Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:42, дипломная работа
В настоящее время активно развивается оценочная деятельность - один из важнейших институтов современной рыночной экономики и правового государства. Она необходима для формирования нормальных экономико-правовых отношений в обществе, а также обеспечения легитимного и цивилизованного экономического оборота объектов прав собственности.
Введение 3
1. Автомобильные транспортные средства как объект оценки 5
1.1. Цели оценки автомобильных транспортных средств 5
1.2. Классификация транспортных средств Ошибка! Закладка не определена.
1.3 Опыт оценки автотранспортных средств за рубежом 17
2. Методические аспекты оценки автомобильных транспортных средств 20
2.1. Подходы и методы оценки 20
2.2. Информационное обеспечение оценки 25
2.3. Использование автоматизированных программных комплексов
для оценки 28
3. Оценка ущерба автомобильных транспортных средств от ДТП 31
3.1. Описание объекта оценки 31
3.2. Определение ущерба от ДТП 33
3.3. Определение рыночной стоимости автомобиля 37
1.3 Опыт
оценки автотранспортных средств за рубежом
За рубежом одним из основных направлений оценочной деятельности в области транспорта является комплексная оценка дорожно-транспортных происшествий на федеральном уровне, которая впервые была рассчитана в 1950-х гг. в Великобритании и США. В настоящее время оценка общей стоимости дорожно-транспортных происшествий определяется в большинстве стран с высоким уровнем автомобилизации и служит одним из целевых показателей при разработке федеральных и региональных программ по проблемам повышения безопасности дорожного движения, а также стимулом активного вмешательства общества в их решение. По зарубежным источникам общие потери от дорожно-транспортных происшествий оцениваются в размере до 5% валового внутреннего продукта государства [12].
До недавнего времени для расчета комплексного ущерба от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в качестве основного за рубежом применялся метод недополученной продукции, который основывается на затратном подходе. Данный метод предусматривает в общем случае при расчете стоимости дорожно-транспортных происшествий для государства и общества учет доходов, недополученных в связи с аварией, а также с расходами на лечение пострадавших и ремонт транспортных средств, дорожных сооружений и другого имущества. В соответствии с данным методом в смету расходов входят следующие статьи:
расходы на лечение, в том числе амбулаторное и стационарное, а также на транспортировку раненых;
расходы на реабилитацию, включая специальное обучения детей, санаторную реабилитацию и переоборудование жилья;
стоимость недополученной продукции с учетом расходов в связи с гибелью людей или постоянной нетрудоспособностью, также временных расходов;
стоимостная оценка потери благополучия, включая боль и страдания;
стоимость поврежденного имущества, в том числе автотранспортных средств, дорожных сооружений, грузов и т. д.;
административные расходы с учетом расходов на полицейское расследование, организацию выплаты страхового возмещения и судебные издержки;
прочие расходы, вызываемые, например, потерей времени; в связи с дорожно-транспортным происшествием.
Рассчитанная по данному методу средняя стоимость одного дорожно-транспортного происшествия за рубежом составляет около 1 млн. долл. При этом имеется значительная вариация ее по разным странам, поскольку между ними существуют различия в системе регистрации дорожно-транспортных происшествий, определении не смертельных ранений, уровне доходов, приоритете безопасности дорожного движения под другими целевыми установками и т. д.
В
последнее время метод
Несмотря на то, что с теоретической точки зрения критика метода недополученной продукции убедительна, в практическом плане достаточно трудно получить объективную оценку желания участников дорожного движения платить за безопасность. Указанная оценка зависит от ряда факторов, к которым в первую очередь относятся уровень дохода участников дорожного движения, начальный уровень риска, отношение к риску, характер существующего риска и т. д. Поэтому в настоящее эффективно разрабатываются методики расчета комплексной оценки ущерба от дорожно-транспортных происшествий, учитывающие желание водителей платить за безопасность дорожного движения.
2.1. Подходы и методы оценки
Теоретические представления об оценке и законодательные акты РФ предписывают применение трех подходов к оценке автотранспортных средств затратного, сравнительного и доходного. В связи со спецификой автотранспорта как объекта оценки преимущественно используются два подхода - затратный и сравнительный. Доходный подход применим только для оценки коммерческого транспорта. [9,12]
Затратный
подход основывается на принципе замещения.
Для определения стоимости
Под стоимостью восстановления оцениваемых машин понимается либо стоимость воспроизводства их полной копии в текущих ценах на дату оценки, либо стоимость приобретения нового объекта, полностью идентичного данному по конструктивным, функциональным и другим характеристикам тоже в текущих ценах. Остаточная стоимость определяется как восстановительная за вычетом совокупного износа.
Под стоимостью замещения оцениваемой машины понимается минимальная стоимость приобретения аналогичного нового объекта, максимально близкого к оцениваемому по всем функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам, в текущих ценах. Остаточная стоимость замещения определяется как стоимость замещения за вычетом износа.
Для определения того, какие объекты относятся к идентичным, а какие к аналогичным, необходимо проанализировать потребительские свойства машин и описывающих их показателях:
При установлении сходства машин можно выделить три уровня:
•
параметрическое сходство (по значению
параметров).
При полном достижении функционального,
конструктивного и
параметрического сходства принято говорить об идентичности объектов, а при приблизительном и частичном сходствах - об аналогичности.
Наиболее часто рассчитывается оценка ущерба от повреждения автотранспортного средства, так как эти расчеты используются для предъявления имущественного иска виновнику ДТП в соответствии гражданским законодательством. Рассмотрим данный вид расчета более подробно.
В общем случае оценку ущерба от повреждения автотранспортного средства на дату оценки в месте оценки определяется следующим образом [8]:
Сущ = (2)
Ср при Сущ>=Ср,
где Сущ - размер ущерба, установленного в результате оценки, рублей;
Ср - рыночная стоимость автотранспортного средства в неповрежденном состоянии, рублей.
Величина ущерба определяется методами
затратного подхода и
включает все расходы, необходимые для
восстановления поврежденного
автотранспортного средства до технического
состояния, в котором оно
находилось непосредственно перед повреждением,
и величину утраты
товарной стоимости, обусловленной снижением
качества
автотранспортного средства в результате
проведения работ по
восстановлению. В этом случае ущерб рассчитывается
по формуле:
Сущ- Σ
( Срм + См + Сзч(1-Иф) )+Сутс, (3)
Где Срм - стоимость проведения ремонтных работ;
См
- стоимость ремонтных
Сзч - стоимость запасных частей;
Иф - физический износ автотранспортного средства;
Сутс - величина утраты товарной стоимости.
Определение понятия износа
Износ в оценочной деятельности - это экономическая категория, характеризующая относительную потерю стоимости автотранспортного средства в процессе эксплуатации. Он разделяется на физический, функциональный и внешний (моральный) по виду вызвавших его причин.
Физический износ - относительная потеря стоимости автотранспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, приводящего к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик. Основными его причинами являются пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов.
Функциональный износ - относительная потеря стоимости автотранспортного средства из-за утраты отдельных функций, связанных с транспортной и вспомогательной деятельностью, приводящей к сокращению его функциональных возможностей.
Внешний (моральный) износ - относительная потеря стоимости автотранспортного средства из-за снижения его полезности для осведомленного покупателя под влиянием следующих факторов: новых достижений в области автомобилестроения, связанных с научно-техническим прогрессом; ограничений на производство, импорт, товарные рынки и эксплуатацию автотранспортных средств, налагаемых государственным регулированием; прекращения производства автотранспортных средств или запасных частей к ним; внешних воздействий на автотранспортное средство; особенностей организации эксплуатации и т. д.
В руководящих документах для оценщика [5,6,8] предписывается определение физического износа для автотранспортных средств. Физический износ рассчитывается прямым методом и зависит от возраста и пробега автомобиля. Оценщику дано право по своему усмотрению решить вопрос об учете морального износа, возникающий при оценке автомобилей снятых с производства и прекращении выпуска запасных частей для них.
Рыночная стоимость автомобиля вычисляется путем подбора аналогов и вычисления стоимости автомобиля при помощи методов оценки применяемых в сравнительном подходе.
Сравнительный (рыночный) подход к оценке стоимости машин представлен прежде всего методом прямого сравнения. Объект-аналог должен иметь то же функциональное назначение, полное квалификационное подобие и частичное конструкторско-технологическое сходство.
Расчет
методом прямого сравнения
Таким образом, стоимость машины определяется по формуле [9]:
С=Сан*К1*К2*КЗ*...Км±Сдоп, (1)
где Сан - цена объекта-аналога;
Км- корректирующие коэффициенты, учитывающие отличия
Информация о работе Особенности оценки стоимости транспортного средства