Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа
Цель данной работы – изучить направления и опыт государственной экономической политики развитых стран в области регулирования цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— произвести теоретический анализ целей, форм, методов воздействия государства на цены;
— выделить феномен ценовой политики как важный элемент государственного регулирования экономики;
— обозначить основные направления регулирования ценообразования в РФ;
— рассмотреть проблему воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой;
— проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах.
Введение..............................................................................................с. 3-4
Глава 1. Государственное регулирование в области ценообразования...............................................................................с. 5-17
§ 1. Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики..................................................................с. 5-9
§ 2. Формы и методы воздействия государства на цены...с. 9-15
§ 3. Ценовая политика в Российской Федерации..............с. 15-17
Глава 2. Основные направления воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой...................................с. 18-29
§ 1. Ценовая политика развитых стран..............................с. 18-25
§ 2. Наднациональное регулирование цен.........................с. 26-29
Заключение......................................................................................с. 30-32
Список литературы...............................................................................с. 33
Это прежде всего касается цен и тарифов на стратегическое сырье (газ, нефть), электро- и теплоэнергию, топливо, реализуемое населению, алмазное сырье и драгоценные камни, продукцию оборонного назначения, транспорт (перевозки пассажиров, багажа и грузов), связь, жилищно-коммунальные услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и др [6, с. 67].
Государственное регулирование цен (тарифов) продукции естественных монополий закреплено Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» [6, с. 66].
Также имеются нормативные документы по тарифам на электро- и тепловую энергию, которые регулируются федеральной службой по тарифам. В Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, введенных Министерством экономики РФ (в настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ), предусматривается порядок формирования и применения свободных цен (тарифов) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме тех видов, по которым согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов [6, с. 67].
Так, в своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
«В России в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и так далее. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования [6, с. 32]».
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЦЕНЫ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
§ 1. Ценовая политика развитых стран.
В Австрии государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах (1976 г. в редакции 1988 г.), Закона о картелях (в редакции 1988 г.), Антидемпингового Закона (1985 г.) [10, с. 251].
При этом государство регулирует около 10% цен — это лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение. Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки [10, с. 251].
Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любви товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены либо когда они необоснованно завышаются одним или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые для ее производства сырье и материалы. Экономическая оправданность цены при этом рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и потребителей, а не фактической себестоимости продукции отдельно взятого предприятия [10, с. 251].
В Бельгии согласно Закону от 1945 г. существует понятие максимальной продажной цены на товары и услуги, когда нормативным актом фиксируется ее верхний предел. Такое право предоставлено Министерству по делам экономики после предварительной консультации с Комитетом по регулированию цен. В его состав входят представители предпринимателей, общественных организаций и государства [10, с. 253].
Положение о государственном регулировании ценообразования (май 1993 г.) предусматривает два основных метода госконтроля за уровнем цен и тарифов - извещение об изменении цен и декларация о повышении цен. Предприятия независимо от объема их торгового оборота не вправе повышать цены без предварительного запроса на нефтепродукты, продукты от переработки отходов, услуги престарелым людям, газ и электроэнергию, водоснабжение, не подлежащие оплате больными медикаменты, автотранспортные средства и прицепы грузоподъемностью менее 3,5 тонны, большинство видов страхования [10, с. 253].
В Германии ценовое регулирование продукции естественных монополий и аграрного сектора сохранялось и до последнего времени. Для этой страны характерны постепенность и этапность в либерализации цен. Еще в 1970 году, 25 лет после начала реформ, треть цен в Германии находилась под контролем государства, а требование обмена экспортерами валютной выручки на национальную валюту было отменено еще четыре года спустя [10, с. 254].
В Греции государственными органами регулируется примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и доходам. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования (Указ президента, 1989 г.). Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний возглавляет министр национальной экономики. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др [1, с. 116].
Во вторую группу входят все остальные товары и услуги, цены на них регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются на три категории: существенные недостаточные, существенные достаточные, несущественные [1, с. 116].
На товары категории «существенные недостаточные» устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль в процентах либо в абсолютном выражении, причем отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия). Это основные пищевые товары, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные орудия, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизельное топливо и др [1, с. 116].
Цены на товары категории «существенные достаточные» (моющие средства, некоторые виды сырья, полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и др. — всего 86 видов товаров и услуг) подвержены менее строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли [1, с. 116].
Цены на товары и услуги, не считающиеся товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти. Причем список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен [1, с. 116].
Также с 1987 г. государством определяется величина арендной платы на жилье, хотя почти весь жилой фонд находится в частном владении. Цены фиксируются на двухгодичный срок [1, с. 117].
Государственное регулирование и контроль за ценами в Испании осуществляет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный Королевским декретом в 1977 г. Юридической основой регулирования цен является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г. [10, с. 248].
Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные цены, уведомительные цены, местные цены [10, с. 248].
Разрешительные цены — это такие цены, которые могут быть повышены в случае получения соответствующего разрешения от Правительственной комиссии в ответ на ходатайство государственной или частной компании. К разряду разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные услуги, на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки и т. д. [10, с. 248].
Уведомительные цены — это такие цены, повышение которых производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении цен за один месяц до его осуществления (стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения) [10, с. 249].
Местные цены — это такие цены, повышение которых относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц) [10, с. 249].
В Норвегии правовой основой для государственного регулирования цен является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, утвержденный в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого Закона. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования: Совет по ценам, Директорат по ценам, Государственная инспекция по ценам [11, с. 98].
Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен либо «замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области цен. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства [11, с. 98].
Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. В то же время зависимость экономики Норвегии от внешнего рынка вынуждает правительство проводить политику защиты своей экономики, в том числе и путем наблюдения за соответствием уровней и соотношений внешних и внутренних цен. Если импорт приводит к нежелательному изменению соотношения цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к ограничению импорта [11, с. 99].
Франция является одной из немногих развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986 гг.) государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственное регулирование экономики), который частично сохранился до настоящего времени. Начавшаяся в 1973 г. либерализация цен продолжалась до второй половины 1980-х гг. К 1986 г. из-под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию [10, с. 260].
В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования. Регулирование цен является главным инструментом государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг. Регулируются цены примерно на 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания [10, с. 260].
Имеются государственные структуры, осуществляющие регулирование цен, — это Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда на правах отдела входят органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. Работает около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками названного отдела регулирования цен, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек). Государственные контролеры наблюдают за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к нарушителям законодательства по ценам. Существует разветвленная сеть общественного контроля за качеством товаров и ценами [10, с. 260].
Правовым обеспечением регулирования цен в Швеции является Закон о регулировании цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 1980-е гг. замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989 г. (с марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны [10, с. 269].
Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой