Ценообразование на предприятии ЗАО «Универсам СемьЯ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ процесса ценообразования на предприятии торговли.

Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1) определить понятие цена, ее виды и роль;

1) изучить влияние скидок и надбавок на процесс ценообразования;

2) рассмотреть методы ценообразования на предприятиях торговли;

3) проанализировать возможные стратегии ценовой политики торгового предприятия;

4) исследовать практику ценообразования на примере предприятия розничной торговли ЗАО «Универсам СемьЯ».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы…………..5

1.1. Определение понятия цена, ее виды и роль…………………………….5

1.2. Методы ценообразования………………………………………………10

1.3. Ценовая стратегия предприятия………………………..……………...

Глава 2. Анализ ценообразования на предприятии ЗАО «Универсам СемьЯ»...

2.1 Характеристика торгового предприятия ЗАО «Универсам СемьЯ»…

2.2. Анализ метода ценообразования в ЗАО «Универсам СемьЯ»……....

2.3. Анализ ценовой стратегии в ЗАО «Универсам СемьЯ»……………………………………………………………………….

Глава 3. Разработка ценовой стратегии предприятия...........................................25

Заключение…………………………………………………….……………………

Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

РГР Савченко В.О. 42 Э.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Ставка НДС по большинству товаров утверждена 18%, а по отдельным продуктам питания и по товарам для детей – 10 %.

Пример обоснования размера торговой надбавки:

Расходы торгового предприятия определены в 12 %, а прибыль – 3% к обороту от реализации этого товара. Налог на добавленную стоимость установлен 18%.

Размер торговой надбавки в пользу торгового предприятия составит 15% (12%+3%), а с учетом НДС – 17,7% (15% x 1,18) к розничной цене товаров, а к отпускной цене (цене закупки) – 21,5%             

Розничная цена товара состоит из следующих основных элементов: цена из закупки, торговая надбавка, налог на добавленную стоимость, образуемый в сфере производства и в торговле. По импортным товарам в розничную цену включается также импортная пошлина по утвержденным Правительством РФ ставкам.

Для расчета исходной розничной цены учитываются все элементы.

Скидки к ценам

Система скидок – это продажа товара по более низкой цене. Они применяются для привлечения новых покупателей, ускорения оборачивания средств, вложенных в товарные запасы, повышение конкурентоспособности предприятия.

Применяются следующие основные виды скидок:

1) За оплату товаров наличными средствами. Такая форма платежа, улучшает текущее финансовое состояние предприятия, способствует снижению дебиторской задолженности. Размер скидок зависит от суммы сделки.

2) За объем покупаемого товара. При увеличении объема закупок товаров предусматривается снижение оптовой или розничной цены. Так, поставка товаров в торговую сеть более крупными партиями позволяет сократить транспортные расходы, а, следовательно, снизить оптовую цену. Покупка товаров в больших объемах способствует росту выручки от реализации товаров, сокращению товарных запасов.

3) Сезонная скидка предоставляется за покупку несезонных товаров или в период их сезонной распродажи.

4) Дилерские скидки предоставляются производственными предприятиями дилеру или посредникам за их услуги по реализации товаров.

5) Бонусные скидки представляют собой комиссионное вознаграждение постоянным покупателям при условии покупки ими заранее обусловленного объема товаров в течение определенного периода.

6) Скидки за возврат ранее купленных товаров, не соответствующих установленным требованиям по качеству, моделям.

7) Купоны, публикуемые в газетах, при предъявлении которых магазин предоставляет покупателям скидки на те или иные товары.

8) Сервисные скидки предоставляются при реализации товаров, которые нуждаются в техническом обслуживании в процессе эксплуатации.

9) Разновидностью скидок с цены являются практикуемые в магазинах подарки при покупке отдельных товаров[4].

1.2. Методы ценообразования

Ценообразование – это сложный процесс установления величины цены с учетом влияния различных факторов, состоящий из множества этапов.

Все методы ценообразования могут быть разделены на две основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется предприятие при выборе того или иного метода:

1) на издержки — затратные методы;

3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции - параметрические методы.

Методы ценообразования

Рисунок 1

К затратным методам ценообразования относятся метод полных издержек, метод стандартных издержек, метод прямых издержек.

Метод полных издержек — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Этот метод в отличие от простого отражения затрат дает возможность проведения пофакторного анализа. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке, и т.п.

Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам. Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются при замене одного изделия другим. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат. Этот метод позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям и требует проведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе которого можно определить «узкие места» и принять необходимые меры по повышению их рентабельности.

К параметрическим методам ценообразования относятся метод удельной цены, метод баллов и метод регрессии.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму:

1) Отбор основных параметров;

2) Начисление баллов по каждому параметру;

3) Суммирование баллов по базовому и искомому товару;

4) Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов.

Цена на искомый (новый) товар (Цн) балловым методом рассчитывается по формуле:

где Цб — цена базисного товара;

БHi — балльная оценка i-го параметра нового товара;

Ббi — балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона).

Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров:

где x1, x2, x3, … , xn – основные параметры качества товара.

Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары[5].

1.3. Ценовая стратегия предприятия

В соответствии с ценовой политикой предприятия осуществляют различные ценовые стратегии, которые представляют собой совокупность методов и способов реализации общих принципов ценовой политики.

Можно выделить следующие виды ценовых стратегий:

Стратегия высоких цен, образно говоря «снятие сливок», применяется при отличном качестве и повышенном спросе на товары длительного пользования. Действует на протяжении незначительного периода времени.

Стратегия низких цен призвана стимулировать рост объема реализации товаров и обеспечить завоевание рынка. Она целесообразна по товарам с высокой эластичностью спроса, когда снижение цены ведет за собой увеличение выручки.

Стратегия дифференцированных цен предусматривает широкое применение механизма различных скидок и надбавок.

Ценовая стратегия зависит от этапов жизненного цикла товара. Различают следующие этапы: появление на рынке нового товара, рост выручки, стабилизация продажи товара, насыщение рынка, спад реализации товара. При появлении нового товара цена может быть установлена на относительно низком уровне. По мере признания покупателями этого товара увеличивается спрос и цена возрастает. На следующих этапах жизненного цикла цены на товар имеют тенденцию к снижению. В этих условиях предприятия принимают меры по стимулированию спроса, активизации работы коммерческой и маркетинговой служб, рекламной деятельности, улучшению дизайна, сокращению расходов.

Стратегия «неокругленных цен» (не 100 рублей, а 99 рублей) также учитывает некоторые психологические особенности отдельных покупателей.

Снижение цены на отдельные товары может быть ориентировано на привлечение покупателя для покупки других товаров по обычной цене.

Политика и стратегия ценообразования оказывают значительное влияние на финансовые результаты и прибыль хозяйствующих структур.

Таким образом, цена как важнейшая экономическая категория не выступает изолированно, а затрагивает все основные элементы хозяйственного механизма, лежащие в основе функционирования экономической системы. Функции цен отражают их экономическую сущность и предназначение, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Цены играют активную роль в формировании структуры экономики, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций. Цена является одним из механизмов регулирования экономических процессов объема, ассортимента и качества производимой продукции, состава покупателей, распределения ресурсов и капитала.


Глава 2. Анализ ценообразования на предприятии ЗАО «Универсам СемьЯ»

2.1 Характеристика торгового предприятия ЗАО «Универсам СемьЯ».

Закрытое акционерное общество «Универсам СемьЯ» - именно с него начинала свое развитие одна из лидирующих на сегодняшний день розничная сеть «СемьЯ».

Юридический адрес ЗАО «Универсам СемьЯ»:

                 614000, Россия, город Пермь, улица Борчанинова, дом 13

                 контактные телефоны: 238-69-23; 238-69-21; 238-69-29

                 сайт: http://www.semya.perm.ru

                 e-mile: bem@7r.perm.ru

Организационно-правовая форма характеризуемого торгового предприятия – это закрытое акционерное общество (сокращенно ЗАО).

Универсам был своеобразным полигоном для испытаний, и флагманом самообслуживания, и исправлением ошибок, и, главное, он стал большим успехом, достигнув цифр, казавшихся изначально просто фантастическими. Работники универсама помнят и вряд ли когда-нибудь забудут 1999-2001 годы. Ремонт зала без остановки торгового процесса, множество перестановок и изменений планировки зала. Два года даже постоянные покупатели периодически заново искали свои любимые товары. Особые воспоминания - декабрь 1999 года. Никто не ожидал, что после спада 1998-1999 годов новый 2000 год жители Перми захотят встречать с размахом. И только универсам продолжал предлагать продукты для новогоднего стола, в то время как полки других магазинов были пусты. Вывеска «СемьЯ» появилась на универсаме в ноябре 2001 года. Вопрос о названии обсуждался долго и решался очень трудно. В конце концов остановились на названии СемьЯ, потому что и слово простое, и смысл имеет богатый, и обращение к покупателям однозначно: в магазинах есть все самое лучшее и вкусное для всех членов семьи. Универсаму не просто давали имя. Признанный лидер своим авторитетом должен был вытягивать и другие магазины. Универсам становится образцом для подражания. В универсам приезжают учиться, перенимают опыт и новые технологии. Становилась задача: магазины под вывеской "СемьЯ" должны были стать похожими, иметь единый уровень сервиса.

Основное направление деятельности ЗАО «Универсам СемьЯ» - это розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Площадь составляет 1000 м2.

Данное торговое предприятие ориентировано на потребителей разной возрастной категории: здесь присутствуют товары как для рабочей части населения, необходимые в повседневной жизни и в быту, скидки, так прельщающие пенсионеров и различные сладости и игрушки в ярких упаковках, мимо которых не могут пройти дети. Доход постоянных посетителей универсама можно охарактеризовать как средний. Людей с высокими и низкими доходами мало — они образуют не более 10% от общего товарооборота универсама.

ЗАО «Универсам СемьЯ» осуществляет производственно-коммерческие связи со следующими поставщиками:

                  «Букер» - компания занимается производством тортов и пирожных;

Информация о работе Ценообразование на предприятии ЗАО «Универсам СемьЯ»