Характерные черты ценообразования в годы советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:03, реферат

Краткое описание

Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические, и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.

Оглавление

Введение 3
1.Особенности ценообразования в первые годы советской власти и период нэпа. 4
2.Ценовая политика государства в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства. 11
3.Ценообразование в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. 25
Заключение 28
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Ценобразование.docx

— 81.73 Кб (Скачать)

 
Оглавление

Введение 3

1.Особенности ценообразования в первые годы советской власти и период нэпа. 4

2.Ценовая политика государства  в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства. 11

3.Ценообразование в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. 25

Заключение 28

Список использованной литературы. 29

 

 
Введение

 

     Наша  страна, в силу специфики исторического развития, обладает уникальным опытом ценообразования в самых разнообразных социально-экономических условиях.  Этот опыт включает и жесткое централизованное управление всем финансовым хозяйством с государственным установлением цен, охватывающим подавляющую часть товарооборота, и попытки избавиться от денежного хозяйства, отменив деньги, и периоды безбрежной свободы цен.

     Ценообразование возникло задолго до того, как появились  металлические, и тем более бумажные деньги. История ценообразования  берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.

     Цена  является элементом, присущим экономике  любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, но действуют и формируются  цены в различных системах по-разному. Цена тесным образом связана с типом хозяйствования, так как представляет собой один из рычагов управления процессами, протекающими в экономике.

     Для понимания взаимосвязей между типом  хозяйствования и механизмом установления цен возникает необходимость изучения исторических аспектов ценообразования. Целью данной работы является рассмотрение вопроса ценообразования с позиций исторических изменений. Объектом исследования в рамках данной работы является механизм ценообразования, а предметом исследования – рассмотрение роли государства в ценообразовании в период с 1917 по 1985 гг.

      

      

                                                               

         
 
 

 

     

1.Особенности ценообразования в первые годы советской власти и период нэпа.

     С победой Октябрьской социалистической революции в нашей стране начался  переходный период от капитализма к  социализму. Весной 1918 г. были проведены  мероприятия по постепенному социалистическому преобразованию, опирающиеся на находящиеся в руках пролетарского государства командные экономические высоты. С начала Гражданской войны и интервенции пришлось постепенно переходить от программы использования элементов капитализма при осуществлении социалистических мероприятий, восстановления финансово-кредитной системы и товарно-денежных отношений на путь, предусматривавший строгую централизацию производства и распределения, резкое сокращение роли рынка и натурализацию хозяйственных отношений, введение продразверстки, широкое применение уравнительных принципов распределения.

     Весной 1918 г. была сделана попытка наладить организованный товарообмен между  промышленностью и индивидуальным крестьянским хозяйством.

     В условиях безудержной бумажно-денежной эмиссии в первые годы советской  власти и при функционировании предприятий  на основе бюджетного финансирования государство устанавливало на товары (имеются в виду текстиль и кожа) цены ниже издержек производства, ибо дальнейший производственный процесс был обеспечен системой финансирования.

     Таково  теоретическое обоснование практики установления твердых оптовых, розничных  и закупочных цен, вплоть до перехода к нэпу, на уровне гораздо ниже их себестоимости, в отличие от так  называемых вольных цен, уровень которых определялся соотношением спроса и предложения. Самой сложной задачей для созданного в 1918 г. при Президиуме ВСНХ Комитета твердых цен было определение принципов ценообразования.

     Пересмотры  цен в 1918и 1919 гг. проводились с  учетом себестоимости, но уже к середине 1919 г. ее исчисление стало практически  нереальным в условиях постоянно  падающего курса валюты.

     В первые годы советской власти учет полезности материальных благ, их потребительской стоимости нашел свое отражение в практике установления твердых цен. Например, при калькулировании себестоимости нефти Отдел топлива ВСНХ учитывал стоимость эквивалентов других видов топлива, соотношение между сортами равных его видов. Принцип взаимозаменяемости применялся и при установлении цен на электроэнергию (соотношение между ценами на электроэнергию и керосин). Твердые цены на хлеб урожая 1918 г. и прошлых лет устанавливались с учетом его качества, с определением процента влажности, сортности и т.д., а за иные качества продуктов выше или ниже указанной доброкачественности устанавливались скидки и надбавки к цене в копейках.

     В условиях растущей натурализации хозяйственных  отношений, вызванной безудержной денежной эмиссией, усилия не только отдельных экономистов, но и специальных комиссий были направлены на нахождение наиболее приемлемых инструментов безденежного учета затрат общественного труда.

     Новая экономическая политика, которую  провозгласил X съезд коммунистической партии весной 1921 г., была рассчитана на построение социализма на основе овладения рынком, торговлей, использованием для руководства государственной промышленностью материальных стимулов, хозяйственного расчета.

     При переходе к нэпу значительная часть  предприятий государственной промышленности, особенно производящих продукцию широкого потребления, была снята с государственного снабжения и переведена на хозрасчет. Перевод промышленности на полный хозрасчет в условиях свободной реализации производимой ею продукции на рынке практически носил характер коммерческого расчета. Фактически это означает,— писал В.И. Ленин,— в обстановке допущенной и развивающейся свободы торговли перевод госпредприятий в значительной степени на коммерческие, капиталистические основания. Именно в связи с допуском свободной реализации продукции на рынке полной хозрасчетной самостоятельностью пользовались в этот период не отдельные предприятия, а их объединения, тресты.

     Согласно  Декрету о трестах от 10 апреля 1923 г. они обладали полной хозяйственной самостоятельностью: действовали на началах коммерческого расчета, несли ответственность по своим обязательствам в пределах состоящего в их распоряжении имущества, государственная казна за долги треста не отвечала.

       В помощь трестам для овладения рынком сбыта промышленной продукции, организации снабжения предприятий сырьем и материалами, проведения единой политики цен в 1922-1923 гг. были организованы отраслевые хозрасчетные снабженческо-сбытовые объединения - синдикаты. Синдикаты были добровольными объединениями трестов, не имевшими права непосредственного административного вмешательства в промышленное производство, за исключением тех случаев, когда имелись особые полномочия ВСНХ. Поэтому их взаимоотношения с трестами оформлялись хозяйственными договорами.

     Внутрипромышленный  оборот продукции, экономические связи промышленности с торговлей, с организациями - заготовителями сельскохозяйственного сырья - все хозяйственные связи государственной промышленности оформлялись системой хозяйственных договоров. В их условия включались определенный объем и ассортимент товаров; штрафные санкции за невыполнение договоров, а также поощрения в зависимости от экономической эффективности поставок или заказа; твердые расчетные цены, размеры торговых скидок (накидок), условия расчета и кредитования. Хозяйственные договоры были существенной формой реализации экономических методов руководства хозяйством, в том числе экономических методов регулирования цен.

     В восстановительный период существовало два основных метода ценообразования в промышленности:

     1) установление твердых цен по плановым заказам;

      2) применение ориентировочных цен  на продукцию широкого потребления.

     Твердые цены по плановым заказам (транспорта, военной промышленности) основывались на довоенной себестоимости с поставкой на современные условия. В них учитывался общий рост издержек производства, не зависящих от хозяйственной деятельности предприятий.

     Синдикаты отраслей тяжелой промышленности пытались довести убыточные цены государственных заказов до размеров восстановительной стоимости. Поскольку оплата плановых заказов по себестоимости или ниже ее уровня покрывалась государственными дотациями далеко не полностью, тресты и синдикаты стремились восполнить понесенные убытки путем повышения цен на продукцию широкого потребления, сбываемую на свободном рынке. Цены на эту продукцию в первые годы нэпа определялись исключительно рыночной конъюнктурой.

     Комитет цен при Наркомфине придерживался  того принципа, что ориентировочные цены должны быть не ниже себестоимости и не выше рыночных цен. Бюро цен ВСНХ до осени 1923 г. вело только наблюдение за установлением цен трестами и синдикатами, не вмешиваясь в процесс ценообразования. Бюро цен Комиссии по внутренней торговле устанавливало предельные отпускные цепы на узкий круг товаров широкого потребления: сахар, соль, текстиль. По продукции текстильной промышленности устанавливались только цены франко-фабрика, что открывало возможность бесконтрольно повышать цены на всех стадиях продвижения товаров к потребителю. Цены фиксировались на определенные базисные сорта, предназначенные для удовлетворения рабочего и крестьянского спроса (хлопчатобумажные ткани, грубые сукна, дешевые льняные ткани).

     В 1922 г., в период крайне неблагоприятной  рыночной конъюнктуры, синдикаты оказали  значительное положительное воздействие  на формирование отпускных цен промышленности, подняв их к началу 1923 г. до уровня восстановительной стоимости. Но уже к октябрю этого года разразился кризис сбыта промышленных товаров. Он произошел по ряду объективных причин: более медленный темп восстановления промышленности по сравнению с сельским хозяйством, недостатки в организации торговли и денежного обращения. Суть кризиса заключалась в дисбалансе цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами. Промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны, несмотря на более низкое качество. К октябрю 1923 года цены на промышленные товары составили 276 % от уровня 1913 года, в то время как цены на сельскохозяйственные товары — только 89 %. Образовалось явление, которое, по предоставленной на диаграмме Троцкого делегатам съезда, стали называть «ножницами цен».

     Среди мер, направленных на ликвидацию кризиса  сбыта были действия, непосредственно относящиеся к ценообразованию, - проведение государственной политики снижения цен за счет рационализации производства, повышение производительности труда, сокращение чрезмерных прибылей промышленности, усиление регулирования оптовых цен, особенно на продукцию крестьянского спроса, путем постепенного распространения этого регулирования на розничные цены при помощи установления оптовыми органами предельных накидок для кооперации.

     Были  усилены функции по регулированию  цен Комиссии по внутренней торговле (с 9 мая 1924г.- Наркомата внутренней торговли), которая имела право устанавливать предельные цены для оптовой, оптово-розничной и розничной продажи и покупки товаров и допустимые от них отклонения, скидки и накидки, а также списки товаров, продажа и покупка которых по ценам выше предельных не допускалась.

     В работе по установлению цен участвовали, помимо Наркомвнуторга, и другие ведомства: ВСНХ, а именно Бюро цен, ВЦСПС, Центросоюз и т.д. Уровень отпускных цен промышленности определялся условиями производства и сбыта синдикатов, при помощи которых к концу 1928 г. осуществлялась реализация почти 100% продукции соответствующих отраслей промышленности и все материально-техническое снабжение.

     С конца 1923 г. главная форма проявления планово-регулирующих мероприятий партии и правительства в области ценообразования – это политика снижения оптовых и розничных цен, поддержанная рядом партийных решений.

     Снижение  цен в период после кризиса  сбыта 1923 г. и вплоть до 1928 г. происходило в виде кампаний по директивам правительства. Первая кампания (с 1 октября 1923 г. по 1 мая 1925 г.) была проведена, чтобы ликвидировать последствия кризиса. Отпускные цены были снижены на 21%, оптовые - на 26%, розничные - на 13%. Эти цены оказались убыточными для промышленности, так как основывались не на данных отчетных калькуляций, а на необходимости увеличить сбыт. Но поскольку Наркомвнуторг утверждал в этот период цены не на все виды продукции, а на определенные базисные сорта, то убытки от снижения цен, например на хлопчатобумажные ткани, тресты возмещали за счет повышения цен на тонкосуконные, камвольные и некоторые льняные ткани.

     В дальнейшем снижение отпускных цен  производилось в основном на базе снижения себестоимости. Политика снижения цен рассматривалась в этот период как стимул к снижению затрат, как своеобразный противозатратный механизм.

Информация о работе Характерные черты ценообразования в годы советской власти