Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования моей курсовой работы - анализ управленческих стилей и возможностей их использования методом сравнения. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1.Выявить и охарактеризовать стили управленческого воздействия;
2.В ходе практического исследования выявить методы повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе;
3.Проанализировать условия необходимые для развития творческого потенциала работников;
4.Определить критические области управленческого воздействия и задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов
Введение
1.Демократический стиль руководства
1.1. Различия с другими стилями
1.2. Достоинства демократического стиля руководства
1.3. Недостатки демократического стиля руководства
2. Факторы формирования демократического стиля
2.1. Эффективность демократического стиля руководства
2.2. Качества необходимый в этом стиле руководства
3. Характерные черты для демократического стиля
3.1. Особенности демократического стиля руководства
3.2. То, на чём основан демократический стиль руководства
4. Эмпирическое исследование демократического стиля
4.1. Организация исследования
4.2 Анализ результатов . Выводы.
Заключение
Список литературы
Приложения
Демократический
стиль: Распоряжения и запреты
- с советами. Позиция лидера - внутри
группы. Мероприятия планируются
не заранее, а в группе. За
реализацию предложений
- квалифицированность
- высокий уровень мотивации сотрудников;
- разгрузка руководителя
Демократический
стиль управления, как показывают
различные исследования, имеет больше
преимуществ, нежели
- позволяет решать нестандартные задачи, которые требуют творческого подхода;
- идеи, выдвинутые подчиненными,
ложатся в основу решений
- в коллективе организации
создается благоприятный
- руководитель освобожден
от принятия малозначащих, не
принципиальных вопросов
- заботливое отношение со стороны руководителя, позволяет сочетать требовательность с готовностью прийти на помощь подчиненным;
- цели и задачи
деятельности организации
1.3 Недостатки демократического стиля руководства
Демократический
стиль руководства не следует
применять, если коллектив не
устоявшийся, работники не
2. Факторы формирования демократического стиля
Формирование стиля руководства - сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов. Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта. Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей. При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора:
- Решаемые сотрудниками задачи. Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой. Не случайно авторитарный стиль в зарубежном менеджменте называют пионерским, когда все может легко и правильно решаться одним руководителем. Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.
- Уровень квалификации
работников и руководителя.
- Характер мотивации сотрудников.
Разделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства.
Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.
Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей - следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.
2.1 Эффективность демократического стиля
Демократический
стиль является наиболее
Демократ не избегает
ответственности за
- высокий уровень
- желание брать на себя
- выраженная потребность в
- готовность и способность
- тяга к творчеству и
- интерес к работе;
- ориентация на перспективные жизненные и организационные цели;
- высокая значимость мнения о них коллег;
- высокий уровень самоконтроля;
- наличия контрольных прав, желания и умения их использовать.
2.2 Качества необходимые в этом стиле руководства
Качества, необходимые руководителю для эффективного использования демократического стиля руководства:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от личных привилегий;
- способность и желание делегировать полномочия;
- невмешательство в выполнение
текущих заданий, контроль
- контроль по результатам;
- обоснование перед
При демократическом стиле
Качества, необходимые сотрудникам для эффективного использования демократического стиля руководства:
- высокий уровень
- желание брать на себя
- выраженная потребность в
- готовность и способность отвечать за свои действия;
- тяга к творчеству и
- интерес к работе;
- ориентация на перспективные жизненные и организационные цели;
- высокая значимость мнения о них коллег;
- высокий уровень самоконтроля;
- наличия контрольных прав, желания и умения их использовать.
3. Характерные черты демократического стиля
-не монополизируется
-инструкции выдаются в форме советов;
-предоставляется возможность
- руководитель остается
-позиция руководителя - внутри коллектива;
- оценка носит объективный характер;
-побуждение в сотрудниках
-способствование повышению
-товарищеский тон
Руководители демократического стиля хотя в пользуются формальной властью, но серьезные административные наказания применяют редко, практикуют замечания в порицания в конструктивной и неоскорбительной форме.
Демократический стиль имеет своей главной чертой наличие постоянного контакта с людьми, поощрения самостоятельности.
При этом стиле руководства отсутствует агрессивность в отношениях друг к другу, поощряется творчество, дружелюбие. Его следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
Однако немало ситуаций, когда ориентированный на человека демократичный стиль не приводит к росту удовлетворенности. Например, в ситуациях, когда исполнители действуют на уровне более низких потребностей. Участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие.
Демократический стиль на практике
может реализоваться в системе
следующих метафор: «равный среди
равных» и «первый среди равных
Вариант «равный среди равных» — это стиль отношений между сотрудниками, когда необходимые обязанности по координации действий в организации выполняет кто-то из сотрудников при отсутствии должности руководителя (директора, начальника отдела, заведующего лабораторией и т. д.).
Вариант «Первый среди равных» — реализуется в организациях, где доминирует культура деятельности и отношений. В этом случае руководитель признает профессионализм подчиненных, их право на автономию и видит задачу в основном в координации деятельности подчиненных.
Высокая степень удовлетворенности,
как правило, снижает текучесть
кадров, прогулы и производственные
травмы. Но она, как и высокий моральный
дух, не всегда увеличивает
творенности.
3.1 Особенности демократического стиля
Демократический
(коллегиальный) стиль
Руководитель
сознательно децентрализует
Руководитель подробно
информирует о фактическом
Применительно к данному стилю можно использовать теорию Y Дугласа МакГрегора, в которой «труд - процесс естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации позволяют творчески решать возникающие проблемы совместно с руководством» Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. Изд. 3-е изм., доп. - М.:Норма, 2007. - 377 с.. Сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем. Цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития. При благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.