Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:20, реферат
Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.
Введение. ---------------------------------------------------------------------------- 3
1. Структура личности человека. --------------------------------------------- 4
1.1. Краткая характеристика структуры личности . ------------------- 4
1.2. Характеристика коллективного бессознательного. -------------- 5
2. Архетипы и их значение для творчества. ------------------------------- 7
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность. ------------------------------ 7
2.2. Виды архетипов и их источники ------------------------------------ 9
2.3. Архетипы и творчество. ---------------------------------------------- 13
Заключение. ------------------------------------------------------------------------ 17
Сноски. ------------------------------------------------------------------------------ 18
Литература. ---------------------------------
Коллективное бессознательное – есть та часть души, которая можно в отрицательном плане, отличить от личного бессознательного, на том основании, что она не обязана подобно последнему, своим существованием личному опыту и, следовательно, не является личным приобретением. Содержание коллективного бессознательного никогда не находилось в сознании личности, таким образом, никогда не приобреталось индивидуально, но обязаны свом существованием исключительно наследственности. Тогда как личное бессознательное состоит большей частью из комплексов, содержание коллективного бессознательного составляют, по существу, архетипах.
Коллективное бессознательное — хранилище скрытых воспоминании, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное — это наследие эволюционного развития человека, наследие, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет универсальность коллективного бессознательного сходством структуры мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью эволюции.
Расовые воспоминания или репрезентации не наследуются, как таковые: скорее мы наследуем возможность повторного проживания опыта предшествующих поколений. Они выступают как предрасположенности, заставляющие нас реагировать на мир определенным образом. Эти предрасположенности проецируются на мир. Например: поскольку человеческие существа всегда имели матерей, каждый младенец рождается с предрасположенностью к восприятию матери и реагированию на нее. Необходимое для индивида обретаемое им знание матери — реализация врожденного потенциала, «встроенного» в человеческий мозг, подобно материалу предсознательного прошлым расовым опытом. Как люди рождаются со способностью трехмерного видения мира и развивают эту способность опытом и тренировкой, так люди рождаются со многими предрасположенностями к мышлению, чувствованию, восприятию соответственно определенным паттернам и содержаниям, которые анализируются в индивидуальном опыте. Люди предрасположены бояться темноты и змей, потому что, как можно допустить, для первобытных людей темнота таила множество опасностей, и они оказывались жертвами змей. Эти латентные страхи в современном человеке могут и не развиться, если они не усиливаются особыми переживаниями, но, тем не менее, тенденция присутствует и делает человека более восприимчивым к такого рода явлениям. Некоторые идеи легко формируются — например, идея высшего Существа — ибо готовность твердо укоренилась в мозге; для того, чтобы она развилась и стала влиять на поведение, нужно очень незначительное подкрепление. Латентные пли потенциальные воспоминания зависят от унаследованных структур, укоренившихся в мозге в результате куммуликативных переживании человечества. Отвергать врожденный характер этих первобытных воспоминаний, утверждает Юнг, означает отрицать эволюцию мозга и связанную с ним наследственность.
Коллективное бессознательное — врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути, определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее пли селективное влияние с самого начала жизни человека. «Форма мира, в котором он рождается, уже является врожденной как виртуальный образ»3. Этот виртуальный образ становится конкретной перцепцией или идеей через идентификацию с соответствующими ему объектами мира. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью — иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие.
Эти два региона бессознательного, личного и коллективного, имеют для человека огромное значение. «Оно (бессознательное) содержит возможности, скрытые от сознательного ума, ибо располагает подсознательным содержанием, всем тем, что было забыто пли незамечено, а также мудростью и опытом неисчислимых столетий, осевшими в его архетипических органах»4. С другой стороны, если эго игнорирует мудрость бессознательного, оно может разрушать сознательные рациональные процессы, захватывая и извращая их. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления вырастают из отвержения бессознательных процессов.
В
статье Юнга «Понятие коллективного
бессознательного» он кратко определи
содержание и психологическое значение
коллективного
Хотя теория Юнга обычно определяется как психоаналитическая — в связи с тем, что особое внимание в ней уделяется бессознательным процессам, — в некоторых существенных отношениях она отлична от теории личности Фрейда. Вероятно, самая яркая отличительная черта юнгианского подхода к человеку заключается в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями, стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и будущее, как потенциальность, управляют поведением в настоящем. Взгляд Юнга проспективен в том смысле, что устремлен на будущее человеческого развития, и ретроспективен в том смысле, что принимает в расчет прошлое. Перефразируя Юнга, «человек живет и целями, и причинами».
Понятие
коллективного пли
трансперсонального
бессознательного — одна из наиболее
оригинальных и спорных примет теории
личности Юнга. Это — наиболее сильная
и влиятельная психическая система.
Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами образует единую психическую структуру личности.
Итак,
Юнг высказал мысль о существовании более
глубокого слоя в структуре личности,
который он назвал коллективным бессознательным
[Jung, 1936/1969]. Коллективное бессознательное
представляет собой хранилище латентных
следов памяти человечества и даже наших
человекообразных предков. В нем отражены
мысли и чувства, общие для всех человеческих
существ и являющиеся результатом нашего
общего прошлого.
Как говорил сам Юнг,
«в коллективном бессознательном содержится
все духовное наследие человеческой эволюции,
возродившееся в структуре мозга каждого
индивидуума»6. Таким образом,
содержание коллективного бессознательного
складывается благодаря наследственности
и одинаково для всего человечества.
Важно отметить,
что концепция коллективного бессознательного
была основной причиной расхождений
между Юнгом и Фрейдом.
2. Архетипы и их значение для творчества.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
Выражение»
архетип» встречается уже у Филона
Александрийского и Иринея по отношению
к образу Божьему в человеке.
В психике человека коллективное бессознательное, по Юнгу, существует в виде символических форм или идей, носящих схематический характер. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными воплотиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень.
Архетип сам по себе не входит в сознание, он не дан в чувственном опыте. Сам по себе он пуст, бессодержателен, но обладает потенциальной возможностью приобретать конкретную форму. В сознание входят «архетипические образы», уже подвергнутые сознательной переработке. Архетипы направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, как они вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетип проявляется в виде огромного количества коллективных образов и символов, которые представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Архетипы гипотетичны, представляют собой своего рода модель, позволяющую объяснить наличный опыт.
Архетипы настолько близки к инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного» поведения. Являясь регуляторам психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Юнг отмечал, что архетипов столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное их отца и повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции – в формах без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.
По мнению Юнга, активизация архетипов происходит, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом, конкретная форма архетипа реализуется символическим путем, через архетипический образ в психике индивида.
Структурные компоненты коллективного бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны (Jung, 1943). Архетип — это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы пли видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать. На детское восприятие матери также влияет то, что она собой являет, и младенческие переживания ребенка. Таким образом, опыт ребенка — единый продукт внутренней предрасположенности воспринимать мир определенным образом и действительной природы самого мира, и его переживания во многом сходны с теми, что испытывает индивид любой эпохи и любой части света. Скажем, суть матерей осталась во многом той же ид протяжении расовой истории, так что наследуемый ребенком архетип матери подобен реальной матери, с которой он взаимодействует.
Как рождается архетип? Это — постоянный «осадок» переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений, Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона па другую. Повторение этого переживания в конце концов зафиксировалось в коллективном бессознательном как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое люди боготворили и которому поклонялись. Определенные представления о верховном божестве основаны на солнечном архетипе.
Аналогично, люди на протяжении своей жизни подвергались воздействию многочисленных сил природы — землетрясений, ливней, наводнений, ураганов, молний, лесных пожаров и т. д. Из этих переживаний возник архетип энергии, предрасположенность ощущать энергию, попадать под ее власть, желание создавать и контролировать энергию. Детское восхищение хлопушками, юношеское увлечение автогонками, навязчивый интерес взрослых к атомной энергии сходятся в архетипе энергии. Этот архетип управляет людьми, подвигая к открытию новых видов энергии. Наш атомный век выражает господство архетипа энергии. Таким образом, архетипы функционируют как напряженные атомные энергетические центры, стремящиеся в каждом поколении продуцировать повторение одних и тех же переживаний. Архетипы могут быть рассмотрены как «автопортреты инстинктов», это прототипы конкретных образов. Так, восприятие настоящих матери укоренено в архетипических праформах «Великой Матери» и «Великого Отца».
Архетипы не обязательно изолированы друг от друга в коллективном бессознательном. Они взаимопроникают и смешиваются. Так, могут сочетаться архетип героя и архетип мудрого старца, порождая образ «короля-философа», человека, вызывающего восхищение и уважение как героический вождь и мудрый пророк. Иногда — так, по-видимому, произошло в случае с Гитлером, — возникает смешение архетипов демона и героя, так что некто становится сатанинским лидером.
2.2. Виды архетипов и их источники .
Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [Jung, 1968]. Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия. мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие; врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.