Аутогенный менеджмент и способы предотвращения стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

во-первых, необходимо выяснить, что такое стресс и основные причины его возникновения.

Во-вторых, выяснить, как можно бороться со стрессами, но для этого необходимо узнать, как он влияет на человеческий организм.

В-третьих, выяснить, какие существуют методы профилактики стресса. Рассмотреть понятие аутогенного менеджмента, основной задачей которого является борьба со стрессами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исследования стресса в литературе……………………………………5

Глава 2. Стресс в жизни и на работе.

2.1 Причины и источники стресса……………………………………………...13

2.2 Стрессовое напряжение……………………………………………………..18

Глава 3. Аутогенный менеджмент и способы предотвращения стресса.

3.1 Представление об аутогенном менеджменте………………………………22

3.2 Профилактика стресса в производственных ситуациях на примере спортивно-культурного комплекса «Олимп»……………………………….....30

3.3 Практика преодоления стресса для спортивно-культурного комплекса «Олимп»………………………………………………………………………….36

Заключение………………………………………………………………………41

Список используемой литературы……………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Управление стрессами. Аутогенный менеджмент..doc

— 200.50 Кб (Скачать)

      В развитии ОАС различают 3 стадии: реакцию  тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения. В первой организм начинает, правда, довольно робко сопротивляется изменившимся условиям фазе сопротивления или приспосабливается к ним. В фазе сопротивления осуществляется адаптация к новым условиям, организм в полной мере противится воздействию стрессора. В третьей фазе, наступающей после продолжающегося длительного воздействия стрессора, все резервы адаптации приходят к концу, и организм погибает. Естественно, что последняя фаза развивается далеко не всегда. В большинстве случаев организм справляется со стрессором на первой или второй фазах общего адаптационного синдрома.

     Н.В. Самоукина, например, выделяет и рассматривает основные виды профессионального стресса, рассматривает также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде; а после ряда продолжительных исследований предлагает довольно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса, что является определённым толчком для последующего развития стресса в целом7.

     Ценны собранные материалы по данному  исследованию и у Леонова А.Б., Чернышева О.Н. в их сборнике «Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы». В этой хрестоматии, например, наиболее подробно представлены исследования Купера и Маршалла, занимавшихся исследованием источников стресса8.

     Чтобы разобраться в сути проблемы и рещить поставленные цели и задачи в данном исследовании были также использованы труды преподавателя Института современных психологических технологий, доцент кафедры психотерапии Российской медицинской академии постдипломного образования, к. м. н. В.П. Колосова; тренинг-менеджера Ж. Попова; профессора кафедры социальных проблем и психологии АНХ при правительстве РФ, Е.С. Жарикова.

     Работы  Бородина Ф.М., Зингера В., Емельянова Ю.В. помогли наиболее основательно и последовательно разобраться  в теме исследования и рассмотреть  перспективы дальнейшего изучения данного вопроса. 

     Глава 2. Стресс в жизни  и на работе.

     2.1 Причины и источники  стресса. 

     Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения9. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

     По  своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма  в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные  ситуации приводят к резкому возрастанию  психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

     Первоначальное  понимание стресса относилось к  неспецифическому ответу организма  на действие любого фактора.  Дальнейшее изучение стресса последователями  Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс»10.

     Однако  стресс – это не просто нервное  напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

     Перечень  причин повлиявших на выявление стресса  необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

     Значительная  часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших  профессиональных обязанностей – данную группу называют организационными факторами. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс.

     1. Перегрузка  или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако слишком малая нагрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным11.

     2. Конфликт ролей. Конфликт ролей  возникает тогда, когда к работнику  предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить  задание немедленно реагировать  на просьбы клиентов, но, когда  его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой12.

     3. Неопределенность ролей. Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том,  что от него ожидают. В отличие  от конфликта ролей, здесь требования  не будут противоречивыми, но  и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать13.

     4. Неинтересная работа. Некоторые  исследования показывают, что индивидуумы,  имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным для одних, совсем не обязательно будет интересно другим14.

     5. Другие факторы. Стресс может  возникнуть в результате плохих  физических условий, например, отклонений  в температуре помещения, плохого  освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между  полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к   другу тоже могут вызвать стресс15.

     Идеальным будет такое положение, когда  производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе16.

     Другую  группу стрессогенных факторов можно  было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

 Немецкие  психологи В. Зигерт и Л.  Ланг выделяют несколько типичных  «страхов» работников17:

     - страх не справится с работой;

     - страх допустить ошибку;

     - страх быть обойденным другими;

     - страх потерять работу;

     - страх потерять собственное Я.

     Стрессогенами также являются неблагоприятный  морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и  т.д.

     Ко  всему этому «букету» стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон  его стрессоустойчивости.

     Таким образом, причины стрессов особого  секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его  вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Безусловно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и прочее отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

     В обыденной жизни принято выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного.

     Обычно  стресс связан с приятными и  неприятными  переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.

     По  гипотезе канадского физиолога Г.Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

     По  Селье, «чтобы придать смысл нашей  жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание»18.

     Г.Селье  было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».

     Один  и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.

     Различные психологические проявления стресса  находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

     Стресс  может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.  

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

     Стресс  характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

     Устойчивость  к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой  и тщательным обучением с применением  проигрывания сложных ситуаций и  др.

     Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе. Эмоции в данном случае могут быть положительными или отрицательными эмоций – всё зависит от жизненных ситуаций.

     По  имеющимся научным данным, отрицательное  воздействие стресса в наше время  уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан с невозможностью справится с лавинообразным потоком информации.

     Стресс  может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.

Информация о работе Аутогенный менеджмент и способы предотвращения стресса