Адаптация человека к окружающей среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В ходе исследования предполагалось решение следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам адаптации личности; 2. Определить тип темперамента у двух представленных людей; 3. Изучить особенности социально-психологической адаптации испытуемых с разным темпераментом в новом трудовом коллективе; 4. Сделать выводы о влиянии свойств личности на адаптацию в обществе.

Оглавление

Введение стр.


Глава 1. Адаптация личности как сложное общественное явление стр.


Сущность и основные характеристики адаптации стр.


1.2. Девиантное и деликвентное поведение как нарушения адаптации стр.

Глава 2.Изучение особенностей адаптации в коллективе людей с разными типами темперамента стр.


2.1.Определение типа темперамента испытуемых стр.


2.2.Изучение особенностей адаптации людей с разным типом темперамента в коллективе стр.


2.3.Выводы и рекомендации стр.


Заключение стр.


Список использованных источников стр.



Приложение

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В нашей работе мы сделали попытку  рассмотреть адаптацию личности в условиях современной действительности.

      Адаптация – это сложный процесс приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Она может быть физиологической, социальной, психологической. На сегодняшний день, в рамках постоянно меняющихся, размытых ценностей и идеалов общества человеку становится все сложнее приспособиться к ним и чувствовать себя позитивно. Как результат, мы видим возрастание девиантного и делинквентного поведения людей, особенно молодежи, как проявлений дезадаптации.

      В начале исследования мы полагали, что  социально-психологическая адаптация личности в коллективе зависит от особенностей темперамента; в частности, мы выдвинули гипотезу о более успешной первичной адаптации в коллективе человека с холерическим темпераментом, в отличие от человека с флегматическим темпераментом.

      Мы  провели изучение типов темперамента, затем при помощи таких методов, как беседа и тестирование, мы установили, что, действительно, испытуемая с холерическим темпераментом адаптировалась в новом коллективе быстрее и успешнее, чем испытуемая с флегматическим темпераментом. Холерику понадобилось меньше времени, чтобы войти в контакт с новыми коллегами и руководством; эта испытуемая быстро приспособилась к новой обстановке и деятельности, она легче переносит некоторое несоответствие коллективных приоритетов своим. Таким образом, мы доказали нашу гипотезу.

      Необходимо  отметить, что успешная социально-психологическая  адаптация зависит от множества  других факторов, таких, как пол, возраст, квалификация, личностные особенности, прошлый профессиональный опыт, пр. Однако зная и в какой-то мере корректируя особенности своей личности и темперамента, человек может достигнуть успешной социально-психологической адаптации.  

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Актуальные  проблемы психологии личности: методическое пособие/А.П. Лобанов, С.И. Коптева, С.М. Стародынова и др. - Витебск, 1997. – 62 с.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995. – 345с.
  3. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход// Психологическая наука и образование. – 1999. - №2. – с 99
  4. Дедук О.Ю. Проблемы социальной адаптации личности.// Адукацыя i выхаванне. – 1999. - №5-6. – с. 76
  5. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. – 1997. - №4. – с.126
  6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: "Питер", 2000. – 992 с.
  7. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 448с.
  8. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Спб, 1967. – 365с.
  9. Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема// Сацыяльна – педагагiчная работа. – 1999. - №1. – с.2
  10. Майерс Д. Социальная психология. – Спб., 1997. – 725с.
  11. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. в 3 кн. Кн. 2. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 485с.
  12. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. в 3 кн. Кн. 3. Основы психодиагностики. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512с.
  13. Психология. Учеб. для студ. Высш. Учеб. завед. /под ред. Дружинина В. М. – СПб: Питер Ком, 2001. – 534с.
  14. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998. – 668 с.
  15. Руденский Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения. //Мир психологии. – 1998. - № 3. – с. 189
  16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 542с.
  17. Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе. // Вопросы общей и дифференцированной психологии: сборник научных трудов. Вып.2. Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1998. – 202 с.
  18. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996.

    ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

    Вопросы к методике В.М. Русалова «Определение свойств темперамента»

  1. Подвижный ли ты человек?
  2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?
  3. Предпочитаешь ли ты уединение большой компании?
  4. Испытываешь ты постоянное желание чем-либо заниматься, что-либо делать?
  5. Медленно ты говоришь?
  6. Ранимый ли ты человек?
  7. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?
  8. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?
  9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав как следует?
  10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
  11. Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?
  12. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу?
  13. Нравится ли тебе быстро бегать?
  14. Сильно ли ты переживаешь плохие отметки, замечания начальства?
  15. Легко ли тебе выполнять работу, требующего длительного внимания и сосредоточенности?
  16. Трудно ли тебе быстро говорить?
  17. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?
  18. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
  19. Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты?
  20. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?
  21. ты испытываешь чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?
  22. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?
  23. Говоришь ли ты о вещах, в которых не разбираешься?
  24. Легко ли тебе одновременно делать несколько разных дел?
  25. Трудно ли тебе одновременно делать несколько разных дел?
  26. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь, не подумав?
  27. Любишь ли ты простую, привычную, не требующую усилий работу?
  28. Легко ли ты расстраиваешься, когда неожиданно обнаруживаешь, что что-то сделал не так?
  29. Любишь ли ты сидячую работу?
  30. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
  31. Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем высказаться?
  32. Все ли твои привычки хороши?
  33. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?
  34. Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обществе незнакомых людей?
  35. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на другой?
  36. Плохо ли к тебе относятся близкие люди?
  37. Разговорчивый ли ты человек?
  38. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?
  39. Всегда ли ты говоришь свободно, без запинок?
  40. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой или работой?
  41. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои личные недостатки?
  42. Есть ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной работой?
  43. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?
  44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других людей?
  45. Можешь ли ты без долгих раздумий задать человеку щекотливый, трудный для него вопрос?
  46. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?
  47. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, чем ты занимаешься?
  48. Возникают ли у тебя беспокойство, тревога перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?
  49. Можно ли о тебе сказать, что ты быстро выполняешь то, что тебе поручается?
  50. Любишь ли ты работать самостоятельно?
  51. Легко ли узнать твое внутреннее состояние по выражению лица?
  52. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание?
  53. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?
  54. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?
  55. Любишь ли ты быстрые игры?
  56. Любишь ли ты делать паузы в своей речи?
  57. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?
  58. Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться каким-либо трудным делом?
  59. Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?
  60. Бывает ли так, что у тебя надолго портится настроение из-за того, что срывается какое-нибудь важное дело?
  61. Часто ли тебе не спится из-за того, что дела идут не так, как надо?
  62. Любишь ли ты бывать в большой компании?
  63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
  64. Испытываешь ли ты потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
  65. Часто ли ты злишься и выходишь из себя?
  66. Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?
  67. Держишься ли ты свободно в большой компании?
  68. Часто ли ты утверждаешь нечто на основе первого впечатления, не подумав как следует?
  69. Возникает ли у тебя чувство неуверенности в процессе выполнения какого-либо дела и беспокоит ли оно тебя?
  70. Медленно ли ты работаешь?
  71. Легко ли ты переключаешься с одной работы на другую?
  72. Быстро ли ты читаешь вслух?
  73. Сплетничаешь ли ты иногда?
  74. Молчалив ли ты в кругу друзей?
  75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя утешили и поддержали?
  76. Охотно ли ты выполняешь одновременно много разных дел?
  77. Охотно ли ты делаешь быструю работу?
  78. Тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?
  79. Часто ли у тебя бывает бессонница, если что-то не ладится в работе?
  80. Дрожат ли у тебя руки во время ссоры?
  81. Долго ли ты мысленно готовишься прежде, чем высказать свое мнение?
  82. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?
  83. Предпочитаешь ли ты заниматься легкой работой?
  84. Легко ли тебя обидеть?
  85. Начинаешь ли ты первым разговор в компании?
  86. Испытываешь ли ты желание больше быть среди людей?
  87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?
  88. Часто ли ты волнуешься по поводу своей работы или учебы?
  89. Всегда ли ты платил бы за провоз багажа, если бы не боялся проверки на транспорте?
  90. Держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринке?
  91. Склонен ли ты преувеличивать неудачи, которые у тебя случаются на работе?
  92. Нравится ли тебе быстро говорить?
  93. Легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно возникшей мысли?
  94. Предпочитаешь ли ты работать медленно?
  95. Переживаешь ли ты из-за неполадок в работе?
  96. Нравится ли тебе говорить с людьми спокойно и медленно?
  97. Часто ли ты волнуешься из-за ошибок?
  98. Способен ли ты хорошо выполнять долгую, трудоемкую работу?
  99. Можешь ли ты, не раздумывая, обратиться с просьбой личного характера к незнакомому человеку?
  100. Часто ли ты чувствуешь себя неуверенно при общении с людьми?
  101. Легко ли ты берешься за выполнение новой, незнакомой тебе работы?
  102. Устаешь ли ты, когда тебе приходится долго говорить?
  103. Нравится ли тебе работать неторопливо, без особого напряжения?
  104. Нравится ли тебе разнообразная работа, постоянно требующая сосредоточения и переключения внимания с одного дела на другое?
  105. Любишь ли ты подолгу бывать наедине с собой?
 

Ключ  к методике оценки свойств темперамента человека

      Для каждого свойства темперамента указаны  соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Степень развития каждого свойства оценивается по количеству баллов, которое оно получило.

      Энергичность  в работе: «да» в ответах на вопросы 4, 8,15,22,42,50,58,64,98, «нет» в ответах на вопросы 27,83,103.

      Энергичность  в общении: «да» в ответах на вопросы 11,30,57,62,67,78,86, «нет» в ответах на вопросы 3,34,74,90,105.

      Пластичность  в работе: «да» в ответах на вопросы 20,25,35,38,47,66,71,101, «нет» в ответах на вопросы 54,59.

      Пластичность  в общении: «да» в ответах на вопросы 2,9,18,26,45,68,85,99, «нет» в ответах на вопросы 31,81,87,93.

      Темп  в работе: «да» в ответах на вопросы 1,13,19,33,46,49,55,57, «нет» в ответах на вопросы 29,43,70,94.

      Темп  в общении: «да» в ответах на вопросы 24,37,39,51,72,92, «нет» в ответах на вопросы 5,10,18,56,96,102.

      Эмоциональность в работе: «да» в ответах на вопросы 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97,

      Эмоциональность в общении: «да» в ответах на вопросы 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80,84,100.

      Контрольные вопросы: «да» в ответах на вопросы 32,52,89, «нет» в ответах на вопросы 12,23,44,65,73,82.

      Оценка  результатов и  выводы о типе темперамента

      9 и более баллов – свойство  темперамента сильно развито;

      от 5 до 8 баллов – свойство средне развито;

      4 и менее баллов – свойство развито слабо. 

      Сангвиник – средне развитые показатели по всем свойствам.

      Холерик – высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при  средних или низких показателях  по пластичности.

      Флегматик – низкие показатели по всем свойствам  темпераментам.

      Меланхолик  – низкие показатели по энергичности, пластичности и темпу при средних  или высоких показателях по эмоциональности. 

      К чистому типу темперамента человек  относится только при полном совпадении степени развитости его показателей  с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента с одним преобладающим. 
 
 
 

 

       ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

      Вопросы к тесту на социально  –психологическую адаптацию  личности в новом  трудовом коллективе «Как вы адаптировались на работе?»

1. Мое настроение  на работе, по большей части,  положительное.

    1. – полностью согласен;
    2. сложно сказать однозначно;
    3. скорее всего, нет.

2.Я хорошо  размышляю на работе.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

3. Мой (я) начальник  (ца) - хороший человек.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

4. Мои коллеги,  по большей части, мне симпатичны.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

5. Мое эмоциональное состояние в офисе - хорошее.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

6. С коллегами  по работе мы, бывает, говорим  на неформальные темы.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

7. За последнюю неделю на работе я говорил на повышенных тонах:

    0-5 раз;

    6-10 раз;

    11 и более  раз.

8. В моей семье  за последнюю неделю мои домашние  делали то, что мне ярко не  нравится:

    0-5 раз;

    6-10 раз;

    11 и более  раз.

9. Я доволен  своими близкими людьми в последнее время.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

10. Моя семья  меня раздражает.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

11. Мне интересна  моя работа.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

12.Я охотно  предлагаю новые идеи на работе, проявляю инициативу.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

13.По сравнению  с другими людьми я могу  работать долго, без утомления  и ощущений неудобства.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.

14. В последнее  время мое здоровье хорошее,  как обычно, без ухудшений.

    1. полностью согласен;
    2. сложно сказать  однозначно;
    3. скорее всего, нет.
 

      Ключ  к тесту «Как вы адаптировались на работе?» 

№ вопроса  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1.Полностью  согласен 

2.Сложно  сказать однозначно 

3.Скорее всего, нет

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1    

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

1 
 

2 
 

3

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

3 
 

2 
 

1

1 
 

2 
 

3

Информация о работе Адаптация человека к окружающей среде