Субъекты предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:02, доклад

Краткое описание

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Субъект предпринимательского права.docx

— 95.25 Кб (Скачать)

Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения  различного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной  компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

Правовое положение субъектов  малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации". Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному Или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней, установленных дифференцированно по отраслям (напр., в промышленности - и человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек). Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Законами субъектов РФ устанавливаются  дополнительные условия деятельности малых предприятий, дающие право  на получение поддержки со стороны  органов власти данных субъектов. Например, в соответствии с Законом г. Москвы "Об основах малого предпринимательства  в Москве", район непосредственной деятельности субъектов малого предпринимательства  должен быть ограничен пределами  Москвы и Московской области. Их основное направление деятельности должно соответствовать  одному из приоритетных для Москвы видов деятельности, они должны иметь  бизнес-план на период не менее года, действующий договор о страховании  имущества и др.

Субъекты малого предпринимательства  подлежат регистрации и занесению  в соответствующие реестры. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства  дает право на получение государственной  поддержки. Среди мер поддержки  следует назвать: создание льготных условий использования государственных  финансовых, материально-технических, информационных ресурсов; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления  государственной статистической и  бухгалтерской отчетности; установление налоговых льгот; поддержка внешнеэкономической  деятельности; право применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и др. Для  субъектов малого предпринимательства  предусматривается резервирование определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции  и товаров (услуг) для государственных  нужд.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) программами. Созданы Фонды поддержки  малого предпринимательства путем  аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной  деятельности, добровольных взносов  физических и юридических лиц, в  том числе иностранных, доходов  от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам  от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Нормативными правовыми актами, в  частности Законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. "О ремесленной деятельности в г. Москве", предусмотрены и  иные меры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установлены  Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности".

Кредитной организацией признается юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право  осуществлять предусмотренные законом  о банках банковские операции. Кредитные  организации могут образовываться на основе любой формы собственности  как хозяйственное общество.

Законом предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций.

Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных  средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических  лиц. В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет  право осуществлять лишь отдельные  банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, клиринговые учреждения.

Кредитные организации являются одним  из элементов банковской системы  Российской Федерации, в которую  входят также Банк России, филиалы  и представительства иностранных  банков.

Перечень банковских операций и  других сделок, которые имеют право  осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона. Для кредитных  организаций предусмотрена исключительная хозяйственная компетенция. Решение  о государственной регистрации  кредитной организации принимается  Банком России. На основании указанного решения и представленных Банком России необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган  в срок не более чем пять рабочих  дней вносит в единый государственный  реестр юридических лиц соответствующую  запись. Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения  от уполномоченного регистрирующего  органа информации о внесении в единый государственный реестр записи уведомляет об этом учредителей кредитной организации  с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала и выдает учредителям  документ, подтверждающий факт внесения записи в реестр. Внесение в единый государственный реестр юридических  лиц сведений о реорганизации, ликвидации кредитных организаций также  осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения  Банка России о соответствующей  государственной регистрации. Банк России в целях осуществления  своих контрольных и надзорных  функций ведет Книгу государственной  регистрации кредитных организаций. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации  выдается после государственной  регистрации организации. Кредитная  организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения  лицензии, выданной Банком России. Функции  государственной регистрации, лицензирования банковской деятельности возложены  на Банк России. Законом определены меры контроля и надзора за деятельностью  кредитных организаций, осуществляемые этим банком, а также средства обеспечения  стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и  кредиторов кредитных организаций.

Так, в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация  обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение  ценных бумаг; осуществлять классификацию  активов, выделяя сомнительные и  безнадежные долги и создавая резервы на покрытие возможных убытков; соблюдать обязательные нормативы; депонировать обязательные резервы  в Банке России; организовывать внутренний контроль. Деятельность кредитной организации  подлежит ежегодной аудиторской  проверке.

Основы правового положения  товарных бирж установлены Законом  РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" (далее - Закон о биржах), другими законодательными и подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми самой биржей. Это, например, Устав биржи, Правила  биржевой торговли, Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке  рассмотрения споров.

Под товарной биржей понимается организация  с правами юридического лица, формирующая  оптовый рынок путем организации  и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее  определенном месте и в определенное время но установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и  регулирование биржевой торговли. Являясь  носителем исключительной хозяйственной  компетенции, товарная биржа не вправе осуществлять деятельность, непосредственно  не связанную с организацией биржевой торговли, в том числе торговую, тор го во-посредническую, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели осуществления биржевой деятельности.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый  участниками биржевой торговли в  отношении биржевого товара в  ходе биржевых торгов. Сделки, не соответствующие  данным требованиям, не являются биржевыми, и на них не распространяются гарантии биржи. Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного  рода и качества, в том числе  стандартный кон факт и коносамент на указанный товар, допущенный в  установленном порядке биржей к  биржевой торговле.

В зависимости от вида биржевого  товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

  • реальные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
  • форвардные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
  • фьючерсные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
  • опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Анализ Закона о биржах дает возможность  сделать вывод о том, что биржа  не может быть унитарным предприятием (так как "доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов"), открытым акционерным  обществом (в силу требуемой законом  персонификации ее членов и особенностей управления).

В учреждении биржи не могут участвовать  высшие и местные органы государственной  власти и управления; кредитные организации; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные  и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Члены биржи - это лица, участвующие  в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство на бирже дает право участвовать  в биржевой торговле; в принятии решений на общих собраниях, а  также в работе других органов  управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Члены  биржи, являющиеся учредителями, могут  иметь особые права и обязанности  вне сферы биржевой торговли, предоставляемые  не более чем на три года с момента  государственной регистрации биржи.

Закон о биржах выделяет две категории  членов биржи:

  • а) полные члены ~ с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;
  • б) неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

Посетители биржевых торгов - это  лица, не являющиеся членами бир жи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату.

Члены и посетители биржи имеют  право совершать биржевые сделки:

  • непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;
  • через организуемые ими брокерские конторы;
  • на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;
  • непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Закон о биржах ограничивает время  участия постоянных посетителей  в торгах на конкретной бирже тремя  годами, а их общее число не может  превышать тридцати процентов от общего числа членов биржи. Разовые  посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут совершаться от имени  и за счет биржи.

Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности  за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон о  биржах предусматривает некоторые  гарантии в биржевой торговле. Так, биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании. Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Вместе с тем биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы, взимаемые за нарушение устава и правил биржевой торговли. В обязанности биржи входит проведение, по требованию участника биржевой торговли, экспертизы качества реальных товаров. Споры, связанные с заключением биржевых сделок, могут рассматриваться в судебном порядке, а также биржевой арбитражной комиссией, которая исполняет функции третейского суда и действует в соответствии с положением, утверждаемым биржей.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляется специально созданной для этих целей  при федеральном антимонопольном  органе Комиссией по товарным биржам, которая ведет лицензирование биржевой торговли, контролирует соблюдение законодательства биржами и выполняет иные функции, предусмотренные ст. 34 Закона о биржах и Положением о ней. Среди правомочий Комиссии отказ в выдаче лицензии, аннулирование или приостановление  действия лицензий; направление бирже  обязательных для выполнения предписаний  о прекращении правонарушений, внесении изменений в правила биржевой торговли; применение к бирже и  биржевым посредникам санкций в  случае нарушения ими законодательства. Непосредственный контроль за соблюдением  биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет Государственный  комиссар, назначаемый Комиссией  по товарным биржам.

Основы правового положения  фондовых бирж установлены Федеральным  законом от 22 апреля 1996 г. "О рынке  ценных бумаг" (далее - Закон о  РЦБ). Фондовой биржей признается организатор  торговли на рынке ценных бума!', не совмещающий деятельность по организации  торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Под деятельностью  по организации торговли на рынке  ценных бумаг Закон понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками  рынка ценных бумаг.

Информация о работе Субъекты предпринимательского права