Целостное понимание личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Целостное понимание личности не означает, что она является чем-то аморфным, бесструктурным. Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его взаимодействия с миром

Файлы: 1 файл

Целостное понимание личности не означае1.docx

— 89.40 Кб (Скачать)

 

Идеалы - образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

Жизненные цели - долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

Интересы - избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.

Социальные установки - сложившиеся на основе опыта устоявшееся предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действии, поведению) при контакте с определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.

Склонности - положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.

Мотивы - осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий.                                                                                                                                                                           Характер личности (свойство, относящееся к операциональной сфере)- это сложившееся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям, к самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами. Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, деловитости, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, инициативности, организованности и т.д.

Отношение к людям выражены в  уважительности личности, гуманности, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруизме, коммуникабельности, сотрудничестве, конфликтности и  др.

Отношение к себе характеризуется  самовоспитанием и самооценкой  личностью себя и своих особенностей , отношением к необходимости стать  культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к  себе, самокритичностью, владением  собой, отношением к самосовершенствованию, личному росту, самореализации и  др.

Большинство отношений личности, закрепленных в характере, - моральные. Мораль- это  система ценностей и норма  поведения, воплощающая сложившиеся  в обществе представления о добре  и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер и воплощает в себе моральные  особенности личности. Это не абстрактная  мораль, а живущий в личности и  действующий арсенал моральных  отношений, порождающих е поступки с выбором и реализацией свойственным им способов поведения и решения  задач.                                                                                                              Особенности личности (также относится к операциональной сфере)- свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению. Различают способности частные и способности к определенной профессии, специальности. К частным способностям относят: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, к наблюдению, к запоминанию, музыкальному слуху и т.д. они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.

Способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Работа не по способностям малопродуктивна, неудачлива, трудна. Человек без способностей к делу, которым он занимается, принимает, как правило, не лучшие решения, не очень  успешно реализует имеющиеся  средства и условия труда, часто  совершает ошибки и промахи. Оценка способностей - дело нужное, тонкое и должно осуществляться при участии специалиста-психолога.                                                                                                                                                   Опыт (подготовленность) личности - еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере, - это совокупность знаний, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть желаемого в жизни.                                                           Темперамент личности - свойство, характеризующее модуляционную сферу, - это совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности данного человека.                                                        Выделяют ряд особенностей темперамента:

• сила - интенсивность, выраженность психических процессов;

• подвижность - быстрота возникновения и прекращения психических процессов;                              • скорость протекания психических процессов;

• уравновешенность - сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;

• ригидность/ пластичность - трудность или легкость приспособляемости к новой обстановке, задачам, коррекции привычек, навыков и т.д.;

• активность - устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности;

• сентизивность - повышенная или пониженная чувствительность человека ко всем или некоторым воздействиям на органы чувств. Так, небольшой шум в читальном зале может раздражать одного студента, в то время как другой студент может даже не замечать его;

• эмоциональность - степень эмоционального реагирования на воздействия;

• психофизиологическая устойчивость- устойчивость к риску и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям;

• работоспособность - запас психофизиологической выносливости. Комплексы различных психофизиологических особенностей служат основанием для выделения типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной системы. Их названия даны еще в V веке до н.э. Гиппократом:

♦ Сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Сангвиник отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, весел, но при этом обладает пониженной усидчивостью, нелюбовью к монотонной работе, непостоянством.

♦ Холерический. Холерик тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией,. Недостатки - неуравновешенность, быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность.

♦ Флегматический. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, малоподвижен, медлителен, избегает перемен и ситуаций, где необходимо быстро реагировать, осторожен, нерешителен, консервативен.

♦ Меланхолический. Меланхолик (примерно 2% людей) отличается слабостью нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален, и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним, склонен к отрицательным настроениям, растерян, пессимистичен, плаксив, работоспособность пониженная. Плюсы - хорошая наблюдательность, внимание к бедам других, отзывчивость, повышенная самокритичность.                                                                                                                                         Индивидуальное, общее и особенное в личности                                                                                             Все психологические свойства имеются каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, в чем именно в чем именно состоят особенности взглядов, мотивов, отношений и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы одинаковы, что делает каждого личность человека неповторимо своеобразной, составляет ее индивидуальность.

В каждом из нас индивидуальное (единичное) сочетается с общим и особенным. Общие у нас психологические  свойства, мышление. Ведь получая образование, мы приобретаем знания из арсенала человеческой культуры, причем более  или менее одинаковые. Мы загружаем  свою память сведениями, получаемыми  из единых учебников. Обмениваемся информацией, используя сигналы единого кода - словесного и т.д.

Особенное же – это то, что делает нас психологически похожими на людей  определенной группы - граждан своего государства, представителей профессиональной группы, национальностей, группы и т.д.

Необходимо различать в личность индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм как особая философия - тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивида превыше всего. Отличительная особенность психологии индивида - эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, о своих достоинствах, убежденность в необходимости жить только для себя, игнорируя интересы других людей и общества.

Индивидуальность ценна, а индивидуализм  аморален, паразитичен, ибо связан с  присвоением право жить за счет других.                                                                                            Врожденное и приобретенное в личности                                                                                                      Решение вопроса о соотношении врожденного (биологического) и приобретенного (социального) часто неоправданно связывается с глобальным вопросом «Чего в личности больше врожденного или приобретенного?». Истина же лежит в ответе на другой вопрос: «О каких свойствах и качествах личности идет речь?» ответ на него становится ясным, что соотношение врожденного и приобретенного не есть постоянная величина для личности. В разных свойствах и качествах их соотношения различно. Чем выше иерархический уровень психологической сферы личности, тем больше измененного, прижизненно приобретенного, опосредованного социально. Направленность и морально-психологические особенности главным образом определяют в личности ее социальное качество, а именно в них доля приобретенного в жизни безусловно доминирует (в убеждениях, взглядах, жизненных целях вообще трудно найти какие-либо врожденные предпосылки).

Значит, когда речь идет о личности, а не о человеке, как организме, очевидно безусловное преобладание в ее главных свойствах и качествах  приобретенного в ходе жизни, социального.

Доля врожденного, биологического значительно выше в психофизиологической сфере, темпераменте. Но психофизиология не имеет решающего значения для характеристики человека как личности, его социального качества, поведения и роли в обществе. Люди разных темпераментов могут быть выдающимися личностями, а одного темперамента и выдающимися, и безликими. Неслучайно некоторые теоретики ставят под сомнение правильность включения темперамента в структуру свойств личности.

Итак, есть постоянное, прижизненное психологическое развитие человека на природной основе с ее преобразованием  в новые, специализированные психологические  структуры и свойства человека, подчиняющиеся  не двум видам закономерностей, а  одному, в котором уже нельзя разделить  биологическое и социальное.                                                                                    

                                                                                                                                                                                                           Литература

С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»- СПб, 2002 г.;

А.Б. Орлов «Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики»- М., 2004 г.;

А.М. Столяренко « Психология и педагогика»- М., 2002 г.;

«Общая психология», под. Ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера,- М.,2006 г.;

Э. Фромм «Семерки богов»- М., 1989 г.;

Р. Кашапов «Типология личности, или  какие мы все разные», М., 2004 г.;

«Шпаргалка по психологии», м., 2006 г.

                                                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Целостное понимание личности