Депрессия и склонность к риску

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения девиантного поведения несовершеннолетних заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, которые систематически употребляют алкоголь и занимаются проституцией. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ, СКЛОННОСТИ К РИСКУ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте 7
1.2. Понятие склонности к риску в психологии 14
1.3. Общая характеристика девиантного поведения 18
Выводы 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 25
2.1. Организация и методическое оснащение исследования 25
2.2. Описание и анализ результатов исследования взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению 27
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Файлы: 1 файл

курсач депрессия и склонность к риску.doc

— 450.00 Кб (Скачать)
 

      Анализ  данных показал, что высокий уровень склонности к риску свойственен подросткам, с высоким уровнем депрессии (100 %), а также 70 % подростков с тенденцией к депрессии и 60 % подростков, у которых не было выявлено депрессивных тенденций. Средний уровень склонности к риску характерен для четверти подростков без депрессии (25 %) и трети подростков с тенденцией к депрессией (30 %). Низкий уровень склонности к риску был выявлен у 15 % подростков без депрессивных тенденций. Для большей наглядности, представим, полученные результаты в виде диаграммы (рис. 2.3). 

      

     Рис. 2.3. Соотношение уровня склонности к риску и уровня депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению 

      Для выявления взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена [23].

      Расчет ранговой корреляции представлен в Приложении 6. Была обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем депрессии и уровнем склонности к риску (rs=0,353, при р≤0,047). Гипотеза исследования подтверждена. 

Выводы

      Таким образом, на основании проведенного эмпирического исследования можно  сформулировать следующие выводы:

      1. Среди подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают дети, у которых депрессия отсутствует (62,5 %). У трети подростков (31,25 %) была выявлена тенденция к депрессии, что свидетельствует о наличии ситуативного или невротического генеза. И только у 6,25 % подростков с девиантным поведением было выявлено наличие депрессии.

      2. У большинства подростков, склонных  к девиантному поведению, преобладает  высокий уровень склонности к  риску (65,63 %), у четверти подростков  выявлен средний уровень, и  только 9,37 % испытуемых показали  низкий уровень склонности к риску.

      3. Анализ данных также показал,  что высокий уровень склонности  к риску свойственен подросткам, с высоким уровнем депрессии  (100 %), а также 70 % подростков с  тенденцией к депрессии и 60 % подростков, у которых не было  выявлено депрессивных тенденций. Средний уровень склонности к риску характерен для четверти подростков без депрессии (25 %) и трети подростков с тенденцией к депрессией (30 %). Низкий уровень склонности к риску был выявлен у 15 % подростков без депрессивных тенденций.

      Все вышесказанное свидетельствует о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, склонны к проявлению рискованного поведения независимо от уровня депрессии. Подросткам, у которых были выявлены тенденция к депрессии или депрессия, свойственно более выраженная готовность к рискованному поведению. Они в большей мере готовы к риску, менее чувствительны к опасности, в меньшей степени испытывают страх перед рискованными ситуациями. Статистический анализ показал, что уровень депрессии в анализируемой выборке взаимосвязан с уровнем склонности к риску. Гипотеза исследования подтверждена.

     Полученные  диагностические результаты, позволяют  сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, мастеров производственного обучения, по снижению склонности к риску в воспитательной работе с подростками, склонных к девиантному поведению. Прежде всего, любая профилактическая, коррекционная программа должна включать в себя две типовые задачи:

  • развитие социальной, личностной компетентности;
  • выработка навыков самозащиты.

      В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных  мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы  их поведения. Множество этих факторов, а также негативных жизненных ситуаций, в которых оказывается подросток, особенно со слабо развитой, а может быть и утраченной в силу различных причин или ещё не сложившейся социальной ориентации на положительные действия, создают предпосылки к отклоняющемуся поведению, механизмы которого чаще всего индивидуальны.

      Немаловажным  элементом сложной системы механизмов профилактики девиантного поведения  является отношение самой личности к такому поведению, реакция на мнение окружающих, всего общества. В большинстве своём это отношение носит самооправдательный характер, в чём проявляется самозащитная реакция.

      Программа первичной профилактики для подростков, склонных к девиантному поведению, с депрессией и тенденцией к депрессии, а также со склонностью к риску должна решать следующие задачи:

    1. развитие личностной компетенции,
    2. формирование навыков защиты, умения противостоять факторам риска,
    3. формирование навыков эффективного общения, принятия решений,
    4. предупреждение возникновения проблем,
    5. формирование навыков регуляции эмоций, разрешение конфликтов.

      При обучении навыкам акцент должен делаться на методах групповой работы, психотехнических приёмах.

      Цель  такой работы – создание в подростковой среде ситуации, препятствующей рискованному поведению. Профилактическая программа должна включать определённые виды деятельности в каждом из последующих направлений:

  1. распространение информации о причинах, формах и последствия рискованного поведения,
  2. формирование у подростков навыков и умения правильно принимать решения,
  3. целевая работа с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к девиантному поведению,
  4. взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу,
  5. работа по изменению отношения к девиантному поведению.

      Работая в области психологического просвещения нельзя допускать:

  1. использования тактики запугивания (неэффективность такой тактики доказана),
  2. искажения и преувеличения негативных последствий девиантного поведения,
  3. ложной информации (даже после однократной её подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подросткоами, которые достаточно хорошо информированы).

      Программа первичной профилактики девиантного поведения среди подростков может включать следующие задачи:

  1. проведение информационной работы среди подростков с использованием интерактивных и семинарских форм.
  2. формирование навыков групповой тренинговой работы по первичной профилактике.
  3. проведение занятий по более детальному ознакомлению с проблемой и содержанием первичной профилактики.

      Современный подход к работе по профилактике девиантного поведения и склонности к риску среди подростков характеризуется усилением традиционных педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.

 

Заключение

      Решение поставленных задач в исследовании проблемы взаимосвязи депрессивных состояний и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению, позволило сделать следующие выводы:

      1. Изучение теоретических основ  проблемы депрессии, склонности  к риску и девиантного поведения  в психологии позволило констатировать, что, во-первых, «депрессия» в психологии — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Во-вторых, склонность к риску в данной работе обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери. В-третьих, девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый маргинальный переходный период от детства к взрослости.

     2. В ходе проведения эмпирического исследования были, во-первых, установлено, что среди подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают дети, у которых депрессия отсутствует (62,5 %), в тоже время у трети подростков была выявлена тенденция к депрессии, что свидетельствует о наличии у них ситуативного или невротического генеза. Во-вторых, было обнаружено, что у большинства подростков, склонных к девиантному поведению, преобладает высокий уровень склонности к риску (65,63 %), у четверти подростков выявлен средний уровень, и только 9,37 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску. Это свидетельствует о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, склонны к проявлению рискованного поведения независимо от уровня депрессии. В-третьих, в результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, уровень депрессии взаимосвязан со склонностью к риску у подростков, с девиантным поведением. Была обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем депрессии и уровнем склонности к риску (rs=0,353, при р≤0,047). Это свидетельствует о том, что подросткам, у которых были выявлены тенденция к депрессии или депрессия, свойственно более выраженная готовность к рискованному поведению. Они в большей мере готовы к риску, менее чувствительны к опасности, в меньшей степени испытывают страх перед рискованными ситуациями. Статистический анализ показал, что уровень депрессии в анализируемой выборке взаимосвязан с уровнем склонности к риску. Гипотеза исследования подтверждена.

     3. На основании полученных результатов  были сформулированы психолого-педагогические рекомендации, которые целесообразно использовать в работе специалистов системы образования (психологов, социальных педагогов). Полученные эмпирические результаты могут лечь в основу разработки тренингов и коррекционных программ для подростков, склонных к девиантному поведению, и которые будут способствовать снижению у них уровня депрессии и склонности к риску.

 

Список  использованных источников

  1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов. – М.: Медпрактика, 2000. – 224 с.
  2. Бедулин, Г.Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка / Г.Ф. Бедулин, А.Д. Григорьев, И.И. Прочакова. – Минск, 2001. – 174 с.
  3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М., 1994. – 254 с.
  4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие; под. ред. Е.М. Гришиной. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 174 – 175.
  5. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я.И. Гилинский. – М., 1994. – С. 485–514.
  6. Григорьева, Н.К. Клинические особенности депрессий детского и подросткового возраста / Н.К. Григорьева, В.Г. Объедков. – Минск: БГМУ, 2005. – 13 с.
  7. Групповая психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Методич. рекомендации; авт.-сост. Т.А. Емельянцева. – Минск, 2000. – 43 с.
  8. Де Пауло, Р. Понять депрессию: что мы знаем о депрессии и как нам с ней бороться / Р. ДеПауло, А.Х. Лесли. – М.: Альпина бизнес букс, 2004. – 410с.
  9. Депрессия: справочник; пер. с англ. В.Д. Сухарева. – М.: Мир, 2000. – 214 с.
  10. Иовчук, Н.М. Депрессия у детей и подростков / Н.М. Иовчук, А.Н. Северный. – М.: Школа-пресс, 2004. – 80 с.
  11. Кареон, Р. Анормальная психология / Р. Кареон, Дж. Батчер, С. Минеке. – СПб.: Питер, 2004. – 1166 с.
  12. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – Минск, 1989. – 395с.
  13. Ковалев, В.В. Социально–психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев // Нарушения поведения у детей и подростков. – М., 1981. – С. 11–23.
  14. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск, 1989. – 395 с.
  15. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т.В. Корнилова. – М.: ИП РАН, 1997. – 230 с.
  16. Корнилова, Т.В. Риск в мышлении как условие риска в действии / Т.В. Корнилова // Управление риском. – 1997. – № 3. – С. 21–28.
  17. Котик, М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. – Таллин: Валгус, 1987. – 440 с.
  18. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Наука, 1988. – 77 с.
  19. Крайг, Г. Психология развития / Крайг Г. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  20. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния / Н.Д. Левитов // Психические состояния. Хрестоматия; сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001 – С. 44–47.
  21. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.
  22. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 384 с.
  23. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. Пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
  24. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996. – 176 с.
  25. Погодин, И.А. Психология суицидального поведения / И.А. Погодин. – Минск: Тесей, 2005. – 208 с.
  26. Подольский, А.И. Внимание: подростковая депрессивность / А.И. Подольский, О.А. Идобаева. – М.: Вербум-М, 2004. – 127 с.
  27. Подольский, А.И. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика / А.И. Подольский, О. Идобаева, П. Хейманс. – СПб.: Питер, 2004. – 201 с.
  28. Психические состояния. Хрестоматия; сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
  29. Психология. Словарь; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  30. Пути предупреждения асоциального поведения учащихся ПТУ: методические рекомендации; под ред. В.Ф. Володько, Л.А. Пергаменщика, И.А. Фурманова. – Минск: НИО, 1989. – 20 с.
  31. Руководство по психиатрии: в 2-х т.; под ред. А.В. Снежевского. – М.: Медицина, 1983. – Т. 1. – С. 438–446.
  32. Солнцева, Г.Н. Психологическое содержание понятия риск / Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. Серия 14. – 1999. – № 2. – С. 14–23.
  33. Шереги, Ф.Э. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, Н.В. Вострокнутов, С.Б. Зайцев, Б.А. Никифоров. – М., 2001. – 48 с.
  34. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336 с.
  35. Юричка, Ю.Н. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя / Ю.Н. Юричка. – М., 1984. – 272 с.

Информация о работе Депрессия и склонность к риску