегодня является большей  нормой для подростков, чем законопослушное, общественно-полезное поведение. Отсутствие какой-либо идеологии, значимых ценностных ориентаций привело к тому, что  современные подростки воспринимают элементы криминальной субкультуры  как наиболее приоритетные в настоящее  время. Негативные социальные причины  становятся источниками конфликтности  между обществом и подрастающим поколением. Наблюдая резкую поляризацию, подростки испытывают чувство разочарованности, что способствует увеличению фактов вовлечения подростков в криминальные группировки, в употребление наркотических  средств, в занятие проституцией. Следствием трансформационных изменений  является то, что многие подростки  сегодня относятся к так называемой маргинальной (от французского margial, латинское margo - край, граница, находящийся на границе  двух сред); человек, оказавшийся по своему положению вне определенного  социального слоя, группы, среде. Особенно опасным является то, что у некоторых  подростков вырабатывается особая система  ценностей, с присущей ей глубокой враждебностью  к существующим общественным институтам, крайними формами социальной неприспособленности  и непринятием всего существующего. (Садков, Е.Б. Маргинальность и преступность / Е.Б. Садков // СОЦИС. - 2000. - № 4. - С.43-48.).

1.2 Личностные особенности  подросткового возраста, имеющие  значение в формирование делинквентного  поведения

По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных  подростков обнаруживает изначальные  нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций  характера. Н. И. Озерецкий (1932) среди  беспризорников 20-х годов в 21—28 % диагностировал психопатию.

Однако для патохарактерологического формирования личности на почве акцентуаций  необходимо не просто любое неблагоприятное  социально-психологическое воздействие. Оно должно быть направлено в наиболее уязвимое для данного типа акцентуации  место и быть достаточно продолжительным. Основным проявлением патохарактерологического формирования личности и акцентуации  характера является девиантное поведение. (Семенюк Л.М. Психологические особенности  агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. –  М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998).

В периоде становления характера  его типологические особенности, небудучи еще сглажены и затушеваны жизненным  опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций  обычно сглаживаются. Это позволило  нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».( Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.).

Типы акцентуаций характера  весьма сходны и частично совпадают  с типами психопатий.

Наибольшую известность получил  термин К.Leongard «акцентуированная личность». Однако, правильнее говорить об «акцентуациях  характера». Личность - понятие гораздо  болeе сложное, чем характер. Она  включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях  К. Leonhard речь идет именно о типах  характера. К тому же в странах  с немецким языком термин «акцентуированная  личность» стали использовать как  клинический диагноз вместо термина  «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как  крайние варианты нормы. 

Классификация Личко предназначена  специально для подросткового возраста.

Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой  шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью  к озорству. В подростковом возрасте главная черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью  и брызжущей энергией. Лишь изредка  солнечное настроение омрачается вспышками  раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением  подавить слишком бурную энергию, подчинить  своей воле. Реакция эмансипации  сильно сказывается на поведении: такие  подростки рано проявляют самостоятельность  и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями, «проработкой» за мелкие проступки  дома и на собраниях реагируют  крайне бурно; плохо переносят жесткую  дисциплину и строго регламентированный режим. К правилам и законам представители  этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и  запрещенным.

Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят  одиночество, среди сверстников  стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности  в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в  сомнительной компании. Любят риск и авантюры.

Легко воодушевляясь, такие подростки  часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо  справляются с работой, требующей  большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью  не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в  радужных красках. Неудачи могут  вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Гипертимный тип встречается, как  правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно-обусловленные  патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое  поведение, эмансипационные побеги и т.п.).

Циклоиды в детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление  гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема  и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется: сперва дни, 1-2 нед, с возрастом они могут  удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В период подъема циклоидные подростки  выглядят как гипертимы.

Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над  старшими и желание везде и  всюду острить.

Эмансипационные устремления и  группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной  фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной  фазе их забрасывают, а в период подъема  возвращаются к ним или находят  новые.

Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое  поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды  подъема.

Лабильный тип в детстве не отличается от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность  настроения, которое меняется слишком  часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для  окружающих поводов. Кем- то нелестно сказанное  слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить  в мрачное расположение духа без  каких-либо серьезных неприятностей  и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость  и жизнерадостность и даже отвлечь  от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к группированию  со сверстниками целиком зависит  от настроения. В хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общения. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

При астено-невротический- главными чертами  являются утомляемость, раздражительность  и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется  при умственных занятиях или при  физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным  аффективным вспышкам, возникающим  нередко по ничтожному поводу. Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно ограничивается маломотивированными вспышками  раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще. К  сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с  близким другом.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических развитий. Срывы  часто возникают тогда, когда  подросток осознает невыполнимость лелеемых планов, нереальность надежд и желаний. (Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у  подростков. Л., 1977., 67с.)

Сенситивный тип. С детства пугливы  и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Чуждаются  бойких и шумных сверстников. Робки  и застенчивы среди посторонних  и в необычной обстановке. Несклонны  к легкому общению с незнакомыми. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и  спокойнее. К родным и близким  бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием. Слывут «домашними детьми». Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко  стесняются отвечать у доски. Сексуальное  влечение усиливает застенчивость  и переживания собственной неполноценности. Могут возникнуть суицидные намерения. Ни к делинквентности, ни к алкоголизации  склонности не отмечается. Сенситивные  юноши обычно не курят. В алкогольном  опьянении вместо эйфории нередко  можно наблюдать депрессивные переживания. Самооценка отличается высоким уровнем  объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют.

Психастенический тип - главными чертами  психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию  и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Подростковая реакция  эмансипации выражена слабо и  нередко замещена патологической привязанностью, к кому-либо из близких. (Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 14. Психология. 1979. №2., 22 с.). Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью  и полнотой. Часто выделяется склонность находить у себя черты самых разных типов, в том числе совершенно не свойственные, например, истерические.

С первых лет дети с шизоидным  типом любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча  слушая их беседы между собой. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются.

Прежде всего бросаются в  глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит  подростка, который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же неспособность  устанавливать контакты тяжело переживается. Неудачные попытки найти себе друга по душе, мимозоподобная чувствительность в моменты таких поисков, быстрая  истощаемость в контакте («не знаю о чем еще говорить») побуждают  к еще большему уходу в себя.

Подростковая реакция эмансипации  обычно проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть  мелочную опеку в быту и даже не замечать ее, подчиняться установленному распорядку и режиму, но готов реагировать  бурным протестом на малейшую попытку  вторгнуться без дозволения в  мир его интересов, увлечений  и фантазий.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоянством. Чаще встречаются  интеллектуально-эстетические хобби. В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры. Некоторым  шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: игра на музыкальных инструментах, всяческие поделки. Сексуальная  активность для окружающих обычно остается незамеченной. Не способные на флирт  и ухаживание, не умеющие добиться сексуальной близости в ситуации, где она возможна, шизоидные подростки могут внезапно для других проявлять сексуальную активность в самых грубых и даже извращенных формах.

Алкоголизация встречается редко. Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе отчет в своей  замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих. Обычно приписываемые  шизоидам соматические признаки (худощавость, дряблая мускулатура, сутуловатость) на фоне акселерации могут искажаться эндокринными сдвигами, обусловливая, например, избыточную полноту.

Лишь в части случаев черты  эпилептоидного типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок  может часами плакать и его  невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим, могут  выявиться садистские склонности, дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В большинстве  случаев черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной из них является склонность к периодам злобно - тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам  объекта, на котором можно сорвать  зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и  медленно ослабевая. С ними тесно  связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты  не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В  аффекте могут отмечаться безудержная  ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности  объекта нападения и неспособность  учесть его превосходящую силу. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией  с нанесением себе порою тяжких повреждений.

Информация о работе Девиантное и делинквентное поведение