Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:02, курсовая работа
В работе рассмотрены основные методы ценообразования и их практическое применение.
Введение
1. Теоретические и методические основы формирования цены
1.1. Сущность ценообразования: критерии и факторы
1.2. Механизм ценообразования и виды методов формирования цены
1.3. Применение метода регрессионного анализа
2. Практическое применение метода регрессионного анализа
2.1. Кейс
2.2. Методика решения
Заключение
Список использованных источников
Следует
также рассмотреть и
Можно
выделить следующие формы
- установление фиксированных цен и тарифов;
- установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены: максимального или минимального уровня цены;
- установление предельного норматива рентабельности (желаемого дохода).
- общее замораживание цен (применяется при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров.
- установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.
- декларирование цен.
- установление рекомендательных цен по важнейшим видам товаров.
В экономической литературе большинства зарубежных авторов административный метод ценообразования не рассматривается, так как структура экономики развитых зарубежных стран предопределяет роль государства как наблюдателя, предоставляя косвенные рычаги регулирования ценообразованием, а регулирование ценообразования в прямой форме корректирует рынок.
Рассмотрев механизм ценообразования, можно сделать вывод, что одним из главных его элементов являются методы ценообразования, которые представлены четырьмя большими группами: затратные, рыночные, параметрические и административные. Следует отметить, что затратные, рыночные и параметрические группы методов характерны для рыночной экономики, административные же применяются там, где законодательством установлено государственное участие в процессе ценообразования. В развитых странах, понятие административных методов ценообразования отсутствует.
Каждая группа методов имеет свои преимущества и недостатки. Однако в современных условиях важную роль приобретает потребитель, в связи с чем, при выборе метода ценообразования необходимо учитывать предпочтения покупателей. К числу таких методов можно отнести параметрические методы ценообразования. Подробный анализ показал, что наиболее перспективным из них является метод регрессионного анализа (корреляционный метод), детальное рассмотрение которого представлено в следующем параграфе.
1.3.
Применение метода
Наиболее
распространенным параметрическим
методом ценообразования
где
- параметры изделия.
По сравнению с другими параметрическими методами он является наиболее прогрессивным и точным. Перспективность метода регрессионного анализа заключается в том, что он позволяет моделировать изменение цены товаров в зависимости от изменения их параметров, устанавливать аналитическую форму связи и использовать рассчитанную формулу для определения цены на новый товар без данных о затратах на его производство. Зная формулу ценностного ряда и имея данные о количественных характеристиках нового товара, можно легко рассчитать цену на него.
Применение регрессионного метода для обоснования цен предполагает наличие определенных условий [17]:
- изделия должны быть четко классифицированы по соответствующим параметрическим группам. Достоверность расчета цен повышается, если в параметрический ряд включено значительное количество товаров-представителей. Если параметрический ряд состоит из трех и менее представителей, то применение корреляционного метода ценообразования нецелесообразно;
- в каждой параметрической группе продукции из всех технико-экономических и потребительских параметров необходимо выявить параметры, оказывающие наибольшее воздействие на себестоимость и цену изделия;
-
для каждой параметрической группы продукции
определяется свойственная ей конкретная
форма связи (зависимости) между ценой
и параметрами. На практике чаще всего
используются линейная (формула 1.3.2), степенная
(формула 1.3.3), параболическая (формула
1.3.4) функции.
Для
нахождения зависимости между ценой
и параметрами изделия
Успешное применение данного метода возможно только при соблюдении определенных требований при отборе технико-экономических и потребительских параметров. Совокупность отобранных параметров должна достаточно полно характеризовать конструктивные, технологические и эксплуатационные свойства изделий, входящих в параметрический ряд, и иметь тесную корреляционную связь с ценой. Кроме того, параметры не должны быть взаимозависимыми.
Регрессионный метод ценообразования может использоваться в большинстве отраслей народного хозяйства, где имеется возможность выявления формы и количественного определения связи между ценой и технико-экономическими и потребительскими параметрами.
Недостатком данного метода является то, что он не ограничивает параметры их общественно необходимой величиной даже тогда, когда это требуется: если установлено, что с изменением какого-либо параметра определенным образом изменяется цена товара, то эта закономерность будет проявляться и за теми пределами изменения данного параметра, за которыми они не нужны.
Таким образом, применение метода регрессионного анализа для установления цены сопряжено с наличием ряда условий. Цена, назначенная методом регрессии имеет более точная и учитывает как предпочтения потребителей, так и затраты производителя, опираясь на предположение, что изделия одного параметрического ряда имеют приблизительно одинаковые издержки. Следует отметить, что найти коэффициенты регрессии можно с помощью Excel или других статистических программ, таких как Statgraphics или STATISTICA. Использование данных программ автоматизирует все подсчеты, кроме того позволяет учитывать большое количество факторов, которые влияют на цену изделия.
Подводя итоги данной главы можно сделать вывод, что в современных рыночных условиях ценообразование является одним из важных аспектов деятельности любой организации. Процесс ценообразования направлен на формирование, применение и контроль цен. В условиях рыночной экономики на уровень цен оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на внутренние, на которые организация может повлиять, и внешние, которые находятся за пределами организации и не поддаются ее контролю. Кроме того, одни из них способствуют повышению цены, другие же наоборот ее снижают. От факторов ценообразования необходимо отделять его критерии. Последние являются конкретными примерами проявления тех или иных факторов и составляются индивидуально для каждого товара (услуги), выпускаемого организацией.
При рассмотрении механизма ценообразования было выявлено, что одним из главных его элементов являются методы ценообразования, которые представлены четырьмя большими группами: затратные, рыночные, параметрические и административные. Следует отметить, что затратные, рыночные и параметрические группы методов характерны для рыночной экономики, административные же применяются там, где законодательством установлено государственное участие в процессе ценообразования. В развитых странах, понятие административных методов ценообразования отсутствует.
Каждая
группа методов имеет свои преимущества
и недостатки. Однако в современных
условиях важную роль приобретает потребитель,
в связи с чем, при выборе метода
ценообразования необходимо учитывать
предпочтения покупателей. К числу таких
методов можно отнести параметрические
методы ценообразования. Подробный анализ
показал, что наиболее перспективным из
них является метод регрессионного анализа.
Его применение на практике сопряжено
с наличием ряда условий. Перспективность
метода регрессионного анализа заключается
в том, что он позволяет моделировать изменение
цены товаров в зависимости от изменения
их параметров, устанавливать аналитическую
форму связи и использовать рассчитанную
формулу для определения цены на новый
товар. Цена, назначенная методом регрессии
более точная и учитывает как предпочтения
потребителей, так и затраты производителя,
опираясь на предположение, что изделия
одного параметрического ряда имеют приблизительно
одинаковые издержки.
2. Практическое применение метода регрессионного анализа
2.1.
Кейс
Компания ООО «Бумага» занимается производством газетной бумаги, этикеточной, упаковочной, офсетной бумаги и различных видов картона. Руководство компании решило освоить смежный рынок – рынок офисной бумаги, так как для этого существуют следующие предпосылки:
-
наличие у ООО «Бумага»
- благоприятное финансовое состояние ООО «Бумага», наличие свободных денежных средств;
- отсутствие на рынке офисной бумаги громких брендов;
-
офисная бумага дополняет
- рынок офисной бумаги развивается достаточно динамично, по статистике с каждым годом он увеличивается в 1,5 раза.
Проанализировав
рынок офисной бумаги, отдел маркетинга
предоставил следующую
Офисная бумага выпускается в двух форматах А3 и А4, обладает плотностью 80 г/м². В мире принята стандартная классификация офисной бумаги на классы «А», «В» и «С», которые зависят от ее качественных характеристик – в первую очередь белизны. В Европе и Украине для измерения белизны бумаги принимаются два стандарта ISO и CIE, что вносит путаницу при сравнении показателей. К примеру, 94% белизны по ISO будут равны 146% белизны по CIE.
Маркетологами было рекомендовано использовать стандарты ISO, в связи с чем распределение по классам выглядит следующим образом:
- класс «С» - начальная ступень офисной бумаги для повседневных работ. Обладает стандартным набором параметров необходимых для работы. Самый востребованный класс офисной бумаги из-за ее низкой стоимости в сравнении с бумагой других классов. Офисная бумага класса «С» составляет около 80% от общего объема продаж офисной бумаги. Белизна 92-94% по ISO.
- класс «В» - универсальная офисная бумага для всех видов печати. Белизна 95-96% по ISO.
- класс «А» - самый малочисленный класс офисной бумаги. Самая дорогая и самая невостребованная бумага. Белизна 98% по ISO.
Следует отметить, что каждый производитель стремится улучшить основные характеристики производимой бумаги, в связи с чем, деление на классы с учетом ее белизны следует считать условным.
Основными показателями, по которым оценивается качество офисной бумаги, являются:
- плотность;
- белизна;
- толщина.
Несомненно, что существуют и другие показатели, такие как шероховатость, непрозрачность, но они не обладают весомой значимостью для потребителей.
Как было отмечено выше, плотность бумаги является стандартной и составляет 80 г/кв.м., следовательно, на цену бумаги влияет ее белизна, толщина и ценовая политика страны-изготовителя.
В
связи с тем, что самой востребованной
бумагой является бумага класса «С»,
было принято решение освоить именно
этот рынок. Чтобы установить цену, было
принято решение воспользоваться методом
регрессионного анализа. Для этого необходимо
собрать данные о цене, белизне и толщине
офисной бумаги класса «С» других производителей.
Для того чтобы собранные данные были
сопоставимы, маркетологи обратились
в компанию «Внешбумторг» (российское
предприятие, занимающееся комплексным
обслуживанием офисов, производственных
центров, торговых предприятий), с которым
в дальнейшем планируется подписать договор
о сотрудничестве. Полученные данные представлены
в таблице 2.1.1.