Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить направления и опыт государственной экономической политики развитых стран в области регулирования цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— произвести теоретический анализ целей, форм, методов воздействия государства на цены;
— выделить феномен ценовой политики как важный элемент государственного регулирования экономики;
— обозначить основные направления регулирования ценообразования в РФ;
— рассмотреть проблему воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой;
— проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах.

Оглавление

Введение..............................................................................................с. 3-4
Глава 1. Государственное регулирование в области ценообразования...............................................................................с. 5-17
§ 1. Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики..................................................................с. 5-9
§ 2. Формы и методы воздействия государства на цены...с. 9-15
§ 3. Ценовая политика в Российской Федерации..............с. 15-17
Глава 2. Основные направления воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой...................................с. 18-29
§ 1. Ценовая политика развитых стран..............................с. 18-25
§ 2. Наднациональное регулирование цен.........................с. 26-29
Заключение......................................................................................с. 30-32
Список литературы...............................................................................с. 33

Файлы: 1 файл

ГРЭ цены.doc

— 159.50 Кб (Скачать)


ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА

Кафедра экономики и экономической политики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Экономика»

 

НА ТЕМУ: «Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: студент группы № 715 

Семенова

форма обучения заочная 

 

Руководитель: Репкин А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2011 г

ПЛАН РАБОТЫ

 

Введение..............................................................................................с. 3-4

Глава 1. Государственное регулирование в области ценообразования...............................................................................с. 5-17

§ 1. Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики..................................................................с. 5-9

§ 2.  Формы и методы воздействия государства на цены...с. 9-15

§ 3. Ценовая политика в Российской Федерации..............с. 15-17

Глава 2. Основные направления  воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой...................................с. 18-29

§ 1.  Ценовая политика развитых стран..............................с. 18-25

§ 2. Наднациональное регулирование цен.........................с. 26-29

Заключение......................................................................................с. 30-32

Список литературы...............................................................................с. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа, причем в разных странах неодинаковым образом. А одним из важнейших элементов экономической политики развитых стран является воздействие государства на процессы ценообразования.

Система государственного регулирования цен в странах с развитой рыночной экономикой затрагивает стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Такое регулирование в последние десятилетия резко усиливается в связи с ростом инфляции, именно поэтому ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Толчком к развитию государственного регулирования цен в развитых странах послужили военные и послевоенные периоды, когда  появилось резкое нарушение механизма производства. В такой обстановке создаются условия для значительного отклонения цен от стоимости товаров и возникновения многочисленных диспропорций, преодолеть которые без государственного вмешательства очень трудно — так регулирование цен становится повсеместной распространенной практикой государства.

Американский экономист Герберт Александер Саймон считал, что на большинстве  рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Другой же влиятельный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт также считал, что эффективный контроль над ценами просто необходим [9, с. 61].

Актуальность данной работы определяется проблемностью рассматриваемой темы: ведь попытки сдержать повышение индивидуальных заработных плат и цен не могут остановить инфляцию, а прямой контроль над ценами и заработной платой так же устраняет инфляционного давления.

Цель данной работы – изучить направления и опыт государственной экономической политики развитых стран в области регулирования цен.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

—                 произвести теоретический анализ целей, форм, методов воздействия государства на цены;

—                 выделить феномен ценовой политики как важный элемент государственного регулирования экономики;

—                 обозначить основные направления регулирования ценообразования в РФ;

—                 рассмотреть проблему воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой;

—                проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

 

 

§ 1. Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [4, с. 34].

«В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования [12, с. 105]».

Объектами  государственного регулирования экономики (ГРЭ) являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты  ГРЭ — это:

• цены;

• экономический цикл;

• секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

• условия накопления капитала;

• занятость;

• денежное обращение;

• платежный баланс;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

• условия конкуренции;

• социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

• подготовка и переподготовка кадров;

• окружающая среда;

• внешнеэкономические связи.

Перечисленные объекты носят совершенно различный характер; они охватывают макроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами [3, с. 63].

Современная рыночная экономика — это гибкая система приспособления производства к потреблению. Одновременно это и система государственного контроля за соблюдением принципов конкуренции и социальной защиты. Ни одно из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно. Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы их развития в большей или меньшей степени определяются содержанием социально-экономической политики того или иного государства [3, с. 28].

Государственное регулирование цен — меры государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер [5, с. 19].

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров [5, с. 20].

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, и т. д. — все это входит в перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом ГРЭ.

Политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством [5, с. 20].

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Основные инструменты государственного регулирования:

   фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

   денежная политика;

   политика регулирования доходов;

   социальная политика;

   государственное регулирование ценообразования;

   внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства:

   регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком);

   установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке;

Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой