Управление персоналом на примере ООО «---»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цели организации:
Заключение договоров с организаторами новых лотерей.
Получение максимально возможной прибыли от реализации.
Расширение сферы сбыта на рынке соседних областей.
Развитие связей с регионами Российской Федерации.
Реклама проводимых и новых лотерей для привлечения новых покупателей.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Система работы с персоналом 5
1.1. Концепция управления персоналом 5
1.2. Кадровая политика 5
1.3. Подбор персонала 6
1.4. Оценка персонала 9
1.5. Расстановка персонала 11
1.6. Адаптация персонала 13
1.7. Обучение персонала 15
Глава II. Организация работы с персоналом 16
2.1. Философия организации 16
2.2. Структура персонала 16
2.3. Регламентация управления 17
2.4. Научная организация труда 18
2.5. Основы лидерства 20
2.6. Формирование коллектива 21
2.7. Зарубежный опыт управления персоналом 21
Глава III. Мотивация, оплата и эффективность 23
3.1. Мотивация и потребности персонала 23
3.2. Оплата труда персонала 25
3.3. Методы управления персоналом 27
3.4. Концепция управления коммуникация и этикет 30
3.5. Эффективность работы персонала 31
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

управление персоналом.doc

— 3.12 Мб (Скачать)

По виду деятельности.

Резерв  развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Резерв функционирования — группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации.

По времени  назначения: группа А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты  на вышестоящие должности в настоящее  время; группа В — кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.

 

1.4. Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности.

Исходными данными  для оценки персонала являются:

• модели рабочих  мест персонала;

• положение об аттестации кадров;

• методика рейтинговой  оценки кадров;

• философия  организации;

• правила внутреннего  трудового распорядка;

• штатное расписание;

• личные дела сотрудников;

• приказы по кадрам;

• социологические  анкеты;

• психологические  тесты.

 

Оценка персонала включает:

- методы оценки персонала

 

Название  метода

Краткое описание метода

Результат

Источниковедческий (биографический)

Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личное заявление, автобиография, документы об образовании, характеристика

Логические  заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера

Интервьюирование (собеседование)

Беседа  с работником в режиме "вопрос - ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке

Вопросник с ответами

Анкетирование (самооценка)

Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа

Анкета "Вакансия"

Социологический опрос

Анкетный опрос  работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности

Анкета  социологической оценки, диаграмма качеств

Наблюдение

Наблюдение  за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня

Отчет о наблюдении

Тестирование

Определение        профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов,   психологии  личности  с  помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой

Психологический портрет

Экспертные оценки

Формирование  группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника

Модель  рабочего места

Критический инцидент

Создание критической  ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе   ее  разрешения   (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.)

Отчет об инциденте и поведении человека

Деловая игра

Проведение   организационно- деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям ("генератор идей", "организатор", "критик",  "эксперт",  "делопроизводитель", "наблюдатель" и др.) и оценка способности работы в малой группе

Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей

Анализ конкретных ситуаций

Передача работнику  конкретной производственной   ситуации   с   заданием проведения    анализа    и    подготовки предложений   по   ее   разрешению   в форме доклада

Доклад  с альтернативами решения ситуации

Ранжирование

Сравнение   оцениваемых   работников между   собой   другими   методами   и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе)

Ранжированный список работников (кандидатов)

Программированный контроль

Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности  с  помощью  контрольных вопросов

Карта програм-го контроля, оценка знаний и умений

Экзамен (зачет, защита бизнес-плана)

Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную  подготовку  оцениваемого по  определенной дисциплине  (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией

Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план

Самоотчет (выступление)

Письменный  отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств

Письменный  отчет

Комплексная оценка труда

Определение   совокупности   оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов

Таблица оценки труда

Аттестация  персонала

Комплексный метод  оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирования, наблюдения, тестирования, экспертных оценок и др.) для   определения   аттестационной   комиссией   соответствия   кандидата   вакантной или занимаемой должности и последующего анализа ответов для определения потенциала человека

Анкета "Аттестация", протокол аттестационной комиссии, приказ директора


 

В результате оценки персонала формируются следующие  документы:

  • результаты тестирования  (экзаменов)  профессиональных знаний и умений;
  • социально-психологический портрет личности;
  • медицинское заключение о работоспособности;
  • оценка деловых и моральных качеств;
  • анализ вредных привычек, увлечений и недостатков;
  • оценка уровня производственной квалификации;
  • заключение аттестационной комиссии.

- оценка потенциала работников (профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психологию личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры)

- оценка индивидуального вклада (позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника и его соответствие занимаемой должности)

- аттестация кадров – форма комплексной оценки работника, учитывающая потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника

Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа:

1. Подготовительный  этап: подготовка приказа о проведении  аттестации, утверждение аттестационной  комиссии, подготовка и размножение  документации, информирование трудового  коллектива о сроках и особенностях  аттестации.

2. Формирование  состава аттестационной комиссии  и его утверждение: директор  по персоналу (председатель); начальник  отдела кадров (зам. председателя); руководитель подразделения, где  проходит аттестация (член); юрисконсульт (член); социальный психолог (член).

3. Основной  этап: организация работы аттестационной  комиссии по подразделениям предприятия,  оценка индивидуальных вкладов  работников, заполнение анкет "Аттестация", компьютерная обработка результатов. 

4. Заключительный  этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.

 

1.5. Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры и наличия вакантных должностей.

Расстановка персонала включает:

- типовые модели карьеры

В практике управления персоналом широкое применение нашли 4 модели карьерного роста и их многообразные варианты.

Модель  карьеры «Трамплин».

Широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит  из длительного подъема по служебной  лестнице, постепенным ростом его  потенциала знаний, опыта и квалификации, соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного периода, потом происходит своеобразный прыжок с трамплина в виде ухода на пенсию.

Модель карьеры  «трамплин» для линейного руководителя

Модель  карьеры «Лестница».

Предусматривает, что каждая ступенька представляет собой определенную должность, которую  работник занимает фиксированное время (не более 5 лет), с ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта специалист поднимается по служебной лестнице. Верхней ступени служебной карьеры работник достигает в период максимального потенциала. После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях и руководство большим коллективом.

 

Модель  карьеры «Перепутье».

Предполагает  по истечению определенного фиксированного срока работы прохождения руководителем или специалистом аттестации, по результатам которой принимаются решения о повышении, перемещении, понижении в должности. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.

 

Модель  карьеры «Змея».

Предусматривает горизонтальное перемещение работника  с одной должности на другую, путем  назначения на непродолжительное время (1-2года). Это дает возможность линейному  руководителю более глубоко изучить  конкретные функции управления. Эти  знания ему пригодятся на вышестоящей должности. Преимущество этой модели заключается в возможности удовлетворения потребностей человека в познании интересующих его функций управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения, детальное изучение социально – психологического климата в коллективе (широко применяется в Японии).

 

Планирование  карьеры заключается в выборе модели карьеры для различных  этапов жизненного цикла. При непрерывном  повышении личной квалификации и с учетом интересов организации.

Модель моей карьеры – «Трамплин»:

- планирование служебной карьеры - предполагает научное обоснование рационального возраста и нормативных сроков занятия должностей с учетом пожеланий и личности работника. Используются следующие основные методы планирования карьеры.

1. Анализ листков  по учету кадров.

Данные статистически  обрабатываются и выявляется срок занятия  идентичных должностей.

2. Социологический  и экспертный опрос ученых  и руководителей предприятий.

Опрос касается рационального возраста и срока  занятия должностей с последующей  обработкой результатов методами ранговой корреляции.

3. Совмещение  указанных методов и комплексная  оценка кадров управления с  помощью рейтинга. С помощью рейтинга можно вывести для каждой должности руководителя и специалиста рациональные значения возраста и сроков занятия должности.

- условия и оплата труда

Организация труда включает комплекс вопросов, связанных с рабочим местом работника и его техническим оснащением.

Оплата труда является ключевой проблемой в расстановке кадров, т.к. формирует доходы работников и является главным средством воспроизводства рабочей силы.

Социальные блага определяют совокупность денежных и материальных благ, получаемых персоналом предприятия, как правило, в разных размерах для всех категорий работников и являющихся дополнительным источником доходов.

Социальные  гарантии включают в себя обязательства предприятия выплачивать работникам компенсации и пособия по истечении каждого года или при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

- движение кадров

Организация движения персонала имеет в его расстановке  принципиальное значение, т.к. обеспечивает замещение вакантных мест и соблюдение плановой карьеры работников. Движение персонала состоит из таких процедур:

  • повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд;
  • перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда;
  • понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность, или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего;
  • увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.

Движение кадров организуется в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых  предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях.

Можно выделить 7 стадий деловой жизни человека, связывая их с возрастом работника:

Стадии: 1. Обучение.

2. Включение.

3. Достижение  успеха.

4. Профессионализм.

5. Переоценка  ценностей.

6. Мастерство.

 

 

 

 

                                  

                                                                                                           Возраст

 

1.6. Адаптация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации, а адаптация работника - приспособление отдельных индивидуумов к рабочему месту и трудовому коллективу.

Адаптация персонала включает:

- испытательный срок - это основной период адаптации нового сотрудника организации. Для рабочего испытательный срок составляет 1-3 месяца, для специалиста и руководителя – 3-6 месяцев. В период испытательного срока руководитель подразделения обязан назначить наставника, удостовериться о соответствии принятого сотрудника требованиям рабочего места, выявить и зафиксировать все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои и потери рабочего времени; социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением "новичка". Молодые специалисты, хорошо проявившие себя в практической работе, являются основным источником пополнения резерва кадров на выдвижение.

- адаптация молодых специалистов

Основной задачей  совместной работы организаций, предприятий и высших учебных заведений по подготовке будущих специалистов производства является обучение их самостоятельному принятию решений, умению отвечать за свои действия, обеспечение глубоких профессиональных знаний, а также развитие материальной базы учебных заведений.

- наставничество и консультирование

Наставничество − это процесс, в котором один человек (наставник) ответствен за должностное продвижение и развитие другого человека ("новичка" или наставляемого) вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного.

Характерные черты наставника включают в себя:

  • сильную мотивацию в оказании помощи другим в их развитии;
  • значительный и признанный опыт в навыках;
  • способность определять слабые и сильные стороны наставляемого и формулировать действия по их исправлению или развитию;
  • личные навыки в построении взаимоотношений с наставляемым (и с его менеджером) и проведении тренинга;
  • знание интересов, желаний и способностей своих подчиненных;
  • оказание доверия подчиненным и ожидание того же от них;
  • сосредоточение их интересов в большей степени на личности, чем на работе.

Информация о работе Управление персоналом на примере ООО «---»