Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:54, реферат

Краткое описание

В периоде становления характера его типологиче­ские особенности, не будучи еще сглажены и затушева­ны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акценту­аций обычно сглаживаются. Это позволило нам гово­рить о «преходящих подростковых акцентуациях харак­тера».

Файлы: 1 файл

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

В подростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут ис­пользоваться нарушения поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию работать и учиться, так как “серая жизнь” их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положение, которое бы теши­ло их самолюбие, у них не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее безделье и празд­ность сочетаются с очень высокими, фактически не удовлетворимыми претензиями в отношении будущей про­фессии. Склонны к вызывающему поведению в общест­венных местах. Более тяжких нарушений доведения обычно избегают.

Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убе­жав, дети или подростки стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции (такие демонстративные побеги обычно являются след­ствием реакции оппозиции). Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количест­вом выпитого или блеснуть изысканным выбором алко­гольных напитков. Иногда такие подростки готовы изо­бразить из себя наркоманов. Наслышавшись о нарко­тиках, попробовав раз - другой какой-либо доступный суррогат, они любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный “кайф”, прием экстравагантных наркотиков, вроде героина или ЛСД. Детальный рас­спрос обнаруживает, что нахватанные сведения быстро истощаются.

   Если ничем другим не удается привлечь к себе вни­мание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии. Последние всегда предназначаются для окружающих. Выдумывая, легко вживаются в роль, вво­дят в заблуждение доверчивых людей.

Истероидная акцентуация нередко сочетается с пси­хическим инфантилизмом (гармоничным психофизиче­ским или с психическим на фоне физической акселера­ции). Вследствие инфантилизма в подростковом возра­сте сохраняется детская реакция оппозиции на утрату или уменьшение внимания со стороны близких, на по­терю роли семейного кумира. Проявления этой реакции могут быть теми же, что и в детстве—уход в болезнь, попытки избавиться от того, на кого переключилось внимание (например, заставить мать разойтись с поя­вившимся отчимом). Но чаще реакция оппозиции про­является подростковыми нарушениями поведения—выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство асоциальные компании сверстников—все это предназначается лишь для того, чтобы языком поступков про сигнализировать близким: “Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я собьюсь с пути”.

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления—громогласные требования свободы, конф­ликты и т.п. На самом же деле настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное по­ложение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, нибестрепетной готовностью подчинять себе других, такие подростки добиваются ведущего положе­ния иными средствами. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе, еще только назревающих в ней желаний, стремлений, событий, истероидные подро­стки становятся их первыми выразителями, застрелыщиками, зажигателями. В порыве, воодушевленные обращенными на них взорами, могут повести за собой других, даже проявить отвагу. Но всегда оказываются вожаками на час, так как перед неожиданными трудностямипасуют, друзей легко предают, лишенные восхи­щенных взглядов, сразу теряют весь задор. Пытаются также возвыситься в среде сверстников, “пуская им пыль в глаза” россказнями о своих былых “удачах” и “похождениях”. Товарищи вскоре распознают за внешними эффектами внутреннюю пустоту. Поэтому истероидные подростки не склонны подолгу задерживатьсяв одной группе сверстников и охотно устремляются в новую, уверяя, что “разочаровались в прежних причте лях”.

Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Для этого может выбираться и художественная самодеятель­ность (особенно те ее виды, которые популярны в среде сверстников). Но той же цели могут служить и гимна­стика йогов, и модные философские течения, и необыч­ные коллекции и многое другое, если только оно не требует слишком упорного труда и позволяет покрасо­ваться перед другими.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряженностью. В сексуальном поведении также мно­го театральной игры. Юноши чаще скрывают свои сек­суальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что среди товарищей в этой области они мо­гут легко оказаться не на “высоте”. Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумы­вать несуществующие связи, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц и проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлени­ем на собеседника.

Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно скорее всего обратить на себя внимание.

Удары по эгоцентризму являются caмыми чувстви­тельными для истероидной натуры. Неспособность за­нять видное положение среди сверстников, разоблаче­ние приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, крах на­дежд при высоком уровне притязаний, утрата внимания со стороны значимых лиц—все это может повести и к острым аффективным реакциям демонстративного ти­па, включая суицидальные демонстрации, и к истериче­скому неврозу, и к демонстративным нарушениям по­ведения. Сочетание истероидной акцентуации с потвор­ствующей гиперпротекцией в воспитании (“кумир се­мьи”) легко приводит к психопатическому развитию.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослуша­нием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, за­икание и др.).

   С первых классов школы нет желания учиться. Не­хотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними старшие.

Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничнымитоварищами, могут ради компании убежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в улич­ных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда становятся подростками, то прежние развле­чения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут бо­лее острых и сильных ощущений—в ход идут хулиган­ские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Вы­пивки начинаются рано (иногда с12—14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

Реакция эмансипации тесно сопряжена все с тем же желанием удовольствия и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда не питают. К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием. Родные для них — прежде всего источник средств для развлечений. Реак­ция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих ком­паниях прежде всего ищут места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся ору­дием таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожина­ют более стеничныечлены группы,

Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно - коммуникативный тип хобби, да еще азартные иг­ры. Отсюда многочасовая пустая болтовня со случай­ными приятелями, детективно-приключенческие интере­сы— все это питается жаждой впечатлений, новой лег­кой информацией, не требующей никакой интеллекту­альной переработки. Знакомства предпочитаются такие же легкие, как получаемая информация, они нужны только, чтобы ею обмениваться. Веселая компания всегда важнее преданного друга. Полученные сведения лег­ко забываются, в подлинный их смысл не вникают, ни­каких выводов не делается. К занятиям спортом испы­тывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл представляются заманчивыми как источники почти ге­донического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают. Пред­почитается угон автомашин и мотоциклов с целью по­кататься. Художественная самодеятельность не привле­кает, даже модные ансамбли скоро приедаются.

Сексуальное влечение не отличается силой, но пре­бывание в уличных группах ведет к раннему сексуаль­ному опыту, включая знакомство с извращениями. Сек­суальная жизнь становится таким же источником раз­влечений, как выпивки и хулиганские похождения. Ро­мантическая влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство влюбленности для них остается не­знакомым.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привле­кает. Работают только в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему будущему—не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о ка­ком-либо положении для себя. Живут только настоя­щим, желая извлечь из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые побеги из дома и из интернатов. Повторные же побеги нередко обусловлены тягой к “свободной жизни”.

Слабоволие и трусость позволяют удерживать не­устойчивых в условиях сурового и жестко регламенти­рованного режима. Когда безделье грозит наказанием, а ускользнуть некуда, они нехотя смиряются и работа­ют. Самооценка обычно необъективна: себе приписыва­ют гипертимные или конформные черты. Главное “сла­бое звено" неустойчивой акцентуации —остаться без пристального надзора, быть предоставленным самому себе.

Скрытая акцентуация по неустойчивому ти­пу обнаруживается, когда подросток, до определенного момента бывший под строгим присмотром, в силу об­стоятельств внезапно оказывается лишенным постоянно­го контроля. Он сразу же .попадает в асоциальную ком­панию, начинает алкоголизироваться и совершает пра­вонарушения.

При воспитании по типу гипопротекции из неустой­чивой акцентуации развивается психопатия.

Конформный тип. Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо—думать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все было “как у всех” — от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим во­просам. При этом под “всеми” подразумеваетсяпривычное окружение. От него стараются ни в чем не отстать но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особен­но проявляется на отношении к модам одежды. Когда появляется какая-либо новая мода, то нет больших ее хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает новую моду, они сами облачаются в эту одежду, забыв о том, что говорили ра­нее.

В жизни любят руководствоваться сентенциями и в трудных случаях ищут в них утешения и оправдания (“утраченного не воротишь” и т.п.). Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. Поэтому оказываются полностью про­дуктом своей микросреды. В хорошем окружении становятся неплохими людьми, исполнительнымиработниками. Но, попав в дурную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила пове­дения, как бы все это ни противоречило прежнему модусу жизни и как бы пагубно ни было. Хотя адапта­ция к новой среде происходит медленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки “за компанию” легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации,—это и есть истина. И даже если по этим каналам начинают посту­пать сведения, явно противоречащие действительности, они по-прежнему принимаются за чистую монету.

Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Новое не любят, потому что не могут к нему быстро приспособиться. Трудно осваиваются в новой обстанов­ке. Правда, в наших условиях они открыто в этом не признаются, потому что в подавляющем большинстве наших микроколлективов чувство нового высоко ценит­ся, новаторы поощряются и т.п. Но положительное от­ношение к новому остается только на словах. На деле же предпочитается стабильное окружение и раз навсег­да установленный порядок. Нелюбовь к новому проры­вается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается и просто новичка, появившегося в “своей” группе, и особенно представителя другой среды, другой манеры держать себя и даже другой национальности.

0пекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа и проходит без наруше­ний. Поэтому только в подростковом возрасте начинают выявляться конформные черты. Учеба с ее четкой рег­ламентацией и стабильным режимом не представляет чрезмерных трудностей.

Конформные подростки очень дорожат местом в при­вычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать уче­бу, является то обстоятельство, что в то или иное учеб­ное заведение поступают большинство товарищей. Если привычная подростковая группа почему-либо отвергает конформного подростка, то это воспринимается как од­на из самых тяжелых психических травм. Реакция эман­сипации ярко проявляется только в том случае, когда родители и воспитатели отрывают конформного подро­стка от привычной ему среды сверстников, когда они противодействуют его стремлению быть “как все”, пере­нять распространившиеся подростковые моды, увлече­ния, манеры, намерения. Увлечения конформного под­ростка целиком определяются его средой и велением времени.

Слабое место в конформном характере—неперено­симость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причи­ной реактивных состояний. К острым аффективным ре­акциям особой склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.

Психопатии конформного типа не бывает. Гипопротекция, безнадзорность, асоциальное окружение могут привести к психопатическому развитию по неустойчиво­му  типу   (конформно-неустойчивый   вариант,   по А. А. Александрову, 1978). Воспитание в условиях же­стоких взаи1моотношений приводит к эпилептоидизации. Самооценка конформных подростков может быть неплохой. Большая часть из них довольно правильно отмечает основные черты своего характера.

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте