Характерные черты ценообразования в годы советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:03, реферат

Краткое описание

Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические, и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.

Оглавление

Введение 3
1.Особенности ценообразования в первые годы советской власти и период нэпа. 4
2.Ценовая политика государства в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства. 11
3.Ценообразование в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. 25
Заключение 28
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Ценобразование.docx

— 81.73 Кб (Скачать)

     19 января 1933 г. была отменена контрактационная  система заготовок зерновых культур  и установлены имевшие силу  налога твердые обязательства  по сдаче зерна государству  по установленным государственным ценам. Тогда же была отменена контрактационная система заготовок шерсти и установлены твердые обязательства по сдаче шерсти государству по государственным ценам. В феврале 1933 г. были введены поставки государству картофеля и подсолнечника.

     Введенные обязательные поставки отвечали интересам не только государства, которое таким образом удовлетворяло потребность в важнейших продуктах сельхозпроизводства, но и интересам колхозов и колхозников. После выполнения обязательных поставок; по твердым ценам, установленным государством, они имели возможность оставшуюся товарную продукцию продавать по повышенным заготовительным ценам или реализовывать на рынке по более высоким местным ценам.

     5 февраля 1933 г. было принято  постановление Комитета по заготовкам  сельскохозяйственных продуктов при СТО «Об утверждении предельных заготовительных цен для децентрализованных заготовок сельскохозяйственных продуктов». Цены устанавливались отдельно для каждой республики, края и области, причем допускались дифференцированные цены (в пределах средней) по отдельным районам внутри самих республик, краев и областей.

     Однако  переход от системы контрактации к обязательным поставкам зерна  не сопровождался повышением заготовительных цен. Лишь в 1935 г. цены на зерновые культуры были увеличены на 10%, в 1936 г.на 25% были повышены заготовительные цены на пшеницу.

     Что касается закупочных цен, то они были значительно выше цен обязательных поставок. Так, например, если заготовительная цена в 1936 г. за 1 ц. пшеницы в Западной Сибири составляла 8 руб. 15 коп., то закупочная цена равнялась 10 руб. 55 коп.; в Украинской ССР - соответственно 10 руб. 5 коп. и 13 руб. 20 коп.

     В отличие от системы заготовок  зерновых культур технические культуры заготавливались, как и прежде, в порядке контрактации, но по ценам, в несколько раз превышающим прежний уровень. Так; заготовительная цена на хлопок-сырец возросла с 30 руб. 51 коп. за центнер до 115 руб., льноволокно -с 46 руб. 96 коп. до 150-175 руб., пенька – со 170 руб. до 200 руб. К тому же были установлены премии-надбавки за сверхплановую урожайность и за увеличение сданной государству продукции, что благотворно сказывалось на увеличении производства этих важнейших видов сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности.

     Практически неизменными оставались заготовительные  цены на продукцию животноводства.

       Динамичное развитие сельскохозяйственного производства, наличие в руках государства значительных продовольственных ресурсов и сырья для легкой и пищевой промышленности образовали платформу для решения других важных социальных проблем, в том числе проблемы розничных цен.

     Одновременно  с карточной системой снабжения  населения товарами широкого потребления во второй пятилетке существовало несколько уровней розничных цен на одни и те же товары: нормальных (пайковых) и повышенных (коммерческих). Разница между ними была огромной. Так, коммерческие цены на ржаной хлеб в Москве и Ленинграде, по данным на 1 октября 1933 г., были в 20 раз выше нормальных, на масло животное - в 5,3 раза, на сахар в среднем по стране -в 6,1 раза.

     В этих условиях для установления единых государственных розничных цен  не было иного пути, кроме политики повышения чрезмерно низких нормированных цен и снижения сравнительно высоких коммерческих. Эта политика проводилась с первого дня второй пятилетки.

     Сокращение разрыва между ценами нормального и коммерческого фондов приближало решение задачи перехода к единым розничным ценам. В этой связи историческое значение приобретает решение ноябрьского (1934 г.) Пленума ЦК ВКП (б) «Об отмене карточной системы по хлебу и некоторым другим, продуктам». В резолюции Пленума по данному вопросу подчеркивалось, что благодаря победе социалистических форм в сельском хозяйстве, организационно-хозяйственному укреплению колхозов и совхозов, успехам хлебозаготовок и особенно хлебозакупок по повышенным ценам в распоряжении государства оказалось такое количество хлеба, что можно было полностью и безусловно обеспечить снабжение населения без карточной системы путем повсеместного развертывания широкой торговли хлебом.

     Далее Пленум ЦК ВКП (б) указал, что ликвидация карточной системы по хлебу и другим продуктам должна устранить существование двойных цен (нормированных и коммерческих) и обеспечить установление твердой и единой для каждой области (республики) продажной государственной цены. Единая цена на хлеб и другие продукты должна была быть установлена приблизительно на среднем уровне между существующими высокими коммерческими ценами и слишком низкими нормированными ценами с учетом различий транспортных и иных условий снабжения отдельных районов. Учитывая, что эта мера приведет к некоторому повышению цен на хлеб и другие продукты, Пленум ЦК ВКП (б) счел необходимым провести соответствующее повышение заработной платы рабочих и служащих.

     В соответствии с резолюцией ноябрьского (1934 г.) Пленума ЦК ВКП(б) СНК СССР постановлением от 7 декабря 1934 г. ввел единые поясные государственные цены на хлеб, муку и крупу. Одновременно с установлением единых розничных цен на хлеб Пленум счел необходимым повысить заготовительные цены на технические культуры, а хлеб их производителям продавать по самым низким поясным ценам, чтобы все внимание работников сельского хозяйства хлопкосеющих районов было направлено на выращивание хлопка.

     В соответствии с постановлением СНК  СССР и ЦК ВКП (б) от 25 сентября 1935 г. «О снижении цен на хлеб и об отмене карточной системы на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель» с 1 октября 1935 г. были снижены цены на хлеб и хлебопродукты, отменена карточная система снабжения мясом и мясопродуктами, жирами, рыбой и рыбопродуктами, сахаром и картофелем.

     В дальнейшем процесс введения единых розничных цен углублялся и расширялся. В декабре 1935 г. были введены единые цены на такие остро необходимые промышленные товары массового потребления, как хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани, обувь, швейные и овчинно-шубные изделия.

     В отличие от продовольственных товаров  единые цены на промышленные товары устанавливались на уровне коммерческих цен с сохранением существовавшего уровня цен (более высокого) в образцово-показательных универмагах.

     В 1936-1937 гг. цены на промышленные товары снижались по мере увеличения объемов производства. В 1936 г. общее снижение розничных цен на товары во всем розничном товарообороте составило около 5 млрд. руб. против цен 1935 г.

     В колхозной торговле за годы второй пятилетки также явственно проявилась тенденция к снижению цен, чему способствовали такие факторы, как отмена карточной системы на продовольственные товары и снижение цен на них; укрепление колхозов и повышение товарности колхозного производства и приусадебных участков, что усилило привоз продуктов на рынок; большая организаторская работа партийных и советских органов; умелая организация встречной торговли товарами массового крестьянского спроса, причем, как правило, на самих колхозных рынках, в результате чего в 1934 г. цены базарной  торговли снизились на 38,7% в 1935 г.- на 38,7%. На отдельные продукты цены снизились в еще большем размере. Так, цены на хлеб в 1934 г. снизились на 50%, в 1935 г. - на 42,6%. Это прямой результат развертывания государственной открытой торговли хлебом. Более медленными темпами снижались цены на мясо, однако в 1935 г. по сравнению с 1934 г. они снизились на 23,5%.

     В целом за годы второй пятилетки цены базарной торговли снизились на 37,7%, в том числе по хлебу - на 65,6, молоку - на 32,3, маслу - на 40,4, мясу - на 16,8%.

     Подводя итоги выполнения плана второй пятилетки, XVIII съезд ВКП (б) в связи с этим отметил: «Невыполнение заданий второй пятилетки по снижению розничных цен на товары широкого потребления перекрыто значительно большим, чем предусмотрено пятилеткой, повышением размеров заработной платы рабочих и служащих, а также происшедшим значительным увеличением денежных доходов колхозов и колхозников...».

3.Ценообразование в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

     Война была тяжёлым испытанием для советского хозяйства, убедительно продемонстрировавшего в грозные военные годы свои огромные преимущества по сравнению с капиталистической экономикой. Выдержала испытания военного времени и советская система цен.

     В период Великой Отечественной войны социалистическое государство успешно использовало инструмент цен. Оно использовало этот инструмент для того, чтобы путём активного воздействия на издержки военной промышленности уменьшить тяготы войны, испытываемые народом, для того, чтобы оградить реальную заработную плату рабочих и служащих от влияния стихийных колебаний цен на неорганизованном рынке, для того, чтобы укрепить стимулы у колхозов и колхозников к выполнению своих хозяйственных обязательств перед государством. В ходе войны социалистическому государству удалось обеспечить стабильность оптовых цен на сырьё, топливо, промышленное оборудование, розничных цен на предметы массового потребления в нормированной торговле и одновременно значительно снизить оптовые цены на военную продукцию.

     После окончания войны возникла задача отмены карточной системы, перехода к открытой торговле по единым ценам. Распределение по карточкам продуктов  питания и промышленных изделий осуществлялось по низким ценам. Это не создавало достаточной материальной заинтересованности у рабочих в росте производительности труда – для «отоваривания» карточек заработной платы хватало, а товары, продаваемые на  рынке или в коммерческих магазинах, в большинстве случаев были недоступны из-за высоких цен.

     Однако  для отмены карточной системы  требовалось решить еще одну проблему - необходимо было осуществить денежную реформу. Дело в том, что после войны оказался большой избыток денег в обращении (что было вызвано эмиссией, к которой пришлось прибегнуть для покрытия военных расходов, а также наплывом фальшивых денег, выпуск которых был организован во время войны нашим противником). Отмена карточек без упорядочения денежной системы могла бы привести к обогащению спекулянтов, криминальных элементов, накопивших за время войны значительные суммы денег.

     В декабре 1947 г. карточная система  была отменена. В соответствии с  постановлением о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные  и промышленные товары в течение недели старые  обесцененные деньги были обменены на новые полноценные по курсу десять к одному. Вместе с тем, были введены цены, более низкие, чем коммерческие или рыночные. Отмена карточной системы принесла огромное облегчение трудящимся.

     Другим  крупным экономическим успехом  в области политики ценообразования  стало многократное снижение розничных цен, осуществляемой государством после отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.

     Первый  этап – снижение цен, проведенное  в декабре 1947 г. вместе с отменой  карточной системы. Цены были снижены  на 17%.

     Второй  этап – с 1948 г. до 1 марта 1949 г. - цены были снижены на 14%.

     Третий  этап – с 1 марта 1950 г..Снижение цен  по сравнению с предыдущим годом  составило 20%.Это было самым крупным снижением цен в послевоенный период.

     В результате цены были снижены на 43%. Снижение государственных розничных  цен оказало влияние и на рыночные цены – они снизились к этому времени почти в 4 раза. Массовое снижение цен продолжалось и в 1951-1954 гг.

     В результате реализации всех перечисленных  мер цены на 01.04.1954 г. были ниже цен  IV квартала 1947 г. на 57% (в том числе на продовольственные товары – 62% и на непродовольственные товары – 47%).

     В последующие годы цены снижались  лишь по некоторым товарам (1957 –  на медикаменты, а также на мясо; 1958 г. – на некоторые товары детского ассортимента; 1959 г. – на некоторые товары народного потребления).

     Характеризуя  ценообразование в этот период, следует  отметить, что действовала система  государственных жестко устанавливаемых  цен.  На уровень цен не оказывало  достаточного влияния соотношение спроса и предложения на соответствующие товары. Считалось, что удовлетворение потребностей и сбалансирование спроса и предложения должны достигаться путем расширения производства дефицитных товаров, осуществляемого на основе соответствующих решений хозяйственных органов. Такие решения, действительно, периодически принимались. Однако наращивание выпуска многих товаров массового потребления отставало от роста потребностей в них. В результате постоянно возникал дефицит то одних, то других товаров. Помимо объективных причин такого положения (нехватка ресурсов, требующихся для производства товаров массового спроса, необходимость удовлетворять другие государственные нужды) имели место и субъективные причины (недостатки в деятельности соответствующих государственных органов хозяйственного руководства и др.). Сказалось также и то, что был взят на вооружение выдвинутый Сталиным тезис, согласно которому при капитализме якобы действует иная закономерность: «…в СССР рост потребления масс все время обгоняет рост производства, толкает его вперед…»

Информация о работе Характерные черты ценообразования в годы советской власти