Ценообразование на предприятии ЗАО «Универсам СемьЯ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ процесса ценообразования на предприятии торговли.

Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1) определить понятие цена, ее виды и роль;

1) изучить влияние скидок и надбавок на процесс ценообразования;

2) рассмотреть методы ценообразования на предприятиях торговли;

3) проанализировать возможные стратегии ценовой политики торгового предприятия;

4) исследовать практику ценообразования на примере предприятия розничной торговли ЗАО «Универсам СемьЯ».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы…………..5

1.1. Определение понятия цена, ее виды и роль…………………………….5

1.2. Методы ценообразования………………………………………………10

1.3. Ценовая стратегия предприятия………………………..……………...

Глава 2. Анализ ценообразования на предприятии ЗАО «Универсам СемьЯ»...

2.1 Характеристика торгового предприятия ЗАО «Универсам СемьЯ»…

2.2. Анализ метода ценообразования в ЗАО «Универсам СемьЯ»……....

2.3. Анализ ценовой стратегии в ЗАО «Универсам СемьЯ»……………………………………………………………………….

Глава 3. Разработка ценовой стратегии предприятия...........................................25

Заключение…………………………………………………….……………………

Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

РГР Савченко В.О. 42 Э.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

                  «Вкусный мир» - компания предлагает кондитерские изделия;

                  «Гастроном» - компания поставляет мясные и рыбопродукты, сливочное и растительное масло, сыры, фруктовая и овощная консервация, соки, чай, кофе;

                  «Домино-опт» - поставка рыбы, птицы, мяса и бакалейной крупы;

                  «Кладовая солнца» - производство и реализация полуфабрикатов из птицы и овощей;

                  «Первый хладокомбинат» - поставка продуктов питания первой свежести;

            «Пермалко» - производитель водки и ликероводочной продукции на Урале;

            «Пермский Тепличный Комбинат» – производство и продажа свежих овощей круглый год;

            «Русские сладости» - поставка кондитерских и макаронных изделий;

            «Созвездие» - производитель мороженного и замороженной продукции;

            «Сырная компания Визир» - поставки молочных продуктов, сыров, яиц;

            «Хлебокомбинат-2» - производство и поставка хлебной продукции;

            «Чайная компания» - поставщик чая и кофе.

Ассортиментная политика сети предполагает постоянный мониторинг объема продаж по каждой товарной позиции, на основе чего формируется ассортиментная матрица магазинов и разрабатывается перспективный план в рамках расширение перечня предлагаемой номенклатуры товаров покупателю.

Здесь располагаются более 3000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров, которые рассредоточены в различных отделах. Выборочный ассортимент продукции с указанием цен можно рассмотреть в таблице 2.

Таблица 2

Ассортимент продукции ЗАО «Универсам СемьЯ»

Отдел

Наименование продукта

Производитель

Объем

(в граммах)

Стоимость

(в рублях)

Детское питание

Пюре Фруто НЯНЯ

ООО «Прогресс»

112

24-50

Детское питание Агуша

ОАО «Вим-Биль-Данн»

250

66-50

Молочная каша «Малышка»

ООО «Детское питание»

250

78-50

Консервы и заморозка

Свинина тушеная

«Главпродукт»

325

60-50

Пельмени «Домашние»

«Сибирский деликатес»

1000

319-00

Горошек «Бондюэль»

«Бондюэль-Кубань»

800

74-50

Кондитерский

Мармелад «Ударница»

ООО «Сладко»

325

54-50

Конфеты «Сладко»

ООО «Сладко»

230

34-50

Печенье «Краски солнца»

«Конфетный двор»

260

57-50

Отдел пива

Пиво «Козел»

ООО «Сабмиллер»

500

33-20

Пиво «Балтика 3» жб

ОАО «Балтика»

500

22-50

Пиво «Балтика Кулер»

ОАО «Балтика»

500

26-50

Винно-водочный

Мартини «Бьянко»

ООО «Бакарди рус»

500

335-50

«Настойка Медовая с перцем»

«Немирофф»

750

334-00

Водка «Градус»

ООО «Пермалко»

500

119-40

Соки-воды

Сок «Я»

ООО «Лебедянский»

1000

63-50

Мин. вода «Архыз»

ЗАО «Висма»

1500

27-50

Coca-Cola light

«Coca-Cola»

2000

51-90

 

Бакалейный

Макаронные изделия «Pasta Zara»

«Pasta Zara»

500

62-00

Приправа «Кнорр»

ООО «Кнорр»

30

15-50

Греча «Беловодье»

КФХ «Беловодье»

500

93-00

Колбаса и сыр

Колбаса «Романовская»

Пермский мясокомбинат

1000

129-90

Сыр «Костромской»

«Ижмолоко»

1000

230-00

Сыр «Рамболь с орехами»

Франция

1000

1380-00

Молочный

Йогурт «Данон»

ООО «Данон»

110

12-20

Коктейль «Простоквашино»

ООО «Юнимилк»

330

20-10

Молоко «Простоквашино»

ООО «Юнимилк»

930

32-20

 

Основные экономические показатели деятельности анализируемого предприятия можно представить в таблице 3.

Таблица 3

Основные экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

2009г.

2010г.

Отклонения в % Темпы прироста

1. Товарооборот, тыс. руб

85697

91215

+6,44

2. Покупная стоимость товаров, тыс. руб.

25198

27536

+9,28

3. Валовой доход, тыс. руб.

60499

63679

+1,05

4. Издержки обращения, тыс. руб.

9214

10860

+17,86

5. Прибыль, тыс. руб.

51285

52819

+2,99

6. Налог на прибыль (20%), тыс. руб.

10257

10563,8

+2,99

7. Чистая прибыль, тыс. руб.

41028

42252,2

+2,99

8. Рентабельность, %

47,9

46,32

-3,3

Расчет основных экономических показателей деятельности предприятия:

1) Валовой доход равен разности товарооборота и покупной стоимости товара:

2) Прибыль предприятия – это разность валового дохода и издержек обращения

3) Налог на прибыль составляет 20% от прибыли предприятия:

4) Чистая прибыль равна разности прибыли и налога на прибыль:

 

5) Рентабельность предприятия равна отношению чистой прибыли на товарооборот предприятия, умноженному на 100 %:

Приведенные в таблице 3 данные показывают, что наблюдается тенденция ухудшения экономического положения в ЗАО «Универсам СемьЯ». Показатель рентабельности за 2010 год уменьшился на 3,3% по сравнению с 2009 годом. Уменьшение показателя рентабельности связано со значительным увеличением издержек обращения в 2010 году на 17,86% в сравнении с предыдущим годом.

Для улучшения экономического положения можно предложить провести анализ издержек обращения в ЗАО «Универсам СемьЯ» и выявить причины повышения затрат в 2010 году. Далее составить план по уменьшению издержек обращения.

Основная проблема ЗАО «Универсам СемьЯ» — это конкурентное влияние со стороны сетей супермаркетов и Центрального рынка, при этом речь идет именно о ценовой конкуренции. Цены Центрального рынка и сетей магазинов «Пятерочка» и «Виват» ниже, чем в «Универсаме СемьЯ», что значительно привлекает покупателей со средним уровнем достатка. Таким образом, «Универсам СемьЯ» теряет часть потребителей и следовательно теряет возможную прибыль.

Среди других проблем, с которыми сталкивается универсам можно выделить следующие:

1) необходимость обновления оборудования и расширения торгового зала;

2) «страх» быть поглощенными иностранными и московскими сетями;

3) воровство — причем не со стороны людей без определенного места жительства и людей в алкогольном опьянении, поскольку таких посетителей в современных универсамах нет, а со стороны молодых людей — наркоманов, которым удается обмануть все возможные системы безопасности универсамов, со стороны персонала магазина и просто со стороны обычных посетителей.

Существующие проблемы приводят универсам к необходимости более четкого позиционирования, определения и сохранения своей ниши, несмотря на активные попытки конкурентов потеснить его. В связи с этим универсам разрабатывает собственные способы формирования спроса и лояльности потребителей, среди которых можно отметить следующие:

      расширение ассортимента;

      ремонт, реконструкция и расширение торговых площадей;

      введение дополнительных услуг;

      повышение качества обслуживания;

      снижение уровня цен для покупателей и поиск поставщиков с более выгодными условиями сотрудничества;

      различные маркетинговые мероприятия (рекламные акции, розыгрыши, «товар дня, товар недели», распродажи и пр.).

Однако, как можно заметить, данные мероприятия сами по себе «типичны» и могут стать действительно эффективным инструментом при разработке стратегии развития универсама только в том случае, если они служат единой системе целей, а также тщательно продуманы и проработаны.

Анализ надбавок к ценам в ЗАО «Универсам СемьЯ»

Для рассмотрения и анализа торговых надбавок к ценам в ЗАО «Универсам СемьЯ» разберем пример расчета розничной цены за 1 кг сахара, при следующих условиях: отпускная цена поставщика за 1 кг сахара, включая НДС, согласована 20 рублей. НДС – 10 %. Торговая надбавка – 24% к цене закупки.

Цена закупки без НДС составляет:

Сумма торговой надбавки в пользу торгового предприятия без НДС равна:

, а сумма НДС равна:

Розничная цена составляет:

Общая сумма НДС от реализации 1кг. сахара равна:

Приведенный пример наглядно подтверждает, что истинным плательщиком НДС, который поступает в бюджеты страны, является потребитель (население) при покупке товаров по розничной цене.

Так, в данном примере, НДС в сумме 2,26рублей, при продаже 1 кг. сахара, уплаченная покупателем, перечисляется в бюджеты:

            поставщиком сахара –

            торговой организацией -

Исходя из этого сценария сумма доходов, остающаяся в пользу торгового предприятия от реализации 1 кг. сахара, составит:

, или 17,58% к розничной цене:

Анализ системы скидок в ЗАО «Универсам СемьЯ»

В анализируемом предприятии торговли существуют бонусные скидки, которые представляют собой комиссионное вознаграждение постоянным покупателям и служат для привлечения новых покупателей. Для осуществления этих целей функционирует дисконтная программа, в основе которой предоставление скидок по накопительной системе. Учитывая клиенто-ориентированный подход, в сети существуют следующие виды дисконтных карт: стандартная дисконтная карта (накопительная скидка), карта- дубликат (для близких и родственников), специальная карта с фиксированным размером скидки для социально-незащищенных слоев населения, специальная карта для работников промышленных предприятий, карта VIP-клиента, а также дисконтные карты для сотрудников сети. Размер скидки по картам варьируется в пределах от 2 до 5% в зависимости от типа дисконтной карты и суммы покупок за конкретный период.

В «Универсаме Семья» действует также специальная дисконтная программа для пенсионеров по возрасту. Ежедневно утром с 8 или 9 утра до 11.30 покупки в зале самообслуживания многоуважаемые пенсионеры могут делать со скидкой 5%. Дисконтная пенсионная карта выдается бесплатно.

Также в данном предприятии торговли практикуются скидки, в основе которых лежит выдача подарков при покупке отдельных товаров.

2.2. Анализ метода ценообразования в ЗАО «Универсам СемьЯ»

Для анализируемого предприятия характерен метод полных издержек, при котором к полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. В результате вычислений получается цена товара.

На предприятии ЗАО «Универсам СемьЯ» данный метод применяется следующим образом: к величине средств, затраченных на закупку, добавляется процент на покрытие других издержек, процент прибыли плюс соответствующий процент НДС. Специальный процент прибавляется к закупочной цене для покрытия времени оборота товара. Чем больше времени требуется для продажи всех запасов со склада, тем ниже становится процент прибыли. При торговле скоропортящимися товарами возможно обернуть весь объем запасов несколько раз в течении недели.

Определение цены на основе издержек имеет свои недостатки, такие как изменчивость структуры издержек в будущем и манипулятивность издержек по группам товаров. Знание структуры издержек необходимо, чтобы обеспечить производство и продажу товара по цене, гарантирующей прибыль - пусть не скорую, но достижимую в перспективе. Таким образом, не нужно пренебрегать анализом структуры издержек – как текущих, так и будущих.

2.3. Анализ ценовой стратегии ЗАО «Универсам СемьЯ»

В соответствии с ценовой политикой ЗАО «Универсам СемьЯ» осуществляет следующие ценовые стратегии.

Стратегия дифференцированных цен, то есть предусматривается широкое применение механизма различных скидок и надбавок.

ЗАО «Универсам Семья» расположен в центре города Перми, в окружении домов, где проживают люди обеспеченные материальными благами и стратегия универсама ориентирована на круг этих покупателей. Такие покупатели предпочитают совершать покупки не часто, и поэтому приобретают большое количество товаров. При этом для многих из них предпочтительнее, что бы в одном магазине были все необходимые товары: как продовольственные, так и непродовольственные. Обычно, это занятые люди, поэтому им важна экономия времени, а не денег.

Информация о работе Ценообразование на предприятии ЗАО «Универсам СемьЯ»