Субъекты предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:02, доклад

Краткое описание

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Субъект предпринимательского права.docx

— 95.25 Кб (Скачать)

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно  или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при  его пересылке и описью вложения.

Требования  к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются  Правительством РФ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного  лица (заявителя), подлинность которой  должна быть засвидетельствована в  нотариальном порядке. При этом заявитель  указывает свои паспортные данные или  в соответствии с законодательством  Российской Федерации данные иного  удостоверяющего личность документа  и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной  регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления  документов при осуществлении государственной  регистрации является день их получения  регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно  заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Государственная регистрация физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  осуществляется в налоговых органах  по месту жительства в течение 5 рабочих  дней.

Не допускается  государственная регистрация физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация  в таком качестве, либо не истек  год со дня принятия судом решения  о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении  в принудительном порядке его  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору  суда лишено права заниматься предпринимательской  деятельностью.

Правовое  положение индивидуального предпринимателя  определяется тем, что наряду с коммерческими  организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К  предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются  нормы права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не установлено законом. Споры, возникающие  в связи с индивидуальной предпринимательской  деятельностью, рассматриваются в  арбитражном суде.

Правовое положение субъектов  малого предпринимательства 

Правовое  положение субъектов малого предпринимательства  определено Федеральным законом  от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации».

К субъектам  малого предпринимательства относятся  индивидуальные предприниматели и  малые предприятия.

Под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  1. в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,
  2. в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,
  3. в оптовой торговле – 50 человек,
  4. в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,
  5. в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  данного юридического лица. Малые  предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение  статуса субъекта малого предпринимательства  дает право на получение государственной  поддержки, которая состоит в  применении к ним следующих мер:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Правовое положение товарных бирж

Правовое  положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная  биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Товарная  биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями.

1. Ее деятельность  связана с товаром, определяемым  родовыми признаками, который реализуется  оптом (партиями). Индивидуально-определенные  вещи не могут составлять предмета  деятельности биржи; 

2. Товарная  биржа является носителем исключительной  компетенции. Основной целью ее  деятельности является организация  и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать  местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. д.

3. Гласность  и публичность торгов, что позволяет  выполнять функцию котировки  цен, то есть установления в  масштабах региона или всей  страны объективного уровня цены  на данный товар в данное  время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень.  Это отличает биржу от оптовых  баз. 

4. Доля каждого  учредителя или члена биржи  в ее уставном капитале не  может превышать 10 %. В учреждении  биржи не могут принимать участие:  служащие данной или иной товарной  биржи; юридические лица, руководителями  которых являются служащие данной  биржи; органы государственной  власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании  и фонды; общественные, религиозные  и благотворительные объединения  (организации) и фонды; физические  лица, которые в силу закона  не могут осуществлять предпринимательскую  деятельность (например, государственные  и муниципальные служащие).

5. Члены биржи  (лица, участвующие в формировании  уставного капитала, либо вносящие  членские и иные целевые взносы  в имущество биржи) не только  имеют право участвовать в  управлении ее делами, но и  быть участником биржевой торговли  в качестве членов биржи. 

6. Создание  биржи как предприятия осуществляется  в обычном порядке, но биржевая  торговля может проводиться только  на основании лицензии, выдаваемой  Комиссией по товарным биржам  при Федеральной службе по  финансовым рынкам.

В биржевой торговле принимают участие две  категории членов биржи:

  1. полные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;
  2. неполные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов – лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30 % от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать  биржевые сделки:

  • непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;
  • через организуемые ими брокерские конторы;
  • на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;
  • непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

В зависимости  от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

  1. реальные сделки – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;
  2. форвардные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;
  3. фьючерсные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
  4. опционные – предполагают уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара и др.

Не являясь  участником сделок, биржа не несет  ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако закон предусматривает  следующие гарантии в биржевой торговле:

  • Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.
  • Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.
  • Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

Понятие и виды хозяйственных объединений 

Хозяйственные объединения – объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участники которых осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность.

Хозяйственные объединения являются одним из видов  партнерских связей между организациями. Они создаются для реализации следующих целей:

  1. консолидация участников и концентрация капитала;
  2. повышение устойчивости фирмы на рынке и снижение финансовых рисков за счет их дифференциации и перераспределения;
  3. повышение конкурентоспособности на рынке (превращение конкурентов в партнеров);
  4. оптимизация управления;
  5. открытие кредитных линий с целью доступности и удешевления кредитных ресурсов.

Классификацию хозяйственных объединений можно провести по нескольким критериям.

1. По способу организации хозяйственные объединения делятся на:

а) горизонтальные объединения – объединения, основанные на договоре и равноправии участников (ассоциации (союзы)), некоммерческие партнерства, простые товарищества.  
б) вертикальные объединения – объединения, основанные на экономической субординации (холдинги).

2. В зависимости  от организационно-правовой формы:

а) ассоциации (союзы) – договорные объединения  коммерческих организаций, созданные  в целях координации предпринимательской  деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ). Ассоциации имеют статус юридического лица. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность  и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих  членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных  учредительными документами.  
б) Некоммерческое партнерство – основанное на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях»). К таким целям могут относиться, в частности, защита интересов участников, разрешение споров, оказание юридической помощи и т. п. В качестве некоммерческих партнерств, например, могут создаваться фондовые биржи.  
в) холдинговая компания – совокупность юридических лиц, состоящая из основного (преобладающего) общества или товарищества и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ.  
г) Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Информация о работе Субъекты предпринимательского права