Субъекты предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:02, доклад

Краткое описание

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Субъект предпринимательского права.docx

— 95.25 Кб (Скачать)

Демократизация управления вытекает из того, что в современных условиях в крупном производстве уровень квалификации и самосознания работников объективно требует их участия в управлении и принятии решений. Поэтому развитие партнерских отношений в производстве считается закономерным, объективно обусловленным процессом, применяемым практически всеми компаниями развитых рыночных стран.

Развитие партнерских отношений  между предпринимателями и работниками в рамках конкретной компании (предприятия, корпорации) предполагает:

а) заинтересованность работников в  успешной деятельности предприятия;

б) улучшение трудовых отношений  в производстве (сокращение текучести кадров, прогулов и забастовок, улучшение климата в производственном звене);

в) ослабление диктата менеджера;

г)государственную поддержку (издание  законов об участии рабочих в управлении,создание социальных фондов для выкупа акций работниками, предоставление налоговых льгот компаниям, практикующим распределение части прибыли среди персонала).

В западноевропейских странах промышленная демократия, проявляющаяся в партнерских  отношениях между администрацией (предпринимателями) и работниками, распространена более широко, чем в США. Это выражается в более широком участии персонала в собственности и прибылях компании, а также в принятии решений на всех уровнях управления. Такое положение в значительной степени обусловлено тем, что в западноевропейских странах формы собственности исторически имеют существенные отличия от форм США. В западноевропейских странах более широко распространены и развиты производственные кооперативы, а также государственные предприятия,где работники участвуют в оперативном управлении производством.

В ряде стран Западной Европы (Германия, Швеция, Австрия, Дания, Голландия, Люксембург)принято  законодательство об участии рабочих  в советах директоров компаний с  правом голоса. Во Франции работники  имеют своих представителей в  советах директоров,но без права голоса в принятии решения. Участие работников в управлении на низовом уровне в большинстве западноевропейских стран значительно шире, чем на высшем уровне. Участию работников в управлении компаниями в странах — членах ЕС посвящены специальная директива Комиссии ЕС и отдельные положения Устава о Европейской компании (ЕК), которые обязывают государства — члены ЕС принимать необходимые меры, дающие право участия рабочим и служащим в управлении и стратегическом развитии компании.

Компании США в основном используют традиционные формы вовлечения работников в управленческий процесс в низовом  производственном звене. Основной формой такого участия являются малые проблемные группы, в которых участвует до 15 процентов работников заводов или производственных отделений. Такие группы ориентированы на совершенствование конкретных производственных процессов, решение технических проблем, на повышение квалификации работников. Новой формой для компаний США являются кружки качества, идея и опыт организации которых заимствованы у японских компаний. К концу 1990-х годов в компаниях США действовало около 300 тысяч таких кружков качества.

В Японии рабочие не имеют своих  представителей в советах директоров компаний. Вместе с тем японская система партнерства между предпринимателями и рабочими считается наиболее демократичной, так как основана на проведении совместных консультаций и принятии решений на основе консенсуса.

 

Правовое положение инвестиционных фондов определяется Федеральным законом  от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах". Субъектом предпринимательской  деятельности является акционерный  инвестиционный фонд (в отличие от паевого инвестиционного фонда, представляющего собой объект права). Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные  законом об акционерных обществах, и фирменное наименование которого содержат слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской  деятельности. Свою деятельность он ведет  на основании лицензии. Положение  о лицензировании деятельности инвестиционных фондов утверждено Постановлением Правительства  РФ от 31 марта 2001 г. № 253.

Инвестиционная декларация акционерного инвестиционного фонда должна содержать  описание целей инвестиционной политики; перечень объектов инвестирования; описание рисков, связанных с инвестированием; требования к структуре активов.

Имущество акционерного инвестиционного  фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения  деятельности его органов управления и иных органов акционерного инвестиционного  фонда. Инвестиционные резервы передаются в доверительное управление управляющей  компании. В состав активов фонда  могут входить денежные средства, государственные и муниципальные  ценные бумаги, акции и облигации  российских открытых акционерных обществ, акции и облигации иностранных  субъектов и иные ценные бумаги.

Управляющая компания осуществляет свою деятельность на основании лицензии. Закон определяет права, обязанности, ограничения деятельности управляющей  компании. В частности, управляющая  компания обязана: передавать имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному  фонду, для учета и (или) хранения специализированному депозитарию; передавать депозитарию копии всех первичных документов в отношении  имущества фонда, а также подлинные  экземпляры документов, подтверждающие права на недвижимое имущество. Управляющая  компания не вправе распоряжаться активами фонда без согласия специализированного  депозитария (за исключением распоряжения ценными бумагами в целях исполнения сделок, совершенных через организаторов  торговли); приобретать за счет активов  фонда объекты, не предусмотренные  декларацией; безвозмездно отчуждать  имущество фонда; предоставлять  займы за счет имущества фонда  и др.

Специализированный депозитарий  осуществляет свои функции на основании  договора с акционерным инвестиционным фондом. Законом, а также договором, предусмотрены его права и  обязанности. Специализированный депозитарий  осуществляет контроль за соблюдением  управляющей компанией нормативных  правовых актов и договора с инвестиционным фондом. Он не имеет права давать согласие на распоряжение управляющей  компанией активами, если это противоречит нормативным правовым актам и  договору. Деятельность специализированного  депозитария является лицензируемой.

Деятельность акционерного инвестиционного  фонда подлежит ежегодной аудиторской  проверке. Государственное регулирование  деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, государственный контроль за их деятельностью осуществляет ФКЦБ.

Классификация субъектов  предпринимательского права может  быть проведена по различным основаниям:

  • а) характеру их компетенции. Субъекты предпринимательского права не только ведут предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, организации), но и руководят ею (организации в отношении своих подразделений), осуществляют государственное регулирование предпринимательской деятельностью (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования);
  • б) форме собственности (частная, государственная или муниципальная), на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность;
  • в) по тому, каким образом определен их правовой статус: на базе только Гражданского кодекса РФ или одновременно и на базе других законодательных актов ("Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О банках и банковской деятельности" и др.);
  • г) зависимости от наличия или отсутствия статуса юридического лица;
  • д) виду хозяйственной компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исключительная;
  • е) характеру объединения предпринимателей: на организационной или договорной (в форме простого товарищества, финансово-промышленной группы) основе.

Организации, в свою очередь, можно  классифицировать:

  • по цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации;
  • по соотношению прав на имущество, принадлежащих участникам (учредителям) и принадлежащих самой организации. Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные права по отношению к данной организации (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения);
  • в зависимости от того, может ли имущество организации быть распределено по вкладам (корпоративные организации) или оно является неделимым (унитарные предприятия);
  • по их организационно-правовой форме.

Граждане вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента их государственной  регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. К осуществляемой ими деятельности применяются правила, которые регулируют деятельность юридических  лиц, являющихся коммерческими организациями. Граждане, ведущие предпринимательскую  деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных  ими договоров на то, что они  не являются предпринимателями. Суд  может применить к таким сделкам  правила, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Имущественная ответственность  гражданина-предпринимателя является полной. ЭТО означает, что гражданин  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое  в соответствии с законом не может  быть обращено взыскание. Перечень видов  имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен  гражданско-процессуальным законодательством. Индивидуальный предприниматель, который  не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов, связанные с  осуществлением им предпринимательской  деятельности, может быть признан  несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". С момента вынесения  такого решения утрачивает силу его  регистрация в качестве индивидуального  предпринимателя.

Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных  предприятий. Казенные предприятия  создаются в распорядительном порядке  на базе федеральной собственности  по решению Правительства РФ. Правительство  РФ утверждает устав федерального казенного  предприятия, принимает решение  о его реорганизации и ликвидации.

Особенности правового положения  казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время  Постановлениями Правительства  РФ "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" и "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)". Казенное предприятие обладает специальной  хозяйственной компетенцией. В его  уставе определяются виды деятельности, которые предприятие вправе осуществлять; источники формирования, режим использования  имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, а том  числе контроля за целевым использованием имущества. Владение, пользование, распоряжение имуществом осуществляются предприятием в соответствии с заданиями собственника. Такие задания воплощаются в  плане-заказе, который уполномоченный орган ежегодно утверждает и доводит  до завода за три месяца до начала планируемого года. План-заказ имеет обязательный, директивный характер. В плане-заказе определяются различные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Фонд оплаты труда предприятия может быть уменьшен при невыполнении показателей плана-заказа.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной  деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления  на указанные цели, подлежит изъятию  в доход федерального бюджета.

ГК РФ предусмотрена обязанность  собственника нести субсидиарную ответственность  по долгам предприятия в случае недостаточности  его имущества. Следствием установления правила о субсидиарной ответственности  собственника является также норма  ст. 65 ГК РФ, определяющая невозможность  признания казенного предприятия  несостоятельным (банкротом).

Правовое положение данных субъектов  определяется Федеральным законом  от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах". Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических  лиц, действующих как основное и  дочерние общества либо полностью или  частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система  участия) на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические  лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная  компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной  компанией, которая представляет собой  юридическое лицо, учрежденное всеми  участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению  к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим  в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность  в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и  некоммерческие организации, в том  числе и иностранные, за исключением  общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем  в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово -промышленной группы обязательно  наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной  регистрации. Регулирование создания (в том числе государственная  регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Для регистрации  ФПГ, в частности, представляются: заявление; договор о создании ФПГ; копии  свидетельств о регистрации, учредительных  документов; согласие собственника имущества  государственных или муниципальных  предприятий; заключение федерального антимонопольного органа; организационный  проект (пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях  и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.). Действующим законодательством  предусмотрен разрешительный порядок  регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки  зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного экспертного  заключения ФПГ подлежит регистрации  и внесению в Государственный  реестр финансово-промышленных групп  Российской Федерации.

Информация о работе Субъекты предпринимательского права