Адаптация человека к окружающей среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В ходе исследования предполагалось решение следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам адаптации личности; 2. Определить тип темперамента у двух представленных людей; 3. Изучить особенности социально-психологической адаптации испытуемых с разным темпераментом в новом трудовом коллективе; 4. Сделать выводы о влиянии свойств личности на адаптацию в обществе.

Оглавление

Введение стр.


Глава 1. Адаптация личности как сложное общественное явление стр.


Сущность и основные характеристики адаптации стр.


1.2. Девиантное и деликвентное поведение как нарушения адаптации стр.

Глава 2.Изучение особенностей адаптации в коллективе людей с разными типами темперамента стр.


2.1.Определение типа темперамента испытуемых стр.


2.2.Изучение особенностей адаптации людей с разным типом темперамента в коллективе стр.


2.3.Выводы и рекомендации стр.


Заключение стр.


Список использованных источников стр.



Приложение

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

      Социально – психологическая адаптация  – это процесс приобретения ею определенного социально – психологического статуса, овладения теми или иными социально – психологическими ролевыми функциями. В процессе этой адаптации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах [№7, стр.234].

      Социально – психологическая адаптация  выступает как средство защиты личности, с помощью которого ослабляется и устраняется внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

      Таким образом, социально – психологическая адаптация выполняет функцию защиты личности. К другим ее функциям относятся:

  1. Достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность – социальная среда»;
  2. Максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности;
  3. Регулирование общения и взаимоотношений;
  4. Формирование эмоционально – комфортных позиций личности;
  5. Самореализация личности;
  6. Самопознание и самокоррекция;
  7. Повышение эффективности деятельности как личности, так и социальной среды;
  8. Сохранение психического здоровья.

      Различают следующие уровни адаптации личности: академический, социальный и личностный.

      Уровень академической адаптации характеризуется  степенью соответствия поведения школьника  нормам жизни в учебном учреждении. Критерием устойчивой адаптации данного уровня является принятие требований педагогов, ритма и содержания учебной деятельности, позитивное отношение к учебе в целом.

      Уровень социальной адаптации отражает успешность интеграции личности в социальную группу в виде принятия его одноклассниками, коллегами, др. характеризуется он количеством коммуникативных связей, умением решать межличностные проблемы, а также степенью принятия педагогов, воспитателей, начальников, как референтных лиц.

      Уровень личностной адаптации определяется степенью принятия человеком самого себя как представителя социальной общности и выражается адекватной самооценкой, уровнем притязаний в микросреде, стремлением к самоизменению и т.п.[№14, стр.102]

      О степени адаптации человека можно  судить по таким критериям, как:

    1. Положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально – психологической адаптации);
    2. Продуктивность и эффективность деятельности;
    3. Эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности (отношение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);
    4. Эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношение к реальному социальному статусу в группе, степень удовлетворенности межличностными контактами и проч.;
    5. Степень реализации внутриличностного потенциала;
    6. Интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя).

      Условной  границей поля адаптации является адаптационный барьер - предельная степень жизненных трудностей, которые может выдержать человек без срыва механизмов психической адаптации.

      Мы  рассмотрели основные особенности  адаптации человека, обратимся теперь к противоположному адаптации понятию – дезадаптации. 

    1.2.Девиантное  и деликвентное  поведение как  нарушения адаптации

      Понятием, противоположным адаптации, является дезадаптация. Она выражается в неспособности  человека соответствовать собственным  потребностям и притязаниям, выполнять  требования, которые предъявляют к нему среда и собственная социальная роль. Признаком дезадаптации является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без своевременного формирования механизмов поведения, необходимых для их разрешения. Одним из примеров дезадаптации человека являются девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение и его разновидность, деликвентное (криминальное) поведение [№18, стр.10].

      Девиантное  поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального  поведения в том или ином сообществе. Оно выступает как следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

      Каждый  человек отличается своеобразием реакций  на воздействия окружающей среды. Поведение  проявляется в индивидуально-своеобразных формах, не всегда адекватных, что видно на примере девиантного поведения. Часто образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным. Нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, которые по мере их закрепления, воспринимаются как нормальное явление. Т.е. то, что в субъективном восприятии подразумевается как положительное, объективно является проявлением отклоняющегося поведения [№17, стр.177].

      Проблема  отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом [№3, стр.98].

      К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

      Понятие "деликвентное поведение" (криминальное) применяется только в случаях противоправных действий личности. Сюда относятся вымогательство, угон транспортных средств, кражи и т.д. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка [№15, стр.189].

      Если  девиантное поведение направлено в  большинстве случаев на саморазрушение, то деликвентное поведение уже имеет  своей целью нанести вред другим людям, поэтому оно труднее и медленнее поддается коррекции.

      Как девиантное, так и деликвентное поведение  являются тревожными показателями неблагополучия, дезадаптации человека в обществе и  требуют тщательного рассмотрения и вмешательства со стороны медицины и психологии. 
 
 

 

       Глава 2.Изучение особенностей адаптации  в коллективе людей с разными  типами темперамента

      Наше  исследование мы посвятили изучению особенностей социально – психологической  адаптации в новом трудовом коллективе людей с различными темпераментами.

      Социально-психологическая  адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении  в сложившуюся в нем систему  взаимоотношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение  работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его принципами и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его идеалам она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией [№10, стр.98].

      Успешность  социальной адаптации личности во многом зависит от ее индивидуальных особенностей, в том числе свойств темперамента.

      Как мы знаем, темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических  процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя.

      Для нашего исследования мы выбрали двух женщин с противоположными типами темперамента (холерическим и флегматическим), имеющих опыт адаптации в новом трудовом коллективе и изучили особенности их социально-психологической адаптации. 

      2.1.Определение  типа темперамента  испытуемых

      Для определения типа темперамента испытуемых была использована методика В. М. Русалова «Определение свойств темперамента». С помощью данной методики можно  количественно оценить следующие  свойства темперамента: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность - это степень активности, проявляемой человеком в общении и работе; пластичность – это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на другой; темп – скорость выполнения отдельных действий; эмоциональность – склонность личности эмоционально реагировать на различные события [№12, стр.336].

      Данная  методика позволяет оценить свойства темперамента как в общении с  людьми, так и в работе.

      Испытуемым  было предложено ответить письменно  на 100 вопросов методики. На каждый вопрос испытуемый мог дать либо положительный, либо отрицательный ответ, нейтральных ответов не допускалось.

      Вначале по ответам на контрольные вопросы  устанавливалось, насколько искренне испытуемый ответил на предложенные вопросы. Если в ответах на ключевые вопросы обнаруживалось не более трех совпадений с теми, которые даны в ключе к обработке [ПРИЛОЖЕНИЕ А], то его ответам на основные вопросы можно было доверять.

      Затем подсчитывалось количество набранных  баллов по каждому свойству темперамента; отдельно высчитывался тип темперамента в общении и тип темперамента в работе, и на основании общих показателей делался вывод о преобладающем типе темперамента. 

 

       Таблица 1. Определение  типа темперамента Светланы Д.

Свойства  темперамента Количество  набранных баллов
Энергичность в работе 6
Энергичность  в общении 8
Пластичность  в работе 3
Пластичность  в общении 0
Темп  в работе 1
Темп  в общении 3
Эмоциональность в работе 1
Эмоциональность в общении 1
Контрольные вопросы 2

Информация о работе Адаптация человека к окружающей среде