Характерные черты ценообразования в годы советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:03, реферат

Краткое описание

Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические, и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.

Оглавление

Введение 3
1.Особенности ценообразования в первые годы советской власти и период нэпа. 4
2.Ценовая политика государства в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства. 11
3.Ценообразование в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. 25
Заключение 28
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Ценобразование.docx

— 81.73 Кб (Скачать)

     Рост  себестоимости при сохранении стабильности цен в отраслях тяжелой промышленности вызвал необходимость установления государственных бюджетных дотаций этим отраслям. Это мероприятие локализировало повышение себестоимости в трудоемких отраслях промышленности, не позволило ему распространиться на другие отрасли народного хозяйства. Сохранение низкого устойчивого уровня отпускных цен на металл, уголь, лес, несмотря на значительный рост себестоимости, оказало большое влияние на снижение себестоимости в отраслях машиностроения, где потреблялась в качестве сырья и топлива эта продукция, и имело немаловажное значение для технического перевооружения почти всех отраслей народного хозяйства.

     Сохранение  низких стабильных цен на продукцию  группы «А» в это время являлось своеобразным методом перераспределения национального дохода на нужды индустриализации страны, технической реконструкции сельского хозяйства.

     Следуя  принятой партией и государством политике в области розничных  цен, Совет Труда и Обороны  в своем постановлении от 26 января 1930 г. среди мер, обеспечивающих  повышение реальной заработной платы, считал необходимым снизить цены на ряд промышленных товаров массового потребления.

     Для исполнения этого постановления  Наркомторг СССР с 16 февраля 1930 г. снизил во всех городах, пунктах новостроек и рабочих поселках розничные цены на хлопчатобумажные ткани на 9%,обувь - на 10%, готовое платье - на 8%.

     Это было весьма ощутимое снижение, оказавшее  благотворное влияние на повышение благосостояния городского населения, и в первую очередь рабочего класса, осуществлявшего грандиозные планы первой пятилетки.

       Такое снижение цен должно  было обеспечить запроектированный на 1929-1930 гг. рост реальной заработной платы рабочих на 12%, тогда как в предшествующем году повышение заработной платы рабочих составило только 4% вместо 5,5%, предусмотренных по плану.

     Среди причин, приведших к перевыполнению плана повышения реальной заработной платы рабочих в 1929-1929 гг., первое место занимают цены. Уже в первый год пятилетки в области цен план не был выполнен. Не только частный сектор дал повышение цен, обусловившее рост бюджетного индекса, но и по линии обобществленной торговли произошло повышение цен, несмотря на запроектированную стабильность.

     Основной  причиной роста цен в обобществленном  секторе стал рост цен на сельскохозяйственные товары. Общий заготовительный индекс плановых заготовителей повысился на 10-11% (против 5% по плану). Особенно высоким был рост цен на частном рынке в первую очередь на сельхозпродукты, что, во-первых, привело к значительной перекачке средств в деревню, к ее «верхушечным», зажиточным группам, а во-вторых, сказалось на уровне реальной заработной платы рабочих, которые тогда в значительной степени пользовались услугами частного рынка.

     Чтобы остановить наступление рыночной стихии и добиться резкого увеличения продовольственных фондов в руках государства, была усилена практика контрактации зерновых культур, которая в годы пятилетки осуществлялась очень быстрыми темпами, осваивая все большие площади посевов.

     Политика  контрактации стала важным фактором, содействующим социалистическим преобразованиям в деревне; коллективизация, в свою очередь, благоприятствовала быстрым темпам контрактации, что способствовало сначала стабилизации, а затем и снижению заготовительных цен на сельхозтовары. Но не только в этом положительное влияние контрактации. Главное состоит в том, что резко увеличились заготовки зерновых культур. В 1929 -1930 гг. они возросли по сравнению с 1928-1929 гг. на 53 млн. центнеров, а в 1930-1931 гг. - на 115 млн.центнеров.

     Однако  достигнутый уровень заготовок  не удовлетворял все возрастающие нужды  страны. Все осложнялось тем, что  произошло значительное сокращение производства этих важнейших видов продовольственной продукции.

     Отсутствие  в руках государственной и  кооперативной торговли достаточного количества продовольственных ресурсов привело к резкому повышению цен в сфере базарно-крестьянской торговли, которое во втором году первой пятилетки происходило на фоне цен, уже возросших почти на 40% в первом году пятилетки.

     Преисполненное  заботой о трудящихся, и в особенности  о рабочем классе, советское государство пошло на повсеместное введение карточной системы распределения основных жизненно важных продовольственных товаров, которая затем, по существу, была распространена и на промышленные товары массового потребления, хотя по форме несколько отличалась от обычной карточной системы. Широкое распространение получили талоны на приобретение промышленных товаров, на заказы изделий через ателье и мастерские и т.д. При этой форме обеспечения продовольственными и промышленными товарами действовали наиболее низкие цены. Были установлены цены для коммерческой торговли. Они сильно превышали цены на товары по карточкам. Существовали цены образцовых универмагов, которые превышали уровень коммерческих. В основном на уровне коммерческих действовали цены на товары, реализуемые в деревне. Особые цены устанавливались для Торгсина, представляющего собой систему торговли товарами за золото и иностранную валюту.

     Таким образом, в годы первой пятилетки  мы сталкиваемся с четырьмя видами розничных цен: нормального фонда для городов по карточкам коммерческой торговли; нормального фонда села; образцовых универмагов и Торгсина. При этом трудящиеся массы города вынуждены были широко пользоваться услугами базарно-крестьянской торговли для приобретения сельхозпродуктов, расходы на это в бюджете рабочих и служащих составляли в 1928-1929 гг. 27,4%, а в 1929-1930 гг.-26,3%. В результате плановая система цен испытывала величайший напор со стороны «вольного рынка». Частные цены через издержки обращения влияли на цены обобществленного сектора, т.е. заготовительные, а за ними росли розничные цены на все главнейшие продукты питания, за исключением розничных цен на хлеб ржаной и пшеничный, где особенно проявлялась регулирующая роль государства.

     Каково  же было положение с розничными ценами на промышленные товары народного потребления? И здесь мы сталкиваемся со значительным отставанием, а стало быть, с большим дефицитом промтоваров.

     Это не могло не привести к повышению  розничных цен в обобществленном  секторе. Важнейшей причиной такого повышения было увеличение издержек производства и отпускных цен промышленных товаров, поскольку розничные цены в это время определялись путем торгово-транспортных накидок к отпускным ценам.

     И если рост розничных цен в обобществленном  секторе проходил в более или менее допустимых размерах, то на частном рынке мы наблюдаем рост стремительный. Так, цены в обобществленном секторе возросли меньше чем в 2 раза, а на частном рынке - почти в 8 раз.

     По  подсчетам Госплана СССР, крестьяне  в результате роста заготовительных  и базарных цен получили дополнительную выручку в размере 8 млрд. руб., а переплаты в связи с ростом розничных цен на промтовары составили только 4 млрд. руб. Поэтому неудивительно, что в условиях товарного голода при опережающем росте заработной платы рабочих и служащих, увеличении денежных доходов крестьян образовался большой разрыв между спросом и предложением на многие промышленные товары массового потребления. И как результат-разрыв в ценах, сложившихся в обобществленной торговле и в частной.

     В этих условиях государство вынуждено  было пойти на повышение государственных  розничных цен, чтобы привести денежные доходы населения в соответствие с наличием товарной массы. По постановлению Комитета цен при СТО от 27 января 1932 г. были подняты государственные розничные цены на ряд товаров (хлопчатобумажные ткани, швейные изделия, кожаная обувь, соль, спички, сахар, ржаной и пшеничный хлеб, масло, мясо, рыба, мыло и др.) на 27-200% в городе и на 14-107% на селе.

     Пленум  ЦК ВКП (б), состоявшийся в конце сентября - начале октября 1932 г., резко осудил «самодеятельность», проявленную в центре и на местах, которая шла вразрез с принципиальной линией коммунистической партии и советского государства в области ценообразования. Пленум обратил внимание на ослабление дисциплины в проведении государственной политики цен и потребовал решительной борьбы со спекулятивным вздуванием цен, расценивая это как порождение нэпа.

     Требованиями  неукоснительного осуществления политики партии и правительства в области розничных цен и решительной борьбы с нарушениями этой политики обусловлено специальное решение октябрьского (1931 г.) Пленума ЦК ВКП (б) «О развертывании советской торговли и улучшении снабжения рабочих». Уже сам факт, что такой высокий партийный форум обсуждал этот вопрос, показывает, насколько большое значение придавала партия этой проблеме.

     Придерживаясь политики систематического снижения цен  на товары, Пленум одобрил решение Комитета цен при СТО о снижении в среднем на 30% коммерческих цен и об ограничении торговли по коммерческим ценам специальной сетью государственных магазинов, утверждаемой СТО. Как видно из самого постановления Комитета цен при СТО, снижение цен распространялось на товары наиболее широкого потребления: мясопродукты, молочные и рыбные товары, фрукты, сахар, хлопчатобумажные ткани, швейные изделия, обувь, трикотаж и т.д.

     Снижение  цен началось с 1 ноября 1931 г. Был  установлен твердый порядок, при  котором изменение цен в коммерческих магазинах могло производиться только с разрешения Комитета цен при СТО.

     В целях содействия колхозам, колхозникам  и единоличным трудящимся крестьянам в деле развертывания торговли продуктами своего сельскохозяйственного производства ЦИК и СНК СССР своим совместным постановлением, дополняющим постановление  ЦК ВКП (б) и СПК СССР от 20 мая 1932 г., отменили все существовавшие республиканские и местные налоги и сборы с торговли колхозов, колхозников и трудовых крестьян-единоличников этими продуктами. В постановлении указывалось, что их торговля ведется по ценам, складывающимся на рынках.

     Что же касается торговли колхозных объединений  сельхозпродукцией, то она должна была производиться по ценам, не превышающим среднекоммерческие в государственной торговле. Этим постановлением запрещалось открытие магазинов и лавок частными торговцами и предлагалось «всячески искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян».

     Значительное  снижение цен в коммерческой торговле, курс на всемерное развертывание колхозной торговли, полное вытеснение частника из сферы товарообмена, решительная борьба с проявлениями нэпмановского духа в государственной и кооперативной торговле –все эти меры, осуществленные партией и правительством в последние годы первой пятилетки, были направлены на ликвидацию многоступенчатости цен в розничной торговле, на последовательное осуществление провозглашенной первым пятилетним планом политики в области цен и ценообразования.

     Решающую  роль в разработке ценностных показателей  второго пятилетнего плана имели директивы XVII конференции ВКП (б) по составлению второго пятилетнего плана (1933-1937 гг.), принятые в январе-феврале 1932 г. при рассмотрении первого варианта плана второй пятилетки.

     В 1932 г. в соответствии с директивами XVII партконференции Госплан СССР издал Основные указания к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.). В них были определены задачи плана в области ценообразования в связи с проблемой накопления в промышленности, заключавшейся в постоянном росте производительности труда, обгонявшем рост заработной платы, и снижении себестоимости. Эти задачи также требовали дальнейшего развертывания советской торговли, борьбы с попытками перехода к непосредственному продуктообмену и снижения отпускных и розничных цен.

     В указаниях Госплана СССР подчеркивалось, что вопросы накопления для каждой отрасли должны прорабатываться  в полной увязке с проектированием себестоимости и отпускных цен. Ставилась также задача скорейшей ликвидации убыточности отдельных отраслей промышленности и повышения роли собственных накоплений в возмещении затрат по приросту оборотных средств и капиталовложениям во всех отраслях народного хозяйства.

     Для разработки вопросов ценообразования  во втором пятилетнем плане была образована Комиссия по ценам под руководством заместителя председателя Госплана СССР. Программа работ по ценам, утвержденная этой Комиссией 14 июня 1932 г., состояла из двух этапов.

     Первый  этап заключался в подведении итогов за первую пятилетку: изучении динамики отпускных цен промышленности, плановозаготовительных цен по важнейшим сельскохозяйственным культурам и продуктам, исчислении индексов розничных цен обобществленной торговли за период 1928 - 1932 гг., исследовании влияния налогов, бюджетных наценок и других финансовых факторов на уровень цен отдельных отраслей промышленности и отдельных товаров, анализе структуры цен основных промышленных и сельскохозяйственных продуктов и по важнейшим отраслям промышленности, исследовании влияния цен на себестоимость промышленной продукции, изучении перераспределительных функций цен и ряда других вопросов.

     Следующий этап работы заключался в подготовке плана второй пятилетки в области цен. Первоочередной считалась задача выявления возможного снижения цен отдельно на промышленные товары (заготовительные и розничные цены) в результате снижения себестоимости и издержек обращения.

     Программа включала также исследование влияния  сниженного уровня розничных цен на уровень благосостояния рабочих и колхозного крестьянства и изменения заготовительных цен на продукцию сельского хозяйства, на доходность колхозов; исследование проблемы унификации цен по различным направлениям (кооперативные и коммерческие цены, цены в городе и селе и т.д.); путей ликвидации убыточности во всех отраслях промышленности и в совхозной системе во втором пятилетии; перераспределительной функции цен; проблемы районной дифференциации цен в связи с размещением производительных сил во втором пятилетии.

Информация о работе Характерные черты ценообразования в годы советской власти