Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:41, реферат
Аппаратурные методики предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических особенностей испытуемого. Как правило, с помощью аппаратурных методик оцениваются особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические характеристики нервной системы) и высшие психические функции (особенности памяти, внимания, восприятия). Эти параметры особенно важны при профессиональном психологическом отборе операторов и водителей. Определенным сходством с аппаратурными методиками обладают компьютерные тесты.
• отношения, обеспечивающие воспитание детей, “педагогические” (в методике шкалы 5, 11).Посмотрев на цифровые данные, можно составить “предварительный портрет” семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов “дела”. Обратное - можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23. Анализ отношения к семейной роли поможет лучше понять специфику семейных отношений.Родительско-детские отношения являются основным предметным анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. Схема пересчета ответов в баллы содержится в “ключе” методики. Ключ к методике: А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака: максимальная - 20, минимальная – 5. Тогда 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие. Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.
Признаки (шкалы родительских отношений):1) Вербализация2) Чрезмерная забота3) Зависимость от семьи 4) Подавление воли 5) Ощущение самопожертвования 6) Опасение обидеть 7) Семейные конфликты 8) Раздражительность 9) Излишняя строгость 10) Исключение внутрисемейных влияний 11) Сверхавторитет родителей 12) Подавление агрессивности 13) Неудовлетворенность ролью хозяйки 14) Партнерские отношения 15) Развитие активности ребенка 16) Уклонение от конфликта 17) Безучастность мужа 18) Подавление сексуальности 19) Доминирование матери 20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 21) Уравненные отношения 22) Стремление ускорить развитие ребенка 23) Несамостоятельность матери
Анализ отдельных шкал - ключ к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.
Шкалы методикиОтношение к семейной роли Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3,5,7,11,13,17,19,23: • ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3); • ощущение самопожертвования в роли матери (5); • семейные конфликты (7); • сверхавторитет родителей (11); • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13); • “безучастность” мужа, его невключенность в дела семьи (17); • доминирование матери (19); • зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку 1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);• побуждение словесных проявлений, вербализаций (1); • партнерские отношения (14); • развитие активности ребенка (15); • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):• раздражительность, вспыльчивость (8); • суровость, излишняя строгость (9); • уклонение от контакта с ребенком (16).3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20,22):• чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2); • преодоление сопротивления, подавление воли (4); • создание безопасности, опасение обидеть (6); • исключение внесемейных влияний (10); • подавление агрессивности (12); • подавление сексуальности (18); • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20); • стремление ускорить развитие ребенка (20). Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания.