Демократический стиль руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования моей курсовой работы - анализ управленческих стилей и возможностей их использования методом сравнения. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1.Выявить и охарактеризовать стили управленческого воздействия;
2.В ходе практического исследования выявить методы повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе;
3.Проанализировать условия необходимые для развития творческого потенциала работников;
4.Определить критические области управленческого воздействия и задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов

Оглавление

Введение
1.Демократический стиль руководства
1.1. Различия с другими стилями
1.2. Достоинства демократического стиля руководства
1.3. Недостатки демократического стиля руководства
2. Факторы формирования демократического стиля
2.1. Эффективность демократического стиля руководства
2.2. Качества необходимый в этом стиле руководства
3. Характерные черты для демократического стиля
3.1. Особенности демократического стиля руководства
3.2. То, на чём основан демократический стиль руководства
4. Эмпирическое исследование демократического стиля
4.1. Организация исследования
4.2 Анализ результатов . Выводы.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

переделанная курсавая.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

ГАОУ СПО «Казанский торгово-экономический  техникум»

Содержание курсовой работы. «Демократический стиль руководства»

Введение

  1.Демократический стиль руководства

1.1. Различия с другими стилями

1.2. Достоинства демократического стиля руководства

1.3. Недостатки демократического стиля руководства

  2. Факторы формирования демократического стиля

2.1. Эффективность демократического стиля руководства

2.2. Качества необходимый в этом стиле руководства

  3. Характерные черты для демократического стиля

3.1. Особенности демократического  стиля руководства

3.2. То, на чём основан демократический стиль руководства

  4. Эмпирическое исследование демократического стиля

4.1. Организация исследования

4.2  Анализ результатов . Выводы.

Заключение

Список литературы

  Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

Введение

 

              Я выбрала эту тему, потому что считаю её наиболее актуальной в данное время. Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с эти меняются отношения между руководителями предприятий, руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри предприятия.

             Меняется отношение к персоналу предприятий, т. к. социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу предприятий.

            Все системы управления нацелены на более полное использование способностей работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия (организации, фирмы). Действительно, использование вещественного фактора производства зависит от уровня развития работника, совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду.

         Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий ( это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке

        Сегодня в одной фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства, что получило название в западном менеджменте « метод двух шляп». В ряде фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Суть этих изменений в том, что люди – персоны, личности – рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создать.

Цель исследования моей курсовой работы - анализ управленческих стилей и возможностей их использования методом сравнения. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:

1.Выявить и охарактеризовать стили управленческого воздействия;

2.В ходе практического исследования выявить методы повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе;

3.Проанализировать условия необходимые для развития творческого потенциала работников;

4.Определить критические области управленческого воздействия и задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов;

 

Основными задачами курсовой работы являются:

1.изучение демократизации и ее сущности применительно к управлению;

2.рассмотрение преимуществ демократизации перед другими стилями управления;

3.методы демократизации;

В данной курсовой работе объектом исследования будут являться демократический стиль руководства. Предметом курсовой работы является особенности демократического стиля.

База исследования: проводилась  с октября по декабрь 2012 года среди  руководителей в возрасте от 22 до 55 лет было продиагностированно 15 человек.

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

1. Демократический стиль

 

    Стиль управления — представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

    Стили управления складываются  под влиянием конкретных условий  и обстоятельств. В связи с  этим можно выделить "одномерные", т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и "многомерные", т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений "реководитель-подчиненный", стили руководства.

      Руководство —  способность оказывать влияние  на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Одной из важнейших характеристик  деятельности руководителя является стиль  руководства.

     Демократический стиль  руководства характеризуется полным  доверием, основан на широком  привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.

      демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

    Демократический стиль  характеризуется предоставлением  подчиненным самостоятельности  в пределах выполняемых ими  функций и их квалификации. Это  коллегиальный стиль, который  дает большую свободу деятельности  подчиненных под контролем руководителя.

     Руководитель-демократ  предпочитает такие механизмы  влияния, которые апеллируют к  потребностям более высокого  уровня: участия, принадлежности, самовыражения.  Он предпочитает работать в  команде, а не дергать за  ниточки власти.

     Представление демократа о своих сотрудниках сводится к следующему:

     1) труд процесс естественный. Если условия благоприятные, то  люди не только примут на  себя ответственность, они будут  стремиться к ней;

     2) если люди приобщены  к организационным решениям, они  будут использовать самоконтроль и самоуправление;

     3) приобщение является  функцией вознаграждения, связанного  с достижением цели;

     4) способность к творческому  решению проблем встречается  часто, а интеллектуальный потенциал  среднего человека используется лишь частично.

       Демократический  стиль, который называют еще  кооперативным, применяют уверенные  в себе руководители, доверяющие  подчиненным, контролирующие не  их, а результаты.

  Как и у авторитарного,  у демократического стиля руководства  выделяют две формы: консультативную и партисипативную.

      Партисипативная  предполагает, что руководители  полностью доверяют подчиненным  во всех вопросах (и тогда они  отвечают тем же), всегда их  выслушивают, используют все конструктивные  предложения; в условиях же консультативной формы привлекают множество людей к постановке целей и контролю над их исполнением.

    Руководитель демократического  стиля расположен к делегированию  полномочий, предоставляет подчиненным  возможность принимать участие  в решении вопросов. Лично сам он  занимается только наиболее сложными и важными вопросами. Старается почаще советоваться и прислушиваться к мнению коллег, разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей.

   Демократический  стиль руководства имеет девять характерных черт:

  1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от исполнения части своих прав и обязанностей по принятию решений и передачу их членам группы, а также не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество.
  2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников.
  1. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений.
  1. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.
  2. Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе.
  3. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства.
  4. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей. Эта черта имеет ту особенность, что обладающий ею руководитель обращает особое внимание на реализацию личных и профессиональных интересов членов организации, которая не ставится в прямую зависимость лишь от экономической эффективности предприятия.
  5. Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации не камуфлируются, что имеет место при авторитарно-бюрократическом руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать реальную поддержку общей ориентации на достижение высоких результатов работы организации.
  6. Ориентация на развитие персонала и всей организации.

 

 

1.1 Различия с другими стилями руководства

 

         Демократический стиль руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

Разновидности демократического стиля

- «консультативный» стиль руководства;

- «партисипативный»  стиль руководства.

 

      «Консультативный» стиль подразумевает, что руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказания используются лишь в исключительных случаях. Работники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать такому руководителю посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

         «Партисипативный» стиль подразумевает, что руководитель полностью доверяет своим подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.

 

        В целом в рамках перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителей и подчиненных:

   1. Руководитель принимает  решение и дает подчиненным  команду его выполнять; 

   2. Руководитель принимает  решение и разъясняет его подчиненным;

   3. Руководитель принимает  решение, советуясь с подчиненными;

   4. Руководитель предлагает  решение, которое может быть  скорректировано после консультации  с подчиненными;

   5. Руководитель излагает  проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основе которых принимает решение;

   6. Руководитель принимает  решение совместно с подчиненными;

   7. Руководитель устанавливает  рамки, в которых подчиненные  сами принимают решение.

 

 

 

1.2 Достоинства демократического стиля

      

        Демократический  стиль. Решения принимаются руководителем  совместно с подчиненными. При  таком стиле лидер стремится  управлять группой совместно  с подчиненными, предоставляя им  свободу действий, организуя обсуждение  своих решений, поддерживая инициативу.

Информация о работе Демократический стиль руководства