Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:48, курсовая работа
Актуальность изучения девиантного поведения несовершеннолетних заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, которые систематически употребляют алкоголь и занимаются проституцией. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ, СКЛОННОСТИ К РИСКУ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте 7
1.2. Понятие склонности к риску в психологии 14
1.3. Общая характеристика девиантного поведения 18
Выводы 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 25
2.1. Организация и методическое оснащение исследования 25
2.2. Описание и анализ результатов исследования взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению 27
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
3. Девиантное поведение – это отклоняющееся поведение от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый маргинальный переходный период от детства к взрослости.
4.
Одной из форм проявления
Подводя итог проведенному анализу литературных источников, можно сделать вывод, что исследователями накоплен значительный материал в отношении взаимосвязи различных значимых обстоятельств жизнедеятельности подростков и особенностей личности с возникающими депрессивными состояниями, деструктивно влияющими на многие параметры учебной и коммуникативной активности школьников. Вместе с тем приходится констатировать отсутствие в современной литературе системных представлений о взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у девиантных подростков. Возможным объяснением такое ситуации может быть то, что исследования депрессивных состояний в юношеском возрасте возникли и проводились в основном в рамках патопсихологической и клинической традиций, не подразумевающих целостного, системного рассмотрения динамики психического (в нашем исследовании — эмоционального) развития подростков, являющегося приоритетной особенностью возрастно-психологического и психолого-педагогического подходов.
Основная цель нашего исследования – изучить у подростков, склонных к девиантному поведению уровень депрессии и склонность к риску.
Объект исследования: депрессивное состояние.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению.
Отсюда следующая гипотеза: уровень депрессии взаимосвязан со склонностью к риску у подростков, склонных к девиантному поведению.
В качестве основных задач мы выделили:
1. Определить уровень депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению.
2. Выявить взаимосвязь между уровнем депрессии и склонности к риску у девиантных подростков.
3. Сформулировать выводы.
Методики исследования: 1) опросник депрессии Бека; 2) опросник А.Г. Шмелева определения склонности к риску.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Инспекции по делам несовершеннолетних Сморгонского РОВД г. Сморгонь (15 человек) и группы КШ ПТУ № 128 г. Сморгонь (17 человек). Всего в исследовании приняло участие 32 человека.
Для решения заявленной проблемы использовалась следующая методика – опросник депрессии А.Т. Бека [27].
Опросник депрессии А.Т. Бека (BDI) разработан в качестве стандартизованной меры глубины депрессии в 1961 г. и является одной из первых шкал, разработанных для качественной и количественной оценки депрессии, его валидность (надежность) подтверждена многочисленными испытаниями. Отмечается чувствительность теста к динамике депрессивных расстройств, что позволяет использовать его для оценки эффективности проведенного лечения (Приложение 1).
Его пункты основаны на наблюдениях аттитюдов и симптомов, характеризующих депрессивных пациентов. Поскольку было обнаружено, что количество сообщаемых симптомов напрямую связано с глубиной депрессивного состояния, в опросник вошли все значимые симптомы и аттитюды, ассоциирующиеся с депрессией. В опроснике они представлены 21 категорией симптомов и аттитюдов: грусть, пессимизм, чувство провала, неудовлетворенность, вина, чувство кары, неприязнь к себе, самообвинения, суицидальные мысли, периоды плача, раздражительность, уход от контактов с другими, нерешительность, искаженный образ тела, застой в работе, нарушение сна, быстрая утомляемость, потеря аппетита, потеря веса, озабоченность соматическими симптомами и утрата либидо.
Считается, что испытуемый страдает депрессией, если он набрал более 25 баллов. Результат менее 10 баллов говорит об отсутствии депрессивных тенденций и хорошем эмоциональном состоянии испытуемого. Промежуточную группу составляют испытуемые с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза.
С целью оценить склонность к риску подростков был использован опросник А.Г. Шмелева определения склонности к риску [24].
Опросник представляет собой 50 утверждений, которые испытуемые должны оценить как верно или не верно по отношению к себе (Приложение 2).
Анализ склонности к риску как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что показатель склонности к риску может варьировать от 0 до 40. Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску.
Если показатель склонности к риску составляет 30 и более единиц, то ее уровень является высоким, такого человека можно назвать рискующим при условии, что его ответы были достаточно искренними. Если показатель в границах от 11 до 29 – то склонность к риску средняя, а если меньше, чем 11, то уровень риска низкий, такой человек не любит рисковать, и его можно назвать осмотрительным.
Во
время интерпретации
Результаты
исследования подвергались содержательному
анализу Дальнейшая обработка полученной
количественной информации осуществлялась
методом ранговой корреляции Спирмена
[23]. Статистическая обработка данных
проводилась с помощью пакета SPSS 16.0.
В соответствии с логикой исследования нами изучался уровень депрессии с помощью опросника А.Т. Бека. Результаты опросника представлены в Приложении 3.
Полученные данные позволили выделить три группы подростков, склонных к девиантному поведению: подростки с высоким уровнем депрессии, с легким уровнем и подростки, у которых отсутствует депрессия (табл. 2.1).
Как
видно из таблицы 2.1, среди подростков,
склонных к девиантному поведению,
преобладают дети, у которых депрессия
отсутствует (62,5 %). Это говорит о том, что
у большинства подростков хорошее эмоциональное
состояние. У трети подростков (31,25 %) была
выявлена тенденция (легкий уровень) к
депрессии, что свидетельствует о наличии
ситуативного или невротического генеза.
И только у 6,25 % подростков с девиантным
поведением было выявлено наличие депрессии
(высокий уровень).
Таблица
2.1. – Уровень депрессии у
Уровень депрессии | Кол-во | % |
Отсутствие депрессии | 20 | 62,5 |
Легкий уровень (тенденция) | 10 | 31,25 |
Высокий уровень (депрессия) | 2 | 6,25 |
Всего: | 32 | 100 |
Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (рис. 2.1).
Рис.
2.1. Уровень депрессии у подростков, склонных
к девиантному поведению
Далее, исходя из логики нашего исследования, была изучена склонность к риску у подростков, склонных к девиантному поведению с помощью опросника А.Г. Шмелева.
Анализ
данных позволил получить показатель
величины склонности к риску как черты
характера (Приложение 4) и выделить следующие
уровни склонности к риску у испытуемых
(табл. 2.2).
Таблица 2.2. – Уровень склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению
Уровень склонности к риску | Кол-во | % |
Низкий уровень | 3 | 9,37 |
Средний уровень | 8 | 25 |
Высокий уровень | 21 | 65,63 |
Всего: | 32 | 100 |
Как видно из таблицы 2.2 у большинства подростков, склонных к девиантному поведению, преобладает высокий уровень склонности к риску (65,63 %), у четверти подростков (25 %) выявлен средний уровень к риску, и только у 9,37 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску.
Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Уровень склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению
Как видно из рис. 2.2, подростки, с девиантным поведением, склонны к проявлению рискованного поведения.
Следующим шагом в эмпирическом исследовании было сравнение результатов, полученных по двум методикам (Приложение 5).
Исходя
из логики нашего исследования, испытуемые
были разбиты на три группы. Критерием
деления на группы явился уровень депрессии
(табл. 2.3).
Таблица 2.3. – Соотношение уровня склонности к риску и уровня депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению
Уровень депрессии | Уровень склонности к риску | |||||||
низкий | средний | высокий | всего | |||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
Отсутствие депрессии | 3 | 15 | 5 | 25 | 12 | 60 | 20 | 100 |
Легкий уровень (тенденция) | — | — | 3 | 30 | 7 | 70 | 10 | 100 |
Высокий уровень (депрессия) | — | — | — | — | 2 | 100 | 2 | 100 |