Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:20, реферат
Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.
Введение. ---------------------------------------------------------------------------- 3
1. Структура личности человека. --------------------------------------------- 4
1.1. Краткая характеристика структуры личности . ------------------- 4
1.2. Характеристика коллективного бессознательного. -------------- 5
2. Архетипы и их значение для творчества. ------------------------------- 7
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность. ------------------------------ 7
2.2. Виды архетипов и их источники ------------------------------------ 9
2.3. Архетипы и творчество. ---------------------------------------------- 13
Заключение. ------------------------------------------------------------------------ 17
Сноски. ------------------------------------------------------------------------------ 18
Литература. ---------------------------------
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинский
государственный университет»
Экономический
факультет
Реферат
на тему:
Apxeтипы
культуры. Гипотеза К. Юнга.
Челябинск
2012
ПЛАН.
Введение. ------------------------------
1. Структура
личности человека. ------------------------------
1.1. Краткая характеристика структуры личности . ------------------- 4
1.2. Характеристика коллективного
бессознательного. -------------- 5
2. Архетипы и
их значение для творчества. ------------------------------
2.1. Понятие «архетипа» и его
сущность. ------------------------------
2.2. Виды архетипов и их источники ------------------------------
2.3. Архетипы и творчество. ------------------------------
Заключение. ------------------------------
Сноски. ------------------------------
Литература. ------------------------------
ВВЕДЕНИЕ.
Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.
Его работы по психологии, по анализу современной культуры, места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас его считают неким духовным пророком.
Карл Юнг известен как один из выдающихся мыслителей-психологов двадцатого столетия. В течение шестидесяти лет он с великой энергией и целеустремленностью отдавал себя анализу разнообразных глубинных процессов человеческой личности. Работы его многочисленны, оказанное влияние — грандиозно. Его знают не только психологи и психиатры, "но и все образованные люди. Он был удостоен многих почестей, в том числе почетных званий Гарвардского и Оксфордского университетов. Он часто выступал с лекциями в Соединенных Штатах, где у него много почитателей и последователей. 20-томное англоязычное издание не вместило всех его работ.
Юнг
рассматривал культуру под углом
зрения психологических процессов
и отводил ведущее место в
этих процессах бессознательному. Главный
вклад Юнга в культурологи состоит
в том, что он вводит в научный
оборот понятие коллективного
В своих работах Юнг обосновывает положение об изначальных культурных истоках бессознательного, первичными формами которого выступают архетипы.
Цель
работы: доказать взаимосвязь и взаимозависимость
между архетипами
Задачи:
1. Структура личности.
1.1. Краткая характеристика структуры личности.
Личность
в целом, или душа, как называет
ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных,
но взаимосвязанных систем.
Эго.
Эго — это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и, благодаря ему, мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное.
Непосредственно под сознанием
находится личное бессознательное — это
регион, примыкающий к эго. Оно состоит
из переживаний, воспоминаний, импульсов,
желаний, нечетких восприятий бывших сознательными,
но вытесненных, подавленных, забытых
или игнорируемых, и другого личного
опыта, подвергшегося вытеснению или просто
забытого. Личное бессознательное содержит
в себе комплексы
или скопления эмоционально заряженных
мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных
индивидуумом из его прошлого личного
опыта или из родового, наследственного
опыта [Jung, 1921/1973]. Содержание личного бессознательного
сгруппировано в тематические комплексы:
эмоции, воспоминания, желания и т.п. Данные
комплексы проявляются в сознании в виде
определенных доминирующих идей – идеи
силы или идеи неполноценности, которые
оказывают влияние на поведение человека.
Комплекс предстает чем-то вроде маленькой
личности внутри личности человека как
целого.
Комплексы. Комплекс — это организованная группа пли констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий пли «кон-стеллирующий» различные переживания (Jung, 1934). Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальностью, жизнью и движением. Он может захватить контроль над личностью и использовать психику в собственных целях — как над Толстым, по свидетельствам, доминировала идея прощения, а над Наполеоном — жажда власти.
Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать — и частично становится — сознательной.
Юнг утверждал, что материал
личного бессознательного у каждого
из нас уникален и, как правило, доступен
для осознания. В результате компоненты
комплекса или даже весь комплекс могут
осознаваться и оказывать чрезмерно сильное
влияние на жизнь
индивидуума.
Коллективное бессознательное.
Ниже
уровня личного бессознательного лежит
более глубокий уровень – коллективное
бессознательное, неизвестное индивиду
и содержащее в себе аккумулированный
опыт прошлых поколений, включая и животных
предков. Коллективное бессознательное
содержит в себе универсальный эволюционный
опыт и составляет основу личности человека.
Важно отметить, что опыт, находящийся
в коллективном бессознательном является
действительно бессознательным. Мы не
можем осознать его, каким-либо образом
вспомнить, как это возможно с содержанием
личного бессознательного.
Архетипы.
Архетипы - врожденные тенденции коллективного бессознательного, получившие название архетипов, являются внутренней детерминантой психической жизни человека. Они направляют действия человека в определенное русло. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, с основными стадиями жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность. Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Некоторые из них, что были идентифицированы, - архетипы рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, Бога, мудрого старца, матери-земли, животного. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это - Анима, Персона, Тень и Самость. Например, Анима — это бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское (Анимус) в психике женщины.
Установки.
Юнг
различат две установки – установку
экстраверсии и установку интроверсии.
Экстравертная установка
Функции.
Существуют
4 фундаментальные
Самость.
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни.
1.2. Характеристика коллективного бессознательного.
Юнг главное свое внимание уделял бессознательному, по своей природе которое, никогда не было осознанно. Это привело его к выводу о наличии более глубоко лежащей и обширной области – коллективного бессознательного. К этому понятию он подошел уже в первой крупной работе «Метаморфозы и символы либидо» (Wand eungen und Symbole des Libido: W.,1912). Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности, обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Гипотеза о наличии коллективного бессознательного, как и понятие «бессознательного» относится к тем идеям, которые сначала удивляют публику, а затем, преобразованные ею, превращаются в привычные представления.
Юнг под коллективным бессознательным понимал «разум наших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа»1. Коллективное бессознательное представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Причем коллективное бессознательное обладает собственной многоуровневой структурой и включает в себя семейное, расовое, национальное и общечеловеческое достояние. Юнг сравнивал коллективное бессознательное с матрицей, грибницей (гриб - душа), с подводной частью горы или айсберга: чем глубже мы уходим «под воду», тем шире основание2. Коллективное бессознательное транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.