Депрессия и склонность к риску

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения девиантного поведения несовершеннолетних заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, которые систематически употребляют алкоголь и занимаются проституцией. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ, СКЛОННОСТИ К РИСКУ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте 7
1.2. Понятие склонности к риску в психологии 14
1.3. Общая характеристика девиантного поведения 18
Выводы 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 25
2.1. Организация и методическое оснащение исследования 25
2.2. Описание и анализ результатов исследования взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению 27
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Файлы: 1 файл

курсач депрессия и склонность к риску.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, риск – это «прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия» [32, с. 23].

     Кроме прогностической оценки, необходимым  условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом  аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он «взвешивает» условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат.

     И в конечном счете, по мнению ряда исследователей, все источники неопределенности субъективны и определяются возможностями и ограничениями человека учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат. Источники неопределенности могут быть как внешние, так и внутренние.

     Еще один фактор – субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата. Чем больше затрат требует действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости.

     Особая  группа факторов, влияющих на выбор  критерия, связана с индивидуально-личностными  особенностями субъекта. Прежде всего, это склонность к риску. Так, П. Вайнцвайг анализирует «готовность к риску» как позитивную характерологическую составляющую «храбрости». Г. Айзенк готовность к риску как склонность к поиску сильных ощущений отличает от импульсивности, более тесно связанной с темпераментом. Ю. Козелецкий, относит склонность к риску к личностным чертам, поскольку ее проявление обусловлено как средовыми факторами, так и другими, личностными — уровень тревоги, агрессивности и др.

      М.А. Котик в понятие «готовность  к риску» кроме устойчивых качеств индивида включает и ситуативные факторы трудовой задачи, по отношению к которым складывается такая готовность [17].

     Как видно, риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать  с разных, а иногда и с противоположных позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций и т.д.

     Таким образом, можно определить понятие риска как ситуативной характеристики деятельности, связанной с неопределенностью её результата и возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха. В психологии различают три значения термина риска: 1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности; 2) риск как действие, грозящее субъекту потерей; 3) риск как ситуация выбора между двумя альтернативами – менее привлекательной, но более надежной и более привлекательной, но менее надежной.

     Под термином «склонность» имеется в виду избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Склонность к риску в данной работе обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери. 

1.3. Общая характеристика девиантного поведения

 

     Девиантное  поведение – это отклоняющееся поведение от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы [12].

     По  определению Я.И. Гилинского, поведение  является девиантным, если поступки или  действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся  в данном обществе нормам и правилам [5, с. 164]. Девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, и характеризуется как отступление от существующих социальных норм, их нарушение, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора. В этих, а также других аналогичных определениях сущности девиантного поведения заложен один общий принцип, согласно которому социальные отклонения порождаются в основном социальными факторами, хотя эта точка зрения и не является единственной [5, с. 165].

      В.Т. Кондрашенко [14], рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно–психических заболеваниях.

      Девиантное  или отклоняющееся поведение, поскольку  оно не обусловлено нервно–психическими заболеваниями, понятие социально–психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно–историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности [30].

      В отечественной литературе принято  выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения [13, 21 и др.]. Непатологические девиации – это нарушения поведения у психически здорового человека. В.В. Ковалев [13] подчеркивает, что судить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально–психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, в противном случае имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии.

      Однако  в любом случае девиантное поведение  сохраняет свою связь с поло–возрастными особенностями личности и ее непатологическими  отклонениями, к числу которых  применительно к детям можно отнести: психологические особенности возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно–личностные реакции, особенности характера и социально–педагогическую запущенность.

      Патологические  формы девиантного поведения  – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических нарушениях, как патологические ситуационно–личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития [30].

     Однако  существуют такие виды отклоняющегося поведения, которые являются серьезными и рассматриваются как социальная патология. К ним относятся преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и некоторые другие проявления девиантного поведения подростков.

     Необходимость в регулировании поведения подростков будет всегда оставаться одной из актуальнейших социально-психологических проблем. Стремление к его преодолению чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает подростков с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям не соответствующим общепринятым нормам поведения. Причинообразующими факторами отклонений в поведении подростков могут быть также психологическая невосприимчивость социальных норм, являющаяся следствием издержек его социализации, или же отклонений на биологическом уровне.

     Девиантное  поведение подростков – многоплановое психо-социальное явление. Оно проявляется в самых различных сферах его жизнедеятельности. Каждому из них свойственны определенные признаки, черты, способы и формы проявления.

     Типология девиантного поведения позволяет  выявить специфические особенности причинно-следственных связей, связей, свойственных каждому из них. В зависимости от типа нарушаемой нормы девиантное поведение классифицируется, например, по видам: преступление и аморальные поступки, к которым можно отнести пьянство и алкоголизм, наркоманию и проституцию и т.п. Однако это деление может быть относительным, т.к. игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение. Девиантное поведение классифицируется по уровню и масштабности (индивидуальный или массовый характер), по элементам его внутренней структуры (по принадлежности к той или иной социальной группе, половозрастным характеристикам и другое), по ориентированности (экстровертированное – направленное на внешнюю среду, интровертированное – ориентированное преимущественно на самого себя: пьянство и алкоголизм, наркомания, самоубийство и другое). Типизация девиаций в поведении возможна также и по другим основанием, выбор которых в каждом конкретном случае обуславливается поставленными задачами и целями [12].

     Немаловажным  элементом сложной системы механизмов в социальных отклонениях является отношение самого подростка к совершившим им нарушениям норм поведения, реакция на мнение окружающих, всего общества. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция. Этот феномен в сознании подростков с девиантным поведением давно обнаружен социально-психологическими исследованиями. Установлено, что всем им свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдание своих поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были. Такая однозначно целенаправленная, как правило, оценочная ориентированность подростков с девиантным поведением значительно затрудняет борьбу с этим социальным злом, нередко снижает эффективность профилактических мероприятий. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности подростка мотивировки своих действий у них постепенно снижаются, переходя к полной потере, свойственного человеку, стремления к признанию и престижу.

     Выявление и изучение механизмов социальных отклонений показывает, что важнейшими факторами, предопределяющими поступки и действия подростков, являются, прежде всего, уровень их сознания, нравственности, развитость системы социальных регуляторов и отношение общества к подросткам, склонных к девиантному поведению. Недооценка хотя бы одного из них приводит к серьезным последствиям, опасным как для самого подростка, так и для всего общества в целом.

     При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях процесса социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и девиантного поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Ведь, асоциальным, девиантным поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

     К социальным отклонениям корыстной  направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, спекуляцию и т.д.). Среди подростков такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступно-наказуемых действий, так и в виде правонарушений и аморального поведения.

     Социальные  отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, тяжкие преступления, как изнасилование  и убийства). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).

     Таким образом, асоциальное поведение, различаясь по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных социальных девиациях, от нарушений норм морали, незначительных правонарушений до тяжких преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне, к нарушению социальных норм и развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции.

     Девиантное  поведение является результатом  неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих  на разных возрастных этапах. Особый пик  таких нарушений приходится на подростковый и юношеский возраст, так называемый маргинаный переходный период от детства к взрослости. 

Выводы

      1. В медицине термин «депрессия» трактуется как психопатологические состояния, характеризующиеся сочетанием подавленного настроения, снижения психической и двигательной активности с соматическими расстройствами. «Депрессия» в психологии — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Использование термина «депрессивное состояние» (депрессивность) опирается на психологическую составляющую данного понятия. Термин «депрессивное состояние» относится к классу психических состояний.

      2. Депрессивные состояния подростков имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истиной депрессивной симптоматики, преломленной через возрастные особенности, с личностными защитными реакциями, формирующимися в ответ на собственную несостоятельность, невозможность эффективно усваивать школьную программу и адаптироваться в коллективе сверстников.

      Таким образом, взаимодействие медицинского и психологического знания становится необходимым для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у юношества. При этом на первое место среди трех групп депрессивных явлений (депрессия как психическое заболевание, депрессивные состояния, депрессивное настроение) выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивные настроения — как правило, проявления различных психологических механизмов, связанных как со спецификой юношеского возраста, так и с индивидуально-типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков. Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростков, не являются сами по себе однозначными симптомами болезни и поэтому не всегда вызывают к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей.

Информация о работе Депрессия и склонность к риску