Документы представляются
в регистрирующий орган непосредственно
или направляются почтовым отправлением
с объявленной ценностью при
его пересылке и описью вложения.
Требования
к оформлению документов, представляемых
в регистрирующий орган, устанавливаются
Правительством РФ.
Заявление,
представляемое в регистрирующий орган,
удостоверяется подписью уполномоченного
лица (заявителя), подлинность которой
должна быть засвидетельствована в
нотариальном порядке. При этом заявитель
указывает свои паспортные данные или
в соответствии с законодательством
Российской Федерации данные иного
удостоверяющего личность документа
и идентификационный номер налогоплательщика
(при его наличии).
При государственной
регистрации индивидуального предпринимателя
заявителем может являться физическое
лицо, обращающееся за государственной
регистрацией или зарегистрированное
в качестве индивидуального предпринимателя.
Датой представления
документов при осуществлении государственной
регистрации является день их получения
регистрирующим органом.
Заявителю выдается
расписка в получении документов
с указанием перечня и даты
их получения регистрирующим органом,
в случае, если документы представляются
в регистрирующий орган непосредственно
заявителем. Расписка должна быть выдана
в день получения документов регистрирующим
органом.
Государственная
регистрация физического лица в
качестве индивидуального предпринимателя
осуществляется в налоговых органах
по месту жительства в течение 5 рабочих
дней.
Не допускается
государственная регистрация физического
лица в качестве индивидуального
предпринимателя, если не утратила силу
его государственная регистрация
в таком качестве, либо не истек
год со дня принятия судом решения
о признании его несостоятельным
(банкротом) в связи с невозможностью
удовлетворить требования кредиторов,
связанные с ранее осуществляемой
им предпринимательской деятельностью,
или решения о прекращении
в принудительном порядке его
деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя, либо не истек срок,
на который данное лицо по приговору
суда лишено права заниматься предпринимательской
деятельностью.
Правовое
положение индивидуального предпринимателя
определяется тем, что наряду с коммерческими
организациями он признается полноправным
участником гражданского оборота. К
предпринимательской деятельности
индивидуальных предпринимателей применяются
нормы права, регулирующие деятельность
коммерческих организаций, если иное не
установлено законом. Споры, возникающие
в связи с индивидуальной предпринимательской
деятельностью, рассматриваются в
арбитражном суде.
Правовое положение субъектов
малого предпринимательства
Правовое
положение субъектов малого предпринимательства
определено Федеральным законом
от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации».
К субъектам
малого предпринимательства относятся
индивидуальные предприниматели и
малые предприятия.
Под малыми предприятиями
понимаются коммерческие организации,
в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, субъектов РФ, общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов не превышает
25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимся субъектами
малого предпринимательства, не превышает
25 % и в которых средняя численность работников
за отчетный период не превышает следующих
предельных уровней:
- в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,
- в оптовой торговле – 50 человек,
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,
- в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.
Численность
определяется с учетом всех работников
организации, в том числе работающих
по договорам гражданско-правового
характера и по совместительству,
а также работников представительств,
филиалов и других обособленных подразделений
данного юридического лица. Малые
предприятия, осуществляющие несколько
видов деятельности (многопрофильные)
относятся к малым по критериям
того вида деятельности, доля которого
является наибольшей в годовом объеме
оборота или годовом объеме прибыли.
Приобретение
статуса субъекта малого предпринимательства
дает право на получение государственной
поддержки, которая состоит в
применении к ним следующих мер:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст.
6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Правовое положение товарных бирж
Правовое
положение товарных бирж определяется
Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1
«О товарных биржах и биржевой торговле».
Товарная
биржа – организация с правами юридического
лица, формирующая оптовый рынок путем
организации и регулирования биржевой
торговли, осуществляемой в форме гласных
публичных торгов, проводимых в заранее
определенном месте и в определенное время
по установленным ею правилам (ст. 2 Закона
РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Товарная
биржа характеризуется перечисленными
ниже специфическими особенностями.
1. Ее деятельность
связана с товаром, определяемым
родовыми признаками, который реализуется
оптом (партиями). Индивидуально-определенные
вещи не могут составлять предмета
деятельности биржи;
2. Товарная
биржа является носителем исключительной
компетенции. Основной целью ее
деятельности является организация
и регулирование биржевой торговли,
то есть она должна стать
местом средоточения оптовых сделок,
которые бы отражали объективную цену
данного товара на основе соотношения
на бирже спроса и предложения. Под регулированием
понимается создание и поддержание на
бирже обстановки, исключающей воздействие
случайных причин, влияющих на ценообразование,
предупреждающей искусственное завышение
или занижение цен путем сговора, распространения
ложных слухов и т. д.
3. Гласность
и публичность торгов, что позволяет
выполнять функцию котировки
цен, то есть установления в
масштабах региона или всей
страны объективного уровня цены
на данный товар в данное
время с учетом всех факторов,
воздействующих на этот уровень.
Это отличает биржу от оптовых
баз.
4. Доля каждого
учредителя или члена биржи
в ее уставном капитале не
может превышать 10 %. В учреждении
биржи не могут принимать участие:
служащие данной или иной товарной
биржи; юридические лица, руководителями
которых являются служащие данной
биржи; органы государственной
власти и местного самоуправления,
банки и кредитные учреждения,
страховые и инвестиционные компании
и фонды; общественные, религиозные
и благотворительные объединения
(организации) и фонды; физические
лица, которые в силу закона
не могут осуществлять предпринимательскую
деятельность (например, государственные
и муниципальные служащие).
5. Члены биржи
(лица, участвующие в формировании
уставного капитала, либо вносящие
членские и иные целевые взносы
в имущество биржи) не только
имеют право участвовать в
управлении ее делами, но и
быть участником биржевой торговли
в качестве членов биржи.
6. Создание
биржи как предприятия осуществляется
в обычном порядке, но биржевая
торговля может проводиться только
на основании лицензии, выдаваемой
Комиссией по товарным биржам
при Федеральной службе по
финансовым рынкам.
В биржевой
торговле принимают участие две
категории членов биржи:
- полные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;
- неполные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.
Кроме того,
в торгах могут принимать участие посетители
биржевых торгов – лица, не являющиеся
членами биржи и имеющие в соответствии
с учредительными документами биржи право
на совершение биржевых сделок. Они могут
быть постоянными и разовыми и приобретают
право на участие в биржевой торговле
в течение определенного срока за соответствующую
плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных
биржах и биржевой торговле» ограничивает
время участия постоянных посетителей
в торгах на конкретной бирже тремя годами,
а их общее количество не может превышать
30 % от общего числа членов биржи. Разовые
посетители имеют право на совершение
сделок только на реальный товар, от своего
имени и за свой счет. Биржевые сделки
не могут осуществляться от имени и за
счет биржи.
Члены и посетители
биржи имеют право совершать
биржевые сделки:
- непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;
- через организуемые ими брокерские конторы;
- на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;
- непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.
В зависимости
от вида биржевого товара выделяют
следующие виды биржевых сделок:
- реальные сделки – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;
- форвардные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;
- фьючерсные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
- опционные – предполагают уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара и др.
Не являясь
участником сделок, биржа не несет
ответственности за неисполнение обязательств
по биржевым сделкам. Однако закон предусматривает
следующие гарантии в биржевой торговле:
- Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.
- Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.
- Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.
Понятие и виды хозяйственных объединений
Хозяйственные
объединения – объединения индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц, участники которых
осуществляют согласованную предпринимательскую
деятельность.
Хозяйственные
объединения являются одним из видов
партнерских связей между организациями.
Они создаются для реализации
следующих целей:
- консолидация участников и концентрация капитала;
- повышение устойчивости фирмы на рынке и снижение финансовых рисков за счет их дифференциации и перераспределения;
- повышение конкурентоспособности на рынке (превращение конкурентов в партнеров);
- оптимизация управления;
- открытие кредитных линий с целью доступности и удешевления кредитных ресурсов.
Классификацию
хозяйственных объединений можно провести по нескольким критериям.
1. По способу организации хозяйственные
объединения делятся на:
а) горизонтальные
объединения – объединения, основанные
на договоре и равноправии участников
(ассоциации (союзы)), некоммерческие партнерства,
простые товарищества.
б) вертикальные объединения – объединения,
основанные на экономической субординации
(холдинги).
2. В зависимости
от организационно-правовой формы:
а) ассоциации
(союзы) – договорные объединения
коммерческих организаций, созданные
в целях координации предпринимательской
деятельности, представления и защиты
их общих имущественных интересов
(ст. 121 ГК РФ). Ассоциации имеют статус
юридического лица. Члены ассоциации
сохраняют свою самостоятельность
и права юридического лица. Ассоциация
не отвечает по обязательствам своих
членов, члены ассоциации несут субсидиарную
ответственность по ее обязательствам
в размере и порядке, предусмотренных
учредительными документами.
б) Некоммерческое партнерство – основанное
на членстве некоммерческая организация,
учрежденная гражданами и (или) юридическими
лицами для содействия ее членам в осуществлении
целей, направленных на достижение общественных
благ (ст. 8 Федерального закона от 12 января
1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях»).
К таким целям могут относиться, в частности,
защита интересов участников, разрешение
споров, оказание юридической помощи и
т. п. В качестве некоммерческих партнерств,
например, могут создаваться фондовые
биржи.
в) холдинговая компания – совокупность
юридических лиц, состоящая из основного
(преобладающего) общества или товарищества
и дочерних (зависимых) хозяйственных
обществ, ведущих согласованную производственную,
торговую, финансовую или иную предпринимательскую
деятельность и связанных между собой
отношениями экономической зависимости
и контроля, позволяющими основному обществу
(товариществу) определять решения дочерних
хозяйственных обществ.
г) Финансово-промышленная группа (ФПГ)
– совокупность юридических лиц, действующих
как основное и дочерние общества либо
полностью или частично объединивших
свои материальные и нематериальные активы
(система участия) на основе договора о
создании ФПГ в целях технологической
или экономической интеграции для реализации
инвестиционных и иных проектов и программ,
направленных на повышение конкурентоспособности
и расширение рынков сбыта товаров и услуг,
повышение эффективности производства,
создание новых рабочих мест.