Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа
Цель данной работы – изучить направления и опыт государственной экономической политики развитых стран в области регулирования цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— произвести теоретический анализ целей, форм, методов воздействия государства на цены;
— выделить феномен ценовой политики как важный элемент государственного регулирования экономики;
— обозначить основные направления регулирования ценообразования в РФ;
— рассмотреть проблему воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой;
— проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах.
Введение..............................................................................................с. 3-4
Глава 1. Государственное регулирование в области ценообразования...............................................................................с. 5-17
§ 1. Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики..................................................................с. 5-9
§ 2. Формы и методы воздействия государства на цены...с. 9-15
§ 3. Ценовая политика в Российской Федерации..............с. 15-17
Глава 2. Основные направления воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой...................................с. 18-29
§ 1. Ценовая политика развитых стран..............................с. 18-25
§ 2. Наднациональное регулирование цен.........................с. 26-29
Заключение......................................................................................с. 30-32
Список литературы...............................................................................с. 33
Государственное регулирование цен — меры государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать колебания процессов воспроизводства.
Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования отражается на процессах формирования цен.
Политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.
Различают прямое (административное) и косвенное воздействие государства на цены.
Формами прямого вмешательства государства в процесс ценообразования являются: общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен; установление фиксированных цен и тарифов; установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены; установление предельного норматива рентабельности; установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
В РФ важнейшие направления государственной ценовой политики определяются наряду с законодательными и нормативными правовыми актами указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Это прежде всего касается цен и тарифов на стратегическое сырье (газ, нефть), электро- и теплоэнергию, топливо, реализуемое населению, алмазное сырье и драгоценные камни, продукцию оборонного назначения, транспорт (перевозки пассажиров, багажа и грузов), связь, жилищно-коммунальные услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и др.
В Австрии государство регулирует около 10% цен — это лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение. Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.
В Бельгии согласно существует понятие максимальной продажной цены на товары и услуги, когда нормативным актом фиксируется ее верхний предел. Такое право предоставлено Министерству по делам экономики после предварительной консультации с Комитетом по регулированию цен. В его состав входят представители предпринимателей, общественных организаций и государства.
В Германии ценовое регулирование продукции естественных монополий и аграрного сектора сохранялось и до последнего времени.
В Греции государственными органами регулируется примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и доходам.
В Испании удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные цены, уведомительные цены, местные цены.
В Норвегии государство определяет максимальные и минимальные уровни цен либо «замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области цен. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.
Франция регулирует цены на продукцию предприятий отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования.
В Швеции государству предоставлено право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг, включая квартирную плату, или выборочно, по отдельным товарам.
В Канаде нет единой системы регулирования цен, но ценовую политику в той или иной мере проводят министерства, ведомства и организации. Удельный вес цен, регулируемых государством, составляет 10%.
Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях конкурентно-рыночного механизма. Государственные цены сохраняются в отраслях с естественной монополией. Это — энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен. В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.
В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.
В странах Европейского сообщества действует наднациональное регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и черной металлургии, охватывая примерно 15% цен. Решения об уровне максимальных и минимальных цен, а также цен поддержки на сельскохозяйственную продукцию принимает Совет министров ЕС, состоящий из министров сельского хозяйства этих стран по предложениям Комитета Европейского сообщества (КЕС). Регулирование цен осуществляется с дифференцированным подходом и позволяет регулировать уровни доходов и накоплений фермеров, а следовательно, и воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве.
Организация стран-экспортёров нефти — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. — М.: Юрайт-Издат, 2010. — 370 с.
2. Белотова Н.П Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2006. -№1/2. - С.61.
3. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 255 с.
4. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. \ Под ред Кушлина В.И. - М.: РАГС, 2005. — 834 с.
5. Евдокимова Т. Г., Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Переверзева С. В. Теория и практика управления ценами. — СПб.: Нева, 2004. — 208 с.
6. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е. Т. Гайдар.— М. : Проспект, 2010.— 656 с.
7. Михайлова Е.А. Ценовые стратегии: современные мировые тенденции // Маркетинг в России и за рубежом. -1999. - № 5.
8. Ревенков А. М. Планирование в системе государственного регулирования экономики. / А.М. Ревенков. – М. : ИНФРА-М – 2001. – 236 с.
9. Фридмен М. Количественная теория денег. — М.: Дело, 1996 — 86 с.
10. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. - 304 с.
11. Шевчук Д.А. Ценообразование: учеб. пособие. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — 225 с.
12. Экономика: Учебник. \ Под ред. Доц. Булатова А.С. — М.: Издательство БEK, 1995. — 632 с.
13. Википедия: Организация стран-экспортёров нефти ru.wikipedia.org/wiki/
5
Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой