Характерные черты ценообразования в годы советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:03, реферат

Краткое описание

Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические, и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.

Оглавление

Введение 3
1.Особенности ценообразования в первые годы советской власти и период нэпа. 4
2.Ценовая политика государства в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства. 11
3.Ценообразование в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. 25
Заключение 28
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Ценобразование.docx

— 81.73 Кб (Скачать)

     Проводимая  партией и правительством политика снижения цен повышала значение методов калькуляции себестоимости. В сентябре 1923 г. Центральное производственно-экономическое управление ВСНХ разработало подробную инструкцию по составлению калькуляций всех отраслей промышленности и форму калькуляционного листа. Основываясь на этой форме калькуляции, синдикаты (Конвенция металлосиндикатов, Всесоюзный текстильный синдикат (ВТС), Продасиликат) создали подробные методики составления калькуляций по отдельным видам продукции, причем цены должны были базироваться по средним или даже худшим из средних предприятий. Цены на промтовары устанавливались на основе фактической себестоимости с учетом предположения, какой будет эта себестоимость в наступающем году. Синдикаты проводили нивелировку методов и норм производства в разных трестах, выравнивая их по самым совершенным образцам.

     ВТС сумел за 1923-1924 гг. произвести снижение цен на 50-70% на разные виды тканей сначала за счет высоких прибылей в промышленности, а затем за счет внутренних резервов производства: роста производительности (переход рабочих на обслуживание большего количества веретен и станков), снижения расходов сырья на единицу продукции, рационализации производства и хозяйства фабрик. Металлосиндикат Центрального района на основе калькуляции себестоимости по лучшим предприятиям снизил цены на гвозди, болты, кровельное железо и другие изделия массового потребления. Так же поступали ВТС, Продасиликат и другие организации подобного толка.

     Однако  это было только началом работы по постановке калькуляции себестоимости в промышленности, и здесь оставалось еще много недочетов и ошибок. Например, в докладе Наркомторга СССР от 23 июня 1926 г. говорится, что все утвержденные к этому времени прейскурантные цены на текстильные изделия основывались в сметных калькуляциях на базисных сортах, а не на трестовской себестоимости отдельных сортов.

       Для рассматриваемого периода были характерны резкие различия в уровне производства однородной продукции в зависимости от того, производилась она на старых или на новых (реконструированных) предприятиях. В связи с этим тресты, действовавшие на началах полного хозрасчета, отказывались от производства убыточных или бесприбыльных сортов и увеличивали производство изделий, приносящих прибыль. Нерентабельными оказывались целые подотрасли промышленности.

     Являясь держателями основной или значительной части продукции своей отрасли  и имея возможность гибкого маневрирования ценами, синдикаты поддерживали не только производство необходимой рынку продукции, но и временно нерентабельные отрасли. Так, ВТС использовал благоприятные условия сбыта хлопчатобумажных тканей для закупки у трестов льна, шерсти, камвольных тканей, пользующихся меньшим спросом. Уральский металлургический синдикат (Уралмет) и Металлосиндикат Центрального района, комбинируя металлические изделия, пользующиеся большим спросом, с нерентабельной продукцией черной металлургии, облегчили финансовое положение металлургических заводов и заводов тяжелого машиностроения за счет высокой конъюнктуры товаров широкого потребления.

     Для того чтобы обеспечить равновыгодность  для производителей всех видов продукции, пользующейся спросом, с 1928 г. в текстильной и стекольно-фарфоровой, а с 1929 г. - в металлургической промышленности была введена система двух прейскурантов: расчетного и торгового. Расчетные цены создавали условия для рентабельной работы всех предприятий, в том числе предприятий с отсталой техникой.

     Они давали возможность без ущерба для хозрасчета внедрять в производство заменители, стимулировали производство дефицитной продукции, а также выработку в пределах технической возможности нужного рынку ассортимента.

     ВТС и Продасиликат имели право на некоторое маневрирование ценами торгового прейскуранта, но под контролем Наркомвнуторга. Цены торгового прейскуранта варьировались по отдельным сортам в зависимости от сезона, состояния рынка и спроса, однако с таким расчетом, чтобы общая стоимость продукции оставалась неизменной. Таким образом, система двух прейскурантов предоставляла возможность стимулирования как производства, так и рынка.

     Большую роль сыграли синдикаты в снижении издержек обращения, в доведении  товаров до потребителя с наименьшими торговыми издержками, в ликвидации оптово-розничных ножниц. В условиях роста розничных цен, обусловленного значительным присутствием частника в розничном товарообороте, дефицитом ряда товаров, председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский издал специальный циркуляр от 29 октября 1925 г. № 4, в котором категорически потребовал: «Вакханалии роста розничных цен должен быть положен конец». Трестам и синдикатам было дано предписание следить за продвижением их изделий и за ценами на них вплоть до потребителя. В генеральные договоры, заключаемые синдикатами с потребительской кооперацией, включались размеры предельных надбавок на отпускные цены, в которые Должны были укладываться торгово-накладные расходы различных звеньев потребительской кооперации от московского представительства кооперативного союза до сельского потребительского общества. По договору ВТС с Всеукраинским союзом потребительских кооперативных организаций от 30 сентября 1925г. на все эти расходы полагалась надбавка в размере 12% к отпускной цене синдиката.

     Тресты  и синдикаты участвовали в  заготовке сельскохозяйственного  сырья и продовольствия, от которых зависел воспроизводственный процесс в легкой и пищевой промышленности. Прямое планирование и регулирование цен на продукцию сельского хозяйства в 1920-е гг. было невозможно, на них оказывалось только косвенное регулирующее воздействие.

     Экономические методы довольно эффективно использовались для регулирования закупочных цен на промышленное сырье растительного и животного происхождения, производство которого было сосредоточено в индивидуальных крестьянских хозяйствах. Была осуществлена попытка административного регулирования цен на хлопок, лен, шерсть, кожу путем установления твердых лимитных цен, которые определялись на весь год и не зависели от сезона, конъюнктуры в отдельных районах и т.д.

     Практика  жестких неэластичных лимитов себя не оправдала, и в резолюции Пленума ЦК ВКП (б) (апрель 1925 г.) «Очередные задачи экономической политики партии в связи с хозяйственными нуждами деревни» было дано указание: «Принять серьезные меры к действительному изменению существовавшей в последний период практики лимитирования цен на хлеб и сельскохозяйственное сырье, переходя на гибкое государственно-экономическое регулирование и соглашение государственных и кооперативных заготовителей».

       Гибкое экономическое регулирование сельскохозяйственных цен стало осуществляться путем установления среднегодовых директивных цен по каждому виду сырья, которые определяли экономически целесообразный (с народно-хозяйственной и рыночной точки зрения) уровень цен на тот или иной вид сырья. Исходя из директивной цены, установленной Наркомвнуторгом, Центральное конвенционное бюро, устанавливающее цены по данному виду сельскохозяйственной продукции, и местные конвенционные бюро устанавливали на основе перспективных директивных цен и конъюнктуры рынка согласительные цены для отдельных районов. Цены конкретных сделок могли отличаться от согласительных цен в зависимости от сезонности, конъюнктуры на отдельных участках рынка и качества заготовляемой продукции. Задача государства заключалась в том, чтобы при помощи экономических мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы они тяготели к установленному среднему уровню. Применялись такие методы регулирования заготовительных цен, как планы завоза промтоваров в районы хлебных и сырьевых заготовок, льготные цены на хлеб для крестьян хлопкосеющих районов и т.д.

     До 1927—1928 гг. систематической работы по планированию и регулированию отпускных  цен промышленности органами ВСНХ СССР и другими наркоматами не проводилось. В связи с директивами правительства о снижении цен стали собираться и частично разрабатываться отдельные материалы. В апреле 1930 г. функции по регулированию промышленных цен были переданы из ведения Наркомторга органам ВСНХ СССР. Президиум ВСНХ СССР запретил объединениям и трестам какое-либо самовольное повышение цен. В октябре 1931 г. был образован Комитет цен при СТО, в функции которого входило утверждение отпускных цен на основную продукцию отраслей тяжелой, лесной, легкой и пищевой промышленности. Установление и регулирование цен подчинялось принципу централизации, необходимому в условиях планового ценообразования.

     Отпускные цены устанавливались на базе планово-коммерческой себестоимости, но на практике ни один прейскурант не отвечал этим требованиям. В ценообразовании в ряде случаев не были преодолены дореволюционные соотношения цен внутри отдельных отраслей промышленности. Многие отрасли еще пользовались дореволюционными прейскурантами, внося в них лишь отдельные коэффициентные поправки, так как в целом отпускные цены к концу 1927 г. были выше цен 1913 г. на 70%. Единые отраслевые прейскуранты зачастую отсутствовали, не было твердых принципов по установлению норм накоплений по отдельным группам товаров и отраслям.

2.Ценовая политика государства  в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства.

     В годы первой пятилетки процесс ценообразования  осложнился массовым производством совершенно новой продукции, на которую необходимо было устанавливать цены. По некоторым отраслям машиностроения за год в номенклатуре изделий появилось от 50 до 70% новых видов машин и оборудования. Прейскуранты создавались в условиях, когда дело составления калькуляций заводской себестоимости не было достаточно четко разработано и унифицировано. Зачастую в прейскуранты включались изделия, только что освоенные производством, технология их изготовления была слабо проверена на практике, опыт составления калькуляций на эти изделия вообще отсутствовал. В большинстве случаев прейскуранты отпускных цен на новую продукцию разрабатывались с ориентировкой на аналогичные виды отечественной продукции или ввозимой из-за границы. В этот сложный период ломки старых прейскурантов и создания новых, когда многие методологические вопросы их построения еще не были разработаны, а основная трудность заключалась в правильном исчислении издержек производства, были созданы специальные межведомственные комиссии по исчислению себестоимости и прибыли в промышленности.

     В октябре 1931 г. впервые в законодательном  порядке было дано определение отпускной цены, четко установилась ее структура, слагавшаяся из коммерческой себестоимости, налога с оборота и прибыли. Немаловажное значение для практической работы по установлению себестоимости имело точно зафиксированное определение элементов коммерческой и заводской себестоимости продукции. Коммерческая себестоимость должна была включать следующие элементы: среднюю заводскую себестоимость для данного производства; расходы на подготовку кадров; расходы по реализации и накладные расходы хозяйственного объединения. Заводскую себестоимость составляли: зарплата с начислениями; расходы на сырье и полуфабрикаты; расходы на топливо и электроэнергию; расходы на вспомогательные материалы; амортизационные отчисления; накладные расходы.

     На  основе этих директив в сложнейших условиях реконструкции всего производства стали разрабатываться новые прейскуранты отпускных цен, в которых учитывались издержки производства, но в практику они были введены лишь в начале второй пятилетки. Начиная с 1923 г. наблюдалась тенденция к снижению отпускных цен промышленности. Курс на снижение отпускных цен был заложен в первом пятилетнем плане и осуществлялся вплоть до 1931 г. Затем цены были повышены на 110,2%, причем главным образом за счет отраслей промышленности, производящих изделия личного потребления (группа «Б»), где повышение составило 134,2% по сравнению с 1930 г. В 1932 г. цены были повышены на 110,8% (по группе «Б» - на 130,5%). Если до 1929 г. разрыв между ценами на изделия личного и производственно-технического потребления неуклонно уменьшался, то в 1931 г. он резко возрос, а в 1932 г. достиг своей наивысшей точки, увеличившись более чем в 2 раза. В первые годы пятилетки себестоимость промышленной продукции снижалась в процентах, близких к намечаемым по пятилетнему плану. Так, на 1929—930 гг. проектировалось снижение себестоимости всей промышленной продукции на 7,5% (фактически она была снижена на 7,1%), причем снижение шло по отраслям как тяжелой, так и легкой промышленности.

     В 1929—930 гг. себестоимость была снижена  по группе «А» на 7,2%, а по группе «Б» -на 7%. Но с 1931 г. себестоимость начинает расти в обеих группах. В 1931 г. она возрастает по группе «А» на 6,9%, а по группе «Б» -на 4,8%. В 1932 г. процент роста себестоимости еще выше (13,3%). Особенно высокий рост дала лесная промышленность. По данным Госплана СССР, себестоимость всей промышленности, исключая лесную, повысилась в 1932 г. на 8,1%. Чтобы выполнить план накопления и осуществлять индустриализацию страны запланированными темпами, наряду с мобилизацией средств из других источников решено было значительно повысить отпускные цены на продукцию отраслей легкой промышленности (группа «Б»). За годы первой пятилетки цены на изделия личного потребления были повышены на 112,9%. Уровень отпускных цен тяжелой промышленности остался почти без изменений (произошло лишь незначительное снижение - на 0,4%). Проведение политики сохранения в основном стабильных цен на продукцию тяжелой промышленности (уголь, металл, лес, машины) было вызвано необходимостью в известной степени блокировать рост себестоимости в тех отраслях промышленности, которые потребляли вышеперечисленную продукцию, т.е. в основном тоже в отраслях тяжелой промышленности. Таким образом, в годы первой пятилетки было нейтрализовано влияние государственных отпускных цен на повышение себестоимости; наоборот, цены частично обусловливали ее снижение.

Информация о работе Характерные черты ценообразования в годы советской власти