Архетипы К.Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.

Оглавление

Введение. ---------------------------------------------------------------------------- 3
1. Структура личности человека. --------------------------------------------- 4
1.1. Краткая характеристика структуры личности . ------------------- 4
1.2. Характеристика коллективного бессознательного. -------------- 5
2. Архетипы и их значение для творчества. ------------------------------- 7
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность. ------------------------------ 7
2.2. Виды архетипов и их источники ------------------------------------ 9
2.3. Архетипы и творчество. ---------------------------------------------- 13
Заключение. ------------------------------------------------------------------------ 17
Сноски. ------------------------------------------------------------------------------ 18
Литература. ---------------------------------

Файлы: 1 файл

Антропология.Архетипы К.Г.Юнга.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      В ряду множества архетипов, описанных  Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 2.1.). Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью символов. Так, Бога нельзя видеть, Бог — это страх Божеский, человеческая психика не выдержит встречи с ним. Это архетип, он всегда дан только через символы, таким символом Бога является для христиан Иисус Христос, для мусульман — Мохаммед и т.д.

      .В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительнее сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Напримep, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
 
 

Таблица 2.1 Примеры архетипов, описанных Юнгом. 

Архетип  Определение Символ
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Женщина, Дева Мария,

Мона Лиза

Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Мужчина, Иисус  Христос,

Дон Жуан

Персона   Социальная  роль человека, проистекающая из                                               общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте                                                                                                                                                    Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид                                                                                                                                                                                                                                         настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение  целостности и гармонии, регулирующий                                                                                                                                                                                                                                          центр личности Мандала
Мудрец   Персонификация  жизненной мудрости и зрелости                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной  на внешний мир Солнечное око

                                                                                                                             Некоторые наиболее важные архетипы.

      Количество  архетипов в коллективном бессознательном  может быть неограниченнымм. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется Персоне, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.

      Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») — это публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона — это маска, которую надевает человек в ответ на требования социальных условностей и традиций, и в ответ на внутренние архетипические потребности (Jung, 1945). Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность и она часто — хотя и не всегда — скрывает истинную природу человека. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Персона — это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом.

      Если, как это часто случается, эго идентифицируется с персоной, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества — вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом.

      Ядро, из которого развивается персона,—  архетип. Этот архетип, как и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В некоторых аспектах персона напоминает суперэ-го по Фрейду.)

      Тень - это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции (Jung, 1948г.). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как архетип, тень ответственна за наши представления о первородном грехе; проецируясь вовне, она становится дьяволом или врагом.

      Архетип тени ответствен и за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств, действий. Они могут либо укрываться от публичного позора за персоной, либо вытесняться в личное бессознательное. Таким образом, теневая сторона личности, обязанная своим рождением архетипу, пронизывает частные аспекты эго и значительную часть личного бессознательного.

      Тень  с ее энергией и страстностью животных влечений придает личности более  объемное, трехмерное существование.

      Обычно  Тень проецируется на других, потому что человек не хочет признавать за собой неодобряемых им самим и культурой качеств. Встречу с собственной Тенью трудно выдержать, однако опыт показывает, что устранить ее невозможно. Просто подавить ее не удается. Чтобы устранить невроз, страдание, связанное с Тенью, ее надо научиться принимать и сосуществовать с ней. Обнаружение и признание собственной Тени позволяет прекратить ее проецирование на других - приписывание им собственных негативных качеств. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Анима и Анимус.

      Широко  признано, что человек в сущности — животное бисексуальное. На физиологическом уровне мы видим, что и у мужчин, и у женщин выделяются и мужские, и женские гормоны. На психологическом уровне у представителей обоих полов обнаруживаются как маскулинные, так и фемининные характеристики. Гомосексуальность — лишь одно из явлений, хотя и наиболее яркое, из тех, что положили начало представлениям о человеческой бисексуальности.

      Фемининную  сторону мужской личности и маскулинную  сторону женской Юнг приписывает  архетипам. Фемининный архетип в  мужчине называется анима, маскулинный архетип в женщине — анимус (Jung, 1945 1954). Эти архетипы, хотя и могут быть обусловлены хромосомами и половыми железами, являются продуктами мужских расовых переживаний, связанных с женщинами, и женских, связанных с мужскими. Иными словами, мужчина, живя с женщиной на протяжении веков, стал феминизированным; женщина, живя с мужчиной, стала маскулинизированной.

      Анима и Анимус - архетипы женственности  и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и Анимусом, а мужчина - Анимой. Анима — природный женский архетип, это выражение жизни, в которой есть и благо, и зло жизни, которая дана и богине, и ведьме. Анима получает персонификацию в принципе Эроса и символически представлена галереей женских фигур от святой до проститутки. Доминирование в мужчине Анимы, представляющей собой эмоциональное начало, выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения. Однако, хорошо гармонично развитая, Анима в мужчине позволяет ему успешно соотноситься с глубинными слоями собственной психики.

      Анимус - это мужской архетип во внутреннем мире женщины. Он персонифицируется в Логосе, это способность к рациональному мышлению, рефлексии. Идентификация с Анимусом вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти. В то же время, хорошо развитый, Анимус позволяет женщине действовать разумно и целенаправленно.

      Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителя каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Мужчина чувствует природу женщины через реальность своей Анимы, женщина чувствует мужскую природу через реальность своего Анимуса. Но Анима и Анимус могут привести к непониманию и разладу, если архетипический образ продуцируется безотносительно к реальному характеру партнера. Так, если мужчина пытается идентифицировать свой образ идеальной женщины с реальной женщиной и недостаточно принимает в расчет расхождение между идеальным и реальным, он может жестоко страдать, когда поймет, что эти двое неидентичны. Между требованиями коллективного бессознательного и реальностью внешнего мира должен быть компромисс, иначе человек не сможет достаточно хорошо адаптироваться.

Информация о работе Архетипы К.Юнга