Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:31, курсовая работа
В ходе исследования предполагалось решение следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам адаптации личности; 2. Определить тип темперамента у двух представленных людей; 3. Изучить особенности социально-психологической адаптации испытуемых с разным темпераментом в новом трудовом коллективе; 4. Сделать выводы о влиянии свойств личности на адаптацию в обществе.
Введение стр.
Глава 1. Адаптация личности как сложное общественное явление стр.
Сущность и основные характеристики адаптации стр.
1.2. Девиантное и деликвентное поведение как нарушения адаптации стр.
Глава 2.Изучение особенностей адаптации в коллективе людей с разными типами темперамента стр.
2.1.Определение типа темперамента испытуемых стр.
2.2.Изучение особенностей адаптации людей с разным типом темперамента в коллективе стр.
2.3.Выводы и рекомендации стр.
Заключение стр.
Список использованных источников стр.
Приложение
Социально
– психологическая адаптация
– это процесс приобретения ею
определенного социально –
Социально – психологическая адаптация выступает как средство защиты личности, с помощью которого ослабляется и устраняется внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.
Таким образом, социально – психологическая адаптация выполняет функцию защиты личности. К другим ее функциям относятся:
Различают следующие уровни адаптации личности: академический, социальный и личностный.
Уровень
академической адаптации
Уровень социальной адаптации отражает успешность интеграции личности в социальную группу в виде принятия его одноклассниками, коллегами, др. характеризуется он количеством коммуникативных связей, умением решать межличностные проблемы, а также степенью принятия педагогов, воспитателей, начальников, как референтных лиц.
Уровень личностной адаптации определяется степенью принятия человеком самого себя как представителя социальной общности и выражается адекватной самооценкой, уровнем притязаний в микросреде, стремлением к самоизменению и т.п.[№14, стр.102]
О степени адаптации человека можно судить по таким критериям, как:
Условной границей поля адаптации является адаптационный барьер - предельная степень жизненных трудностей, которые может выдержать человек без срыва механизмов психической адаптации.
Мы
рассмотрели основные особенности
адаптации человека, обратимся теперь
к противоположному адаптации понятию
– дезадаптации.
1.2.Девиантное и деликвентное поведение как нарушения адаптации
Понятием, противоположным адаптации, является дезадаптация. Она выражается в неспособности человека соответствовать собственным потребностям и притязаниям, выполнять требования, которые предъявляют к нему среда и собственная социальная роль. Признаком дезадаптации является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без своевременного формирования механизмов поведения, необходимых для их разрешения. Одним из примеров дезадаптации человека являются девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение и его разновидность, деликвентное (криминальное) поведение [№18, стр.10].
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Оно выступает как следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
Каждый
человек отличается своеобразием реакций
на воздействия окружающей среды. Поведение
проявляется в индивидуально-
Проблема
отклоняющегося поведения наиболее
актуальна в детском и
К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Понятие "деликвентное поведение" (криминальное) применяется только в случаях противоправных действий личности. Сюда относятся вымогательство, угон транспортных средств, кражи и т.д. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка [№15, стр.189].
Если девиантное поведение направлено в большинстве случаев на саморазрушение, то деликвентное поведение уже имеет своей целью нанести вред другим людям, поэтому оно труднее и медленнее поддается коррекции.
Как
девиантное, так и деликвентное поведение
являются тревожными показателями неблагополучия,
дезадаптации человека в обществе и
требуют тщательного
Глава 2.Изучение особенностей адаптации в коллективе людей с разными типами темперамента
Наше исследование мы посвятили изучению особенностей социально – психологической адаптации в новом трудовом коллективе людей с различными темпераментами.
Социально-
Успешность социальной адаптации личности во многом зависит от ее индивидуальных особенностей, в том числе свойств темперамента.
Как
мы знаем, темпераментом называют совокупность
свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения
Для
нашего исследования мы выбрали двух женщин
с противоположными типами темперамента
(холерическим и флегматическим), имеющих
опыт адаптации в новом трудовом коллективе
и изучили особенности их социально-психологической
адаптации.
2.1.Определение типа темперамента испытуемых
Для
определения типа темперамента испытуемых
была использована методика В. М. Русалова
«Определение свойств темперамента».
С помощью данной методики можно
количественно оценить
Данная методика позволяет оценить свойства темперамента как в общении с людьми, так и в работе.
Испытуемым было предложено ответить письменно на 100 вопросов методики. На каждый вопрос испытуемый мог дать либо положительный, либо отрицательный ответ, нейтральных ответов не допускалось.
Вначале по ответам на контрольные вопросы устанавливалось, насколько искренне испытуемый ответил на предложенные вопросы. Если в ответах на ключевые вопросы обнаруживалось не более трех совпадений с теми, которые даны в ключе к обработке [ПРИЛОЖЕНИЕ А], то его ответам на основные вопросы можно было доверять.
Затем
подсчитывалось количество набранных
баллов по каждому свойству темперамента;
отдельно высчитывался тип темперамента
в общении и тип темперамента в работе,
и на основании общих показателей делался
вывод о преобладающем типе темперамента.
Таблица 1. Определение типа темперамента Светланы Д.
Свойства темперамента | Количество набранных баллов |
Энергичность в работе | 6 |
Энергичность в общении | 8 |
Пластичность в работе | 3 |
Пластичность в общении | 0 |
Темп в работе | 1 |
Темп в общении | 3 |
Эмоциональность в работе | 1 |
Эмоциональность в общении | 1 |
Контрольные вопросы | 2 |