Характерные черты ценообразования в годы советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:03, реферат

Краткое описание

Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические, и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.

Оглавление

Введение 3
1.Особенности ценообразования в первые годы советской власти и период нэпа. 4
2.Ценовая политика государства в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства. 11
3.Ценообразование в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. 25
Заключение 28
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Ценобразование.docx

— 81.73 Кб (Скачать)

     Для реализации указанной программы  был создан специальный государственный орган, подведением итогов изменения отпускных цен и их проектированием на второе пятилетие занималась организованная в мае 1932 г. бригада по промышленным ценам. В ее состав входили сотрудники основных промышленных секторов и финансового сектора Госплана СССР, а также промышленных наркоматов, Наркомснаба, Центросоюза и НКФ СССР.

     Подведение  итогов первой пятилетки и проектирование на второе пятилетие розничных и заготовительных сельскохозяйственных цен было возложено на Управление планирования фондов и торговли Госплана СССР.

     Таким образом, в процессе подготовки второго  пятилетнего плана разрабатывались проекты изменения в течение пятилетки отпускных, розничных и заготовительных цен. Работа проводилась аппаратом Госплана СССР по специально утвержденной программе и с широким привлечением ведомств. Предполагался также расчет ряда плановых показателей не только в неизменных ценах, но и в ценах соответствующих лет.

     Принятый  в плане размер снижения издержек производства и обращения должен был обусловить снижение розничных цен в обобществленной торговле на 35%. По финансовому плану второй пятилетки в 1937 г. на снижение розничных цен в обобществленной торговле должно было быть направлено 28,6 млрд. руб., а в целом за пять лет - 55 млрд. руб.

     Изменения в системе отпускных цен во втором пятилетнем плане в расчет не принимались. Финансовая программа плана второй пятилетки предусматривала только финансирование снижения розничных цен. В то же время она была рассчитана на рост прибылей промышленных предприятий в 3,8 раза (без учета налога с оборота), на значительное повышение рентабельности всех отраслей промышленности.

     Как подчеркивалось выше, в процессе подготовки плана ставился вопрос о необходимости ликвидации убыточности и госбюджетной дотации в тяжелой промышленности, что в значительной степени было осуществлено во время реформы отпускных цен 1936 г.

     Во  втором пятилетнем плане стоимостные  показатели (рост национального дохода, валовой продукции промышленности, товарооборота, план снижения себестоимости  и т.д.) планировались в неизменных ценах 1926-1927 гг., в ценах 1932 г. или в ценах плана 1933 г. Исключение было сделано только для плана капитальных работ по отраслям народного хозяйства и по промышленным наркоматам.

     С 1928 по 1932 г. Госплан СССР провел большую  работу по анализу динамики отпускных  цен в связи с подведением  итогов первой пятилетки и составлением плана на вторую пятилетку. Были исчислены индексы отпускных цен государственной промышленности в целом по группам «А» и «Б», а также по отдельным отраслям этих групп. Анализ этих индексов показал, что отпускные цены промышленности в целом за пятилетие повысились примерно на 27%, в том числе по группе «А» (средства производства) снизились на 0,4%, а по группе «Б» (изделия широкого потребления) повысились на 112,9%.

     Тенденция к повышению индексов отпускных  цен, ставшая очевидной в последние  годы первой пятилетки, и соотношения отпускных цен групп «А» и «Б», сложившиеся в это же время, имели место и во второй пятилетке вплоть до пересмотра отпускных цен в 1936 г. 236

     Политика  стабильности отпускных цен в  тяжелой промышленности продолжалась в первые годы второй пятилетки. Годовые  планы на 1933 и 1934 гг. не предусматривали никакого изменения отпускных цен на продукцию тяжелой промышленности. Фактическое изменение отпускных цен за эти годы было незначительным.

     В отраслях группы «Б» произошло новое значительное повышение цен, но, поскольку индексы отпускных цен в это время не исчислялись, представить погодовую динамику отпускных цен как по промышленности в целом, так и по отдельным ее отраслям не представлялось возможным.

     Для действенности хозрасчета, создания условий рентабельной работы отраслей промышленности и ведущих предприятий особо важное значение приобретали цены, приближенные к своей основе - общественной стоимости. Таким образом, назрела необходимость пересмотра отпускных цен в тяжелой промышленности. В истории ценообразования 1935 г. стал периодом подготовки такого пересмотра, осуществленного с 1 апреля 1936 г.

     В качестве исходной базы для построения отпускных цен в ходе пересмотра была принята плановая себестоимость 1935 г., скорректированная с учетом задания по снижению себестоимости в 1936 г. на 4%. К этому времени в значительной мере было упорядочено дело калькулирования себестоимости промышленной продукции.

     Реформа отпускных цен в тяжелой промышленности ликвидировала в основном государственные бюджетные дотации, повысив общий уровень отпускных цен в среднем на 45,6%. Ликвидация дотаций, укрепляя финансовую систему Советского государства, создавала возможность более полного выявления в денежном выражении всей суммы общественных затрат в каждой отрасли промышленности, на каждом предприятии. При установлении отпускных цен исходили из того, что предприятия со средним для данной отрасли уровнем издержек производства должны иметь прибыль. При проведении реформы в основу был положен принцип возмещения в ценах текущих затрат на производство продукции.

     Отпускные цены устанавливались на уровне безубыточности отраслей и их ведущих предприятий. В окончательной корректировке в результате успешного выполнения плана 1935 г. по снижению себестоимости продукции средняя рентабельность по отраслям промышленности уже в 1936 г. составила 1,5-3%.

     В среднем по Наркомтяжпрому СССР в  результате реформы цены повышались на 45,6%, по Наркомлесу СССР —на 25,5%. На уголь цены повышались на 98,2%, на продукцию черной металлургии -на 80,5%, на железную и марганцевую руды -на 73,9%. На минеральное сырье отпускные цены были повышены на 56,1%, на продукцию химической промышленности -от 22,7 до 52%.

     При пересмотре оптовых цен на продукцию  тяжелой промышленности ставилась  также задача установления более правильного соотношения цен на отдельные виды промышленной продукции. В ряде отраслей производства цены на новую продукцию становились преобладающими в прейскурантах. Новые прейскуранты отпускных цен учитывали необходимость использования цены в целях экономного расходования материалов, топлива и электроэнергии, внедрения в ряде отраслей заменителей дефицитных материалов, перехода на местные виды сырья и топлива, а также устранения излишне дальних перевозок. Они подчинялись принципу единых отпускных цен на одинаковую продукцию в пределах отдельных экономических районов или Советского Союза в целом независимо от ведомственной подчиненности предприятий. Так устранялся существовавший разнобой в отпускных ценах на одинаковые виды сырья, полуфабрикаты и материалы.

     Единая  отпускная цена на одинаковую продукцию  способствовала укреплению хозрасчета, являлась важным стимулом для снижения себестоимости на отстающих предприятиях, содействовала рациональной организации системы кооперирования и снабжения. Для обеспечения нормальных условий хозяйственной деятельности отдельных предприятий отрасли, находящихся в разных хозяйственных условиях и различающихся технической вооруженностью, наркоматы устанавливали особые расчетные цены за сдаваемую продукцию отраслевым сбытовым организациям с обязательным сохранением единых отпускных цен при реализации продукции сбытовыми органами.

     В новых прейскурантах отпускных  цен предусматривались твердые  штрафные скидки в зависимости от качества и сортности продукции. Новые прейскуранты существенно улучшали ценообразование, в известной мере позволяя государственным плановым ценам оказывать влияние на организационно-хозяйственную деятельность промышленности, способствовали борьбе с бесхозяйственностью и потерями, осуществляли контроль за мерой труда и потребления.

     Изучение  динамики себестоимости и проблем  ценообразования в период второй пятилетки дало возможность экономистам в то время сделать выводы о том, что идет неуклонный процесс снижения себестоимости промышленной продукции на основе технического перевооружения промышленности, модель цены целесообразно строить на базе текущих издержек производства и исходя из этого необходимо проводить политику снижения отпускных цен как стимулирующего фактора развития экономики.

     В январе 1937 г. были снижены цены на целый  ряд изделий и материалов, идущих главным образом на капитальное  строительство; некоторые виды проката, метизы, строительные материалы, а также черные металлы.

     В 1937 г. несколько повысили цены на нефть  и электроэнергию с целью усиления экономии в расходовании горючего и энергии. В целом в 1937 г. отпускные цены на продукцию тяжелой промышленности были снижены на 573 млн. руб. При этих изменениях в уровне опускных цен тяжелой промышленности, произошедших в 1936-1937 гг., почти все отрасли тяжелой промышленности стали рентабельными.

     В 1937 г. убыточными по плану оставались такие отрасли тяжелой промышленности, как торфяная (-6,9%), сланцевая (-2,9%) и  цветная металлургия (-0,14%), но, помимо плана, убыточной оказалась и  каменноугольная промышленность (-6,2%).

     Проблема  установления розничных и заготовительных  цен, как и в годы первой пятилетки, оставалась самой сложной из всего комплекса вопросов, связанных с повышением уровня жизни народа. Вот почему политика партии и правительства оставалась в этой области неизменной: путем снижения розничных цен добиться роста реальной заработной платы трудящихся и, пользуясь таким рычагом, как заготовительные цены, добиться увеличения доходов колхозов и колхозников, стимулировать производство продуктов питания и сырья для легкой и пищевой промышленности. Эта линия была четко определена XVII съездом ВКП(б), который принял решение о снижении розничных цен к концу второй пятилетки по сравнению с уровнем 1933 г. на 35%.

     В плане было сказано: «Значительное снижение себестоимости во всех отраслях народного хозяйства и снижение издержек обращения в советской торговле создают базу для снижения общего уровня розничных цен».

     Снижение  цен на продовольственные и промышленные товары было запроектировано Госпланом СССР в следующих размерах (в %):

       По городу По селу       В целом      
     Продовольственные товары 35,2 32,0 34,5
     Товары  ширпотреба 33,1 38,1 35,3
     В том числе товары кустарно-промышленной кооперации       36,1 36,6 36,1
 

     Снижение  цен на продукцию общественного  питания намечалось в размере 15%.

     Рассматривая  политику государства в области  розничных цен на период второй пятилетки, необходимо иметь в виду, что речь шла главным образом о снижении цен в сфере ненормированной государственной торговли.

     Большое внимание во втором пятилетнем плане  уделялось проблеме снижения рыночных цен, так как рынок в то время  являлся важнейшим источником снабжения  населения продовольственными товарами.

     Вторым  пятилетним планом предусматривалось  развитие этого процесса. В нем было записано: «Дальнейшее развертывание ненормированной государственной торговли продовольственными продуктами с постепенным снижением цен на них при наличии в руках государства крупных ресурсов продовольствия, развертывание децентрализованных заготовок, проводимых кооперативными и государственными организациями по конвенционным ценам, и заключение длительных договоров с колхозами и колхозниками, кооперативными и государственными организациями, активизация работы сельской кооперативной сети в закупках сельскохозяйственных продуктов будут действовать в направлении резкого снижения базарных цен».

     Взятый  партией и правительством курс на значительное снижение розничных цен  против уровня 1933 г. мог быть реализован лишь при наличии у государства огромных ресурсов продовольственных и промышленных товаров, что, в свою очередь, зависело от состояния сельскохозяйственного производства в стране. Тогда оно являлось практически единственным поставщиком продовольствия для населения и сырья для легкой и пищевой промышленности.

     В решении этой важнейшей социальной и народно-хозяйственной задачи заготовительным ценам отводилось особое место. Заготовительные цены выдвигались на передний край борьбы за интенсификацию сельскохозяйственного производства и создание необходимых продовольственных и сырьевых ресурсов.

     Известно, что в годы первой пятилетки контрактация являлась основным методом заготовок сельхозпродуктов, однако ввиду низкого уровня контрактационных цен она не только не стимулировала рост сельскохозяйственного производства, но тормозила его дальнейшее развитие. Более того, намечалась тенденция к снижению объемов заготавливаемого хлеба. Особенно это проявилось в хлебозаготовительной кампании 1932 г. В этих условиях наиболее целесообразной являлась замена системы контрактации системой обязательных поставок государству важнейших продуктов сельскохозяйственного производства, что и было осуществлено. Переход к новой системе заготовок стал осуществляться в начале второй пятилетки. 19 декабря 1932 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановили: «Отменить существующую договорную (контрактационную) систему заготовок молока, масла и сыра и установить в порядке налога для всех имеющихся коров единоличных хозяйств и колхозных дворов обязательную поставку (сдачу) молока государству по установленным государственным ценам».

Информация о работе Характерные черты ценообразования в годы советской власти