Обычно демократический
стиль управления применяется,
когда исполнители хорошо разбираются
в той работе, которую они выполняют
и могут творчески, со всех сторон подойти
к ней, внести новизну.
Демократический
стиль управления, как показывают
различные исследования, имеет больше
преимуществ, нежели авторитарный,
практически во всех случаях
коллектив организации наиболее
удовлетворен демократическим стилем
руководства, то есть таким, при котором
руководитель ориентирован в своей деятельности
на подчиненных: принимает решения с учетом
их мнения, предоставляет им инициативу
в процессе работы. Также демократический
стиль обладает следующим рядом преимуществ:
· позволяет решать нестандартные
задачи, которые требуют творческого
подхода;
· идеи, выдвинутые подчиненными, ложатся
в основу решений руководителя и,
таким образом, сотрудники остаются
удовлетворенными, а ответственность
руководителя подкрепляется их моральной
поддержкой;
· в коллективе организации создается
благоприятный психологический
климат, что позволяет эффективнее
использовать психологические механизмы
мотивации подчиненных;
· руководитель освобожден от принятия
малозначащих, не принципиальных вопросов
деятельности организации;
· заботливое отношение со стороны
руководителя, позволяет сочетать требовательность
с готовностью прийти на помощь подчиненным;
· цели и задачи деятельности организации
доступны и понятны подчиненным.
Однако демократический стиль
руководства не следует применять,
если коллектив не устоявшийся, работники
не обладают достаточной квалификацией
и активностью, а производство основано
не на экстремальных условиях. Также
данные стили требует много времени
на разработку и согласования управленческого
решения, таит в себе опасность ослабления
контроля, иногда даже приводит к безответственности.
3.2 То, на чём основан демократический стиль
руководства.
Демократический стиль основан
на сочетании принципа единоначалия
и общественного самоуправления. Руководитель
такого типа обычно избирается на собрании
трудового коллектива или собственников
и должен выражать интересы большинства.
Как правило, он может удачно выявить,
принять и реализовать стратегические
цели развития предприятия, сочетая групповые
интересы. Это хороший «политик», «дипломат»,
«стратег», «хитрая лиса», просчитывающий
варианты на много шагов вперед, сочетающий
методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный
и открытый человек, как правило, не поддающийся
соблазнам: деньги, женщины и власть), т.к.
они крайне раздражают завистников и способствуют
росту оппозиции. В своей работе постоянно
опирается на группу единомышленников
в лице дирекции, правления, президиума,
совета.
Демократический
(коллегиальный) стиль основан
на том, что руководитель децентрализует
свою управленческую власть. Принимая
решение, он консультируется с
подчиненными, которые получают
возможность принимать участие
в выработке решении.
Этот стиль в
максимальной степени сочетает в себе
методы убеждения и принуждения, помогает
каждому работнику четко сформулировать
его личные цели, установить эффективную
коммуникацию между руководителем и подчиненным.
К негативным последствиям использования
демократического стиля следует отнести
дополнительные затраты времени на обсуждение
проблемы, что в экстремальных условиях
можно резко снизить эффективность управления.
Этот стиль
основан на инициативе коллектива
. Предполагает взаимодействие . У
руководителя и подчиненного в этом
случае возникает чувство доверия и взаимопонимания.
Настоящий демократический стиль избегает
навязывание своей воли подчинённым. С
психологической точки зрения демократический
стиль управления наиболее благоприятен,
это положительно влияет на работу
и результаты труда, инициативу .
Демократический стиль руководства
целесообразно использовать в производственных
коллективных отраслей принадлежности
и вида производимой продукции.
Заключение
Проведенные
исследования показали, что в
своей практической деятельности
руководители не используют один
устоявшийся стиль руководства.
Они вынуждены его постоянно
корректировать в соответствии
с изменяющимися как внутренними, так
и внешними условиями. Сейчас руководители
должны больше внимания уделять человеческим
качествам своих подчиненных, их преданности
фирме и способности решать проблемы.
Высокие темпы морального старения и постоянные
перемены, характерные сегодня почти для
всех отраслей производства вынуждают
руководителей быть постоянно готовыми
к проведению технических и организационных
реформ, а так же к изменению стиля руководства.
Используя рассмотренные в данной работе
стили, которые изучались различными исследователями,
руководитель сможет в конкретной ситуации
проанализировать, подобрать и оценить
результаты от использования того или
иного стиля руководства. От выбора стиля
руководства зависит не только авторитет
руководителя и эффективность его работы,
но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения
между подчиненными и руководителем. Когда
вся организация работает достаточно
эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает,
что помимо поставленных целей достигнуто
и многое другое, в том числе и простое
человеческое счастье, взаимопонимание
и удовлетворенность работой.
Каждый
руководитель в процессе управленческой
деятельности выполняет свои
обязанности в свойственном только
ему стиле. Стиль руководства
выражается в том, какими приемами
руководитель побуждает коллектив к инициативному
и творческому подходу к выполнению возложенных
на него обязанностей, как контролирует
результаты деятельности подчиненных.
Принятый стиль руководства может служить
характеристикой качества деятельности
руководителя, его способности обеспечивать
эффективную управленческую деятельность,
а так же создавать в коллективе особую
атмосферу, способствующую развитию благоприятных
взаимоотношений и поведения. Степень,
до которой управляющий делегирует свои
полномочия, типы власти, используемые
им, и его забота, прежде всего о человеческих
отношениях или, прежде всего, о выполнении
задачи - все отражает стиль руководства
данного руководителя.
Список используемой
литературы
1. Васильева Ю.В.
2. Парахина В.Н.,
3. Коротков Л.И.,
4. Ишпунов В.Г.,
5. Капустин С.Н. ,
6. Кнорринг В.И.,
7. Гепов Ф.,
8. Калашников Ю.Д.,
9. Вахинский О.С.
http://www.addere.ru
Экспертная
диагностика стилей руководства
Назначение
теста
Методика направлена на изучение трех
классических стилей руководства: демократического
(Д), авторитарного
(А) и либерально-попустительского
(Л). Их проявление определяется с помощью
экспертной оценки деятельностного поведения
реального или потенциального руководителя
в 27 заданных ситуациях.
Инструкция
к тесту
Просим вас оценить типичное
поведение данного субъекта в 27 заданных
ситуациях. В каждом случае вы должны
выбрать один из трех вариантов поведения,
свойственного данному лицу, и зафиксировать
его в бланке ответов. Для этого рядом
с номером вопроса проставьте ответ в
буквенной форме. При наличии бланка с
возможными вариантами ответов обведите
кружочком соответствующий ответ.
Тестовый материал
- Руководитель:
- централизует руководство, требует, чтобы обо всем сразу докладывали именно ему;
- пассивен, можно сказать, что “плывет по течению”;
- четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.
- Руководитель:
- в критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
- сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
- в критических ситуациях плохо справляется с руководством коллективом.
- Руководитель:
- регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о возможных трудностях;
- умеет общаться, но ограничивает общение с подчиненными, держится на расстоянии от них;
- старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении.
- Руководитель:
- когда он отсутствует, члены группы работают хуже;
- если даже временно покидает коллектив, то люди не снижают продуктивности;
- такой, что члены коллектива работают при нем не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше.
- Руководитель:
- на критику обычно не обижается, прислушивается к ней;
- критику выслушивает, обещает принять меры, но ничего не делает;
- не любит, когда его критикуют, и не скрывает этого.
- Руководитель:
- сам обращается за советом к подчиненным;
- не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали;
- такой, что подчиненные не только советуют, но и дают ему указания.
- Руководитель:
- контролирует работу от случая к случаю;
- всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
- контролируя работу, всегда заметит положительные результаты, похвалит тех, кто этого заслуживает.
- Руководитель:
- интересуется только выполнением намеченного плана, и ему безразлично, как при этом люди относятся друг
к другу;
- решая повседневные задачи, старается создать и поддержать доверительные отношения между людьми в коллективе;
- в эффективной работе особенно не заинтересован, подходит к работе формально.
- Руководитель:
- приказывает так, что хочется выполнить задание;
- приказывать не умеет, его приказы не имеют требуемой силы;
- обращается с просьбой, а получается приказ.
- Руководитель:
- сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
- если что-либо не знает, то не боится показать это и обращается за помощью
к другим членам коллектива;
- если не знает, как решить вопрос, чаще всего все пускает на самотек.
- Руководитель:
- такой, что складывается впечатление, будто он боится много брать на себя;
- ответственность распределяет между собой и членами коллектива;
- концентрирует ответственность в своих руках.
- Руководитель:
- хочет, чтобы его помощники были яркими и интересными людьми;
- добивается, чтобы помощники подчинялись ему во всем безотказно;
- такой, что ему все равно, кто у него помощник.
- Руководитель:
- такой, что все довольны, когда он отсутствует, чувствуют некоторое облегчение;
- такой, что с ним работать интересно, все с радостью ждут его возвращения;
- такой, что отсутствие его не замечается, члены коллектива к нему почти безразличны.
- Руководитель:
- такой, что для выполнения работы ему нередко приходится уговаривать членов коллектива;
- никогда не просит, всегда настаивает, приказывает, распоряжается;
- часто обращается к подчиненным с поручением, советом, просьбой.
- Руководитель:
- всегда доброжелателен к подчиненным;
- по отношению к подчиненным может быть нетактичным и грубым:
- характер обращения с подчиненными бывает разным, часто меняется.
- Руководитель:
- привлекает к управлению рядовых членов коллектива;
- нередко перекладывает свои функции на других;
- создает обстановку, когда управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива.
- Руководитель:
- не влияет на дисциплину, она определяется другими;
- умеет поддерживать дисциплину и порядок;
- такой, что дисциплина всегда неплохая, так как все его боятся.
- Руководитель:
- общается только по сугубо деловым вопросам;
- разговаривая с подчиненными о делах, спросит и о личном;
- такой, что нередко трудно понять, чего он хочет.
- Руководитель:
- единолично принимает решения или отменяет их;
- старается уйти от выполнения сложного
и хлопотливого дела;
- старается решать дела с подчиненными, единолично принимает решения лишь в срочных случаях.
- Руководитель:
- руководит так, что в его коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
- старается, чтобы у подчиненных на работе
было хорошее настроение;
- способствовал текучести кадров в коллективе, люди уходят и не жалеют об этом.
- Руководитель:
- способствует тому, чтобы подчиненные самостоятельно принимали решения:
- иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
- создал такую обстановку, что исполнители предоставлены сами себе.
- Руководитель:
- всегда советуется со всеми, особенно с опытными работниками;
- советуется только с вышестоящими руководителями:
- советуется с коллективом изредка.
- Руководитель:
- инициативу подчиненных не поощряет;
- инициативу подчиненных поддерживает;
- обычно ждет подталкивания со стороны.
- Руководитель:
- использует любимый лозунг “Давай-давай!”;
- требователен, но справедлив;
- пожалуй, весьма не требовательный человек.
- Руководитель:
- предпочитает следовать уже отработанным нормам, требованиям;
- охотно поддерживает целесообразные нововведения;
- нововведения чаще всего пропускает мимо себя.
- Руководитель:
- в своей работе широко опирается на общественные организации;
- создал обстановку, когда некоторые
важные дела общественной жизни коллектива
чаще всего решаются без него;
- не очень считается с общественными организациями.
- Руководитель:
- таков, что ему безразлично, что о нем думают подчиненные:
- никогда не проявляет своего превосходства над членами коллектива;
- считает себя незаменимым в коллективе.
Ключ к тесту
Группа утверждений
|
Утверждение |
Группа утверждений |
Утверждение |
а |
b |
c |
а |
b |
c |
1
|
А |
Л |
Д |
15
|
Д |
А |
Л |
2
|
А |
Д |
Л |
16
|
Д |
А |
Л |
3
|
Д |
А |
Л |
17
|
Л |
Д |
А |
4
|
А |
Д |
Л |
18
|
А |
Д |
Л |
5
|
Д |
Л |
А |
19
|
А |
л |
Д |
6
|
Д |
А |
Л |
20
|
А |
Д |
Л |
7
|
Л |
А |
Д |
21
|
Д |
А |
Л |
8
|
А |
Д |
Л |
22
|
Д |
Л |
А |
9
|
Д |
Л |
А |
23
|
А |
Д |
Л |
10
|
А |
Д |
Л |
24
|
А |
Д |
Л |
11
|
Д |
Л |
А |
25
|
А |
Д |
Л |
12
|
Д |
А |
Л |
26
|
Д |
Л |
А |
13
|
А |
Д |
Л |
27
|
Л |
Д |
А |
14
|
Л |
А |
Д |
|
|
|
|
Диагностика
склонности к определенному стилю руководства
(Е.П.Ильин)
Назначение теста
Методика представляет собой опросник,
с помощью которого можно узнать
о склонности субъекта к тому или
иному стилю
руководства. Однако при этом надо
учитывать, что при реальном руководстве
человек может использовать другой стиль.
Инструкция
к тесту
Представьте себе, что вы руководите
коллективом. Вам предлагается ответить,
как бы вы осуществляли это руководство
в ситуациях, изложенных в опроснике.
По каждому пункту опросника из трех
вариантов ответа (а, б, в) выберите тот,
который в большей степени
характеризует ваше поведение в качестве
руководителя, и соответствующую ответу
букву обведите кружком.
Тестовый материал
- При принятии важных решений вы:
- посоветуетесь с коллективом;
- постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;
- примете решение единолично.
- При организации выполнения задания:
- предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;
- не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;
- будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.
- При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:
- будете жестко контролировать каждого из них;
- доверите осуществление контроля самим подчиненным;
- посчитаете, что контроль не обязателен.
- В экстремальной для коллектива ситуации:
- будете советоваться с коллективом;
- возьмете все руководство на себя;
- полностью положитесь на лидеров коллектива.
- Строя взаимоотношения с членами коллектива:
- будете оказывать помощь подчиненным в
их личных делах;
- будете общаться, в основном если к вам обратятся;
- будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.
- При управлении коллективом:
- будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
- посчитаете, что в личные дела подчиненных
нет необходимости вмешиваться;
- будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.
- В отношениях с членами коллектива:
- будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;
- будете поддерживать только деловые отношения;
- будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.
- По отношению к замечаниям со стороны коллектива:
- не допустите замечаний в свой адрес;
- выслушаете и учтете замечания;
- отнесетесь к замечаниям безразлично.
- При поддержании дисциплины:
- будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;
- сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
- учтете, что поддержание дисциплины – это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.
- В отношении того, что о вас подумает коллектив:
- вам будет безразлично;
- постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
- внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.
- Распределив полномочия между собой и подчиненными:
- будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;
- будете полагаться на исполнительность подчиненных;
- будете осуществлять только общий контроль.
- При возникновении затруднений при принятии решения:
- обратитесь за советом к подчиненным;
- советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;
- примете советы подчиненных, даже если их не просили.
- Контролируя работу подчиненных:
- будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;
- будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;
- осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
- Руководя подчиненными:
- сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;
- будете в основном использовать просьбу, а не приказ;
- вообще не умеете приказывать.
- При недостатке знаний для принятия решения:
- будете решать сами – ведь вы же руководитель;
- не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
- постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.
- Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:
- будете строгим, даже придирчивым;
- будете требовательным, но справедливым;
- к сожалению, будете не очень требовательным.
- В отношении нововведений:
- будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);
- если они целесообразны, то охотно их поддержите;
- если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.
- Вы считаете, что в нормальном коллективе:
- подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;
- должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;
- исполнители могут быть предоставлены сами себе.