Трансфертное ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить реальное значение не только расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявить «узкие места». Такой подход также помогает понять, стоит ли выделять отделы в отдельную структуру, менять схему распределения премий между подразделениями. Действительно, при установлении расценки на внутренние услуги становится возможным получение объективных данных об эффективности работы каждого из подразделений

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты трансфертного ценообразования
1.1. Становление и развитие системы трансфертного ценообразования на примере зарубежного и российского опыта
1.2. Понятие, цели и задачи трансфертного ценообразования
2. Особенности применения трансфертных цен
2.1. Что необходимо для создания системы трансфертных цен
2.2. Этапы внедрения механизма трансфертных цен
2.3. Методы расчета трансфертных цен
2.4. Проблемы внедрения трансфертных цен
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История + ТАБЛ.docx

— 477.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ"

(ФГБОУ ВПО "СПбТЭИ")


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Бухгалтерский управленческий учет»

на тему

«Трансфертное ценообразование»

 

 

 

Разработала:

студентка IV курса, гр. 241 ФЭФ

Емельянова Н. В.

зачётная книжка № 28416-УД

 

 

Руководитель:

Нуридинова Л. В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты трансфертного ценообразования 5

1.1. Становление и развитие системы трансфертного ценообразования на примере зарубежного и российского опыта 5

1.2. Понятие, цели и задачи трансфертного ценообразования 9

2. Особенности применения трансфертных цен 14

2.1. Что необходимо для создания системы трансфертных цен 14

2.2. Этапы внедрения механизма трансфертных цен 16

2.3. Методы расчета трансфертных цен 17

2.4. Проблемы внедрения трансфертных цен 27

Заключение 29

Список литературы 32

 

 

Введение

Современные условия хозяйствования предъявляют к управленческой бухгалтерии  требования по обеспечению руководства  интегрированных организационных  структур объективной информацией  о ходе производственного процесса: реализации намеченных планом объемов  и структуры производства, движении затрат от одних подразделений к  другим, перераспределении финансовых ресурсов и изменении маршрутов  движения капитала и др. В центре внимания оказываются оценка деятельности разных уровней управления, подразделений  и отдельных менеджеров с точки  зрения интересов организации в целом, проблемы децентрализованного управления и ответственности, а также трансфертное ценообразование, связанное со всем вышеперечисленным.

Опыт компаний, работающих в странах  с развитой рыночной экономикой, показывает необходимость применения системы  трансфертного ценообразования  для управления движением финансовых, материальных и информационных потоков  в сложных интегрированных формированиях. Крупные компании, проводя реорганизацию  в период очередного этапа бурного  роста, сталкиваются с вопросом о  том, какие функции необходимо оставить внутри компании, а какие дешевле  и проще отдать на сторону.

Поводом задуматься над этим вопросом для теоретиков и практиков послужил факт наличия в компаниях большого числа центров затрат (транспортный отдел, отдел закупок, хозяйственный  отдел и т.д.) и всего одного центра доходов (отдел продаж), а  также отсутствие удобного инструмента  для оценки вклада каждого подразделения  в конечный результат. Такая ситуация порождала многочисленные конфликты  и споры между руководителями подразделений о том, кто внес больший вклад в прибыль компании и кто важнее для эффективного функционирования.

Трансфертные цены должны устанавливаться  так, чтобы для каждого из центров  можно было определить реальное значение не только расходов, но и прибыли, что  в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему  объективной оценки эффективности  и выявить «узкие места».

Такой подход также помогает понять, стоит ли выделять отделы в отдельную  структуру, менять схему распределения  премий между подразделениями. Действительно, при установлении расценки на внутренние услуги становится возможным получение  объективных данных об эффективности  работы каждого из подразделений [8, с. 54 – 56].

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях усложнения бизнеса и появления новых структур система трансфертного ценообразования помогает решить проблему адекватного взаимодействия структурных подразделений организации, обеспечения прибыльности на каждом этапе производства и распределения продукции.

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей трансфертного  образования.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности исторического развития трансфертного ценообразования в России и за рубежом
  2. Определить цели и задачи трансфертного ценообразования
  3. Выявить условия, необходимые для создания системы трансфертных цен
  4. Проследить этапы внедрения системы трансфертных цен
  5. Проанализировать методы определения трансфертной цены
  6. Определить проблемы внедрения трансфертных цен в РФ

Необходимо также отметить, что  объектом данной курсовой работы является система трансфертного ценообразования  внутри одной организации.

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты трансфертного ценообразования

    1. Становление и развитие системы трансфертного  ценообразования на примере зарубежного  и российского опыта

Место и роль трансфертного ценообразования (ТЦ) в системе управленческого учета до сих пор не определены, что в определенной мере объясняется отсутствием исторической периодизации процесса развития трансфертного ценообразования.

Наиболее показательно процесс  периодизации становления трансфертных цен прослеживается на зарубежном опыте. Это связано с довольно продолжительной историей данного вопроса. На основе анализа зарубежного опыта можно выявить следующую тенденцию: развитие внешней экономической среды трансформирует информационную потребность организаций и собственников. Информационная потребность, в свою очередь, предопределяет развитие необходимых систем управления, в составе которых находится и система трансфертного ценообразования. Основываясь на выявленных закономерностях, можно выделить четыре этапа становления процессов трансфертного ценообразования (табл. 1).

Таблица 1

Периодизация этапов становления  системы трансфертного ценообразования

Этапы

развития

Характерные для этапа черты

1-й этап.

Конец XIX в. – 1930 гг.

  1. Черты внешней экономической среды:

создание новых промышленных технологий, деловых предприятий и фирм;

выделение в составе предприятий отдельных структурных единиц;

диверсификация деятельности предприятий.

2. Информационная потребность  организаций:

необходимость в предоставлении внутренней отчетности для управляющих;

деление в связи с этим отчетности на внешнюю, необходимую собственникам и инвесторам, и внутреннюю.

3. Развитие систем управления  и системы ТЦ:

отсутствие подсистем  финансового, управленческого и налогового учета;

наличие «административной» системы управления на предприятиях;

деление отчетности на внешнюю и внутреннюю, расчет внутренних цен;

выполнение системой ТЦ контрольной  и учетной функции

2-й этап.

1930-1960 гг.

1. Черты внешней экономической  среды:

дифференцирование производственной деятельности;

образование финансово-промышленных групп;

усложнение организационных  структур предприятий;

децентрализация, координация производственных процессов по горизонтали.

2. Информационная потребность  организаций:

потребность в отчетности, построенной по отдельным сегментам бизнеса, подразделениям, центрам ответственности необходимость реформирования всех подсистем организационного обеспечения.

3. Развитие систем управления  и системы ТЦ:

усиление контроля за деятельностью предприятий;

первые попытки формализации и классификации подходов к формированию внутренней цены;

система ТЦ становится инструментом оперативного анализа подразделений, центров ответственности и компаний, входящих в состав финансово-промышленных групп

3-й этап.

1960-1990 гг.

1. Черты внешней экономической  среды:

становление крупных холдинговых  компаний;

наличие относительно независимых производственных единиц отделений;

разделение подразделений по товарному или территориальному признаку.

2 Информационная потребность  организаций:

потребность в дополнительной информации для повышения конкурентоспособности компаний;

потребность в использовании системы внутрифирменных расчетов, формирование внутренних расчетных цен.

3. Развитие систем управления  и системы ТЦ:

использование механизма управления системы внутрифирменных расчетов;

трансфертное ценообразование стало активным инструментом в корпоративном механизме управления производством

4-й этап

1990-по н.вр

1. Черты внешней экономической  среды:

издание Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию;

развитие вертикально-интегрированных  компаний;

значительное количество теоретических разработок в области трансфертного ценообразования.

2. Информационная потребность организаций: потребность в появление положений законодательства различных стран в области трансфертного ценообразования.

3. Развитие систем управления  и системы ТЦ:

формирование трансфертных цен в системе управленческого учета становится ноу-хау корпораций;

применение систем управления ERP класса;

использование математических инструментов для определения оптимальных трансфертных цен


 

Первый этап развития системы трансфертного ценообразования за рубежом приходится на конец XlX в. - 1920-е гг. В этот период потребность в появлении механизма внутренней (трансфертной) цены возникла с выделением в составе предприятий отдельных структурных единиц, то есть стала последствием разделения труда и появления первых мануфактур. Первые упоминания о трансфертном ценообразовании в отдельных отраслях промышленности появились еще в XIX в. в Англии [4,5]. Трансфертные цены на этой стадии выполняют учетные и контрольные функции управления.

Второй этап развития внешней экономической среды относится к 1930-1960-е гг. и характеризуется как эпоха массового сбыта.

Диверсификация деятельности промышленных предприятий США, Японии, Германии, образование финансово-промышленных групп, усложнение организационных структур предприятий дало толчок развитию теории трансфертного ценообразования. В публикациях, изданных в 1955-1957 гг. в США национальной ассоциацией бухгалтеров, содержатся первые попытки формализации и классификации подходов к формированию внутренней цены. Трансфертное ценообразование становится инструментом оперативного управленческого анализа.

3-й этап развития внешней экономической среды приходится на 1960-1990-е гг., когда в Англии, США и Японии происходили процессы становления крупных холдинговых компаний, и трансфертное ценообразование стало активным инструментом в корпоративном механизме управления производством. Трансфертные цены использовались в крупнейших зарубежных компаниях.

Значительные изменения в теории и практике управления организациями  приходятся на четвертый этап развития внешней экономической среды, который, мы считаем, начался в конце XX - начале XXI в. Экономическая ситуация этого периода характеризовалась становлением рынка и усилением конкурентного давления среди вновь созданных компаний. На первый план вышли проблемы масштаба управления и увеличения роли внутрикорпоративных рынков, важная роль на которых принадлежит ТЦ. При осуществлении процесса децентрализации управления на первый план выходят вопросы создания механизма внутренних цен. На сегодняшний день формирование трансфертных цен в системе управленческого учета крупных корпораций и холдингов является ноу-хау корпораций и оказывает непосредственное влияние на управление движением финансовых, материальных и информационных потоков. 4-й этап характеризуется появлением значительного количества исследований вопросов трансфертного ценообразования, как теоретических, так и обзоров практики применения ТЦ.

Различия во временном интервале и масштабах использования ТЦ в нашей стране и за рубежом объясняют количество публикаций и разработанность данной темы. Аналогично анализу зарубежного опыта, становление системы ТЦ в РФ также включает в себя четыре этапа развития, однако продолжительность этих этапов и внутреннее содержание каждого из них будет различным.

Первый этап (до 1930 г. включительно) характеризуется определением основных понятий существующей системы управленческого  учета. В этот период оценка услуг подразделений происходит как в рамках конкретного предприятия, так и в смежных хозяйствах. Простой системный учет внутризаводских (трансфертных цен) уже существует, хотя сам термин «трансфертная цена» не используется.

Второй этап развития системы трансфертного  ценообразования (1931-1986 гг.) в РФ характеризуется  созданием жестко регламентированной системы управления. Трансфертные цены в этот период совпадают с установленной  нормативной ценой продукции.

Наибольший интерес для целей  настоящего исследования представляет 3-й этап развития системы, который представляет собой систему учета, планирования ТЦ в рамках хозрасчета. Данный этап охватывает промежуток с 1987 по 1993 г. Именно этот этап характеризуется выделением центров ответственности в компаниях, и как один из показателей оценки их деятельности выступает трансфертная цена. Расчет такой цены ведется различными способами, которые с некоторыми модификациями используются по настоящее время.

4-й этап, согласно проведенному анализу, приходится на период с 1994 г. по настоящее время. В этот период отечественные предприятия становятся экономически независимыми, формируют информацию о затратах, результатах и трансфертных ценах в любом разрезе для целей управления. Как и в зарубежном опыте, этап характеризуется становлением крупных вертикально-интегрированных компаний, для успешного функционирования которых внедрение управленческих систем становится вопросом жизненной необходимости.

Таким образом, развитие системы трансфертного ценообразования происходило под влиянием изменения внешних экономических условий и потребности организаций в определенной системе управления. Необходимо отметить, что на протяжении всех этапов развития данной системы интерес к ней возрастал, когда организации сталкивались с определенными трудностями. Кроме того, при изменении экономической ситуации в стране менялись и способы расчета трансфертных цен. Они выполняли роль или учетную и контрольную или становились инструментом оперативного анализа и обоснования управленческих решений. Эта тенденция прослеживается и в настоящее время.

    1. Понятие, цели и задачи трансфертного ценообразования

Изучение подходов к определению  трансфертных цен показало отсутствие единой научной позиции по данному  вопросу. Подходы к определению  трансфертных цен можно классифицировать в зависимости от сферы их применения. Выделены следующие сферы использования  ТЦ:

Информация о работе Трансфертное ценообразование