Теоретические основы организации маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются аспекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.
Целью данной работы, является на основе проведенного анализа разработать предложения и рекомендации.
Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации маркетинга на предприятии.
2. Проанализировать систему маркетинга на ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова».
3. Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию организации маркетинговой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая основы предприним-ва.docx

— 69.01 Кб (Скачать)

        Введение

       Маркетинг есть процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения  и реализации идей, продукции и  услуг посредством обмена, удовлетворяющего целям отдельных лиц и организаций.

       Необходимым звеном системы управления предприятий  является маркетинговая деятельность. Именно она обеспечивает предприятию  необходимый сбыт производимой продукции, что наполовину является залогом  успешного его функционирования. От эффективности маркетинговой  деятельности напрямую зависит эффективность  работы всего предприятия.

       Задачами  маркетинга являются: выбор товара, производимого для рынка: определение его потребительских свойств; установление качественных параметров производства; контроль за соблюдением действующих экологических и медицинских требований; обоснование объемов и сроков производства продукции; расчет необходимости привлечения дополнительных финансовых средств с указанием источников их получения (регламентация времени транспортировки, расчет процента естественной убыли); требования к упаковке продукции; разработка бизнес-плана, условий проведения коммерческих операций, а также многое другое. Эффективное управление производством в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на  предприятиях.

       В настоящее время данная тема курсовой работы является актуальной, так как в развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но, ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, концентрируется внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а, следовательно, и прибыльность фирмы. Маркетинг является руководством к управлению, планированию, действию в условиях рыночной экономики. В этой связи необходимо разобраться в философии маркетинга в сравнении с философией сбыта.

       В классическом понимании маркетинг  определяется как предпринимательская  деятельность, которая управляет  продвижением товаров и услуг  от производителя к потребителю, или социальный процесс, посредствам  которого прогнозируется, расширяется  и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредствам их разработки, ценообразования, продвижения и  реализации.

       Множество определений маркетинга как целенаправленной деятельности отражает трансформацию  взаимоотношений и взаимодействия производства и рынка. В период свободной  конкуренции эта связь была односторонней. Главная цель производства виделась в увеличении выпуска товаров. Коммерческий успех предприятия можно было определить только после поступления  товаров на рынок. Понятно, что недостаточное  знание состояния рынка часто  приводило к плохим результатам. Особенно остро недостаток достоверной  информации о состоянии рынка  почувствовался во время экономического кризиса.

       Ускорение темпов научно-технического прогресса, автоматизация и комплексная  механизация производства расширили  производственные возможности массового  выпуска новой продукции, позволили  удовлетворять спрос на основные потребительские товары. Одновременно мало места заострения конкуренции, усложнение экономических условий  хозяйствования, за счет которых обычная  схема производство-рынок уже  не гарантировала финансовой стабильности. Стал необходим новый рыночный инструмент для эффективного преодоления несоответствия между увеличивающимися производственными  и относительно ограниченными рыночными  возможностями. На этой основе и начали осуществляться первые научные исследования рынка. Рыночная ориентация приобрела  наибольшее расширение в отраслях, которые производили потребительские  товары длительного использования. Потребности рынка стали входить  в основу управления предприятием. С другой стороны предприятие  стало влиять на рынок и пытаться руководить им.

       Объектом  исследования является предприятие ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова».

       Предметом исследования являются аспекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.

       Целью данной работы, является на основе проведенного анализа разработать предложения и рекомендации.

       Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

       1.  Изучить теоретические основы  организации маркетинга на предприятии.

       2. Проанализировать систему маркетинга  на ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова».

       3. Разработать предложения и рекомендации  по совершенствованию организации  маркетинговой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Теоретические основы организации  маркетинга на предприятии
    1. Сущность, задачи и принципы маркетинга

       Появление маркетинга как определенной системы  хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем - это ни что иное, как  ответная реакция хозяйственной  единицы, на такие процессы, как усложнение проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их ассортимента, быстрого обновления, небывалого ранее возрастания  производственных возможностей, частых сдвигов в характере и структуре  рыночного спроса, его конъюнктурных  колебаний, все большего обострения конкуренции на рынке.

       Маркетинг - явление сложное, многоплановое  и динамичное. Этим объясняется невозможность  в одном универсальном определении  дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга [8, с.35].

       В настоящее время выдвинуто уже  около 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или  иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.

       В термин ''маркетинг" специалисты  вкладывают двоякий смысл: это и  одна из функций управления, и цельная  концепция управления в условиях рыночных отношений [6, с.26].

       В качестве функции управления маркетинг  имеет не меньшее значение, чем  любая деятельность, связанная с  финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.

       В качестве концепции управления (философии  бизнеса) маркетинг требует, чтобы  компания рассматривала потребление  как демократический процесс, при  котором потребители имеют право  голосовать за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить  потребности потребителя.

       Поскольку маркетинг - это способ убедить массы  сделать покупку, большинство ошибочно отождествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница  заключается в следующем: сбыт, главным  образом, предполагает контакт лицом  к лицу - продавец имеет дело с  потенциальными покупателями. Маркетинг  использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть  вниманием и убедить многих людей - людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика [5, с.23]. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об этом так: Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить   последнему и продавать себя сами [8, с.45].

       Термин "маркетинг" возник в США на рубеже 20 века, а как ведущая функция  управления, маркетинг стал рассматриваться  с 50-ых годов.

       Ф. Котлер предлагает следующее определение: маркетинг - это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и  групп посредством предложения и обмена товарами [11, с.68]. Ключевые понятия данного определения - нужды, потребности и спроса; продукт; издержки и удовлетворение; обмен, трансакции и взаимоотношения.

       Общественный  институт маркетинга Великобритании определяет маркетинг как "процесс управления, направленный на определение, предвидение  и удовлетворение требований потребителя и получении прибыли" [11,с.71]. Аналогичные американские организации определяют маркетинг примерно в тех же категориях.

       Из  сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной  и зарубежной литературе под "принципами маркетинга" понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции  различных авторов, сравнив их, выделим  следующие основополагающие принципы:

       1. Тщательный учет потребностей, состояния  и динамики спроса и рыночной  конъюнктуры при принятии экономических  решений.

       2. Создание условий для максимального  приспособления производства к  требованиям рынка, к структуре  спроса (причем исходя не из  сиюминутной выгоды, а из долгосрочной  перспективы).

       3. Воздействие на рынок, на покупателя  с помощью всех доступных средств,  прежде всего рекламы.

       Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:

       1) Анализ внешней (по отношению  к предприятию) среды, в которую  входят рынки, источники снабжения  и многое другое. Анализ позволяет  выявить факторы, содействующие  коммерческому успеху или создающие  препятствие этому. В результате  анализа формируется банк данных  для принятия обоснованных маркетинговых  решений;

       2) Анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию  предприятия), так и потенциальных  (которых еще требуется убедить  стать актуальными). Данный анализ  заключается в исследовании демографических,  экономических, географических и  иных характеристик людей, имеющих  право принимать решение о  покупке, а также их потребностей  в широком смысле этого понятия  и процессов приобретения как  нашего, так и конкурирующего  товаров;

       3) Изучение существующих и планирование  будущих товаров, то есть разработка  концепций создания новых товаров  и или модернизации старых, включая  ассортимент их и параметрические  ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие заданной прибыли  товары, снимаются с производства  и экспорта;

       4) Планирование товародвижения и  сбыта, включая создание, если  это необходимо, соответствующих  сбытовых сетей со складами  и магазинами, а так агентских  сетей;

       5) Обеспечение формирование спроса  и стимулирования сбыта (ФОССТИС)  путем комбинации рекламы, личной  продажи, престижных некоммерческих  мероприятий ("паблик рилейшнз") и разного рода экономических  стимулов, направленных на покупателей,  агентов и непосредственных продавцов;

       6) Обеспечение ценовой политики, заключающейся  в планировании систем и уровней  цен на экспортируемые товары, определении "технологии" использования  цен, сроков кредита, скидок  и т.д.;

       7) Удовлетворение технических и  социальных норм страны, импортирующей  товары предприятия, что означает  обязанность обеспечить должные  уровни безопасности использования  товара и защиты окружающей  среды; соответствие морально-этическим  правилам, должный уровень потребительских  свойств товара;

       8) Управление маркетинговой деятельностью  (маркетингом) как системой, т.е.  планирование, выполнение и контроль  маркетинговой программы и индивидуальных  обязанностей каждого участника  работы предприятия, оценка рисков  и прибылей, эффективности маркетинговых  решений.

       Для осуществления вышеперечисленных  мероприятий, необходимо учитывать  большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно  отметить, что хотя ответственность  за выполнение маркетинговых функций  может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в  большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теоретические основы организации маркетинга на предприятии