Ликвидация и реорганизация субъектов предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть понятия ликвидации и реорганизации субъектов права. Тема реорганизации сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

1.1 Краткая характеристика и основные виды субъектов
3


5
5
ГЛАВА 2. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА


10
2.1 Понятие и способы реорганизации
10
2.2 Правопреемство при реорганизации
2.3 Порядок осуществления реорганизации
17
21
ГЛАВА 3. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

24
3.1 Понятие и виды ликвидации
24
3.2 Порядок осуществления ликвидационного процесса. Этапы
ликвидационного процесса
27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

34

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ   

 

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА 

 

1.1 Краткая характеристика и  основные виды субъектов                                                 

3

 

 

5

5

ГЛАВА 2. ОСНОВНОЕ  ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

 

10

2.1 Понятие и способы реорганизации

10

2.2 Правопреемство при реорганизации

2.3 Порядок осуществления  реорганизации

17

21

ГЛАВА 3. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

24

3.1 Понятие и виды ликвидации

24

3.2 Порядок осуществления ликвидационного процесса. Этапы 
    ликвидационного процесса

27

   

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

32

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                  

 

34

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Предметом данной курсовой работы являются процедуры  реорганизации и ликвидации субъектов  предпринимательского права в Российской Федерации. Гражданское законодательство не содержит понятия реорганизации, а перечисляет только отдельные её виды, каковыми являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.  В науке реорганизация традиционно рассматривается в качестве одного из способов прекращения юридического лица, наряду с ликвидацией.  Однако  не  все   способы   реорганизации   сопровождаются

прекращением реорганизуемого юридического лица — сказанное касается

таких способов, как выделение и присоединение (в последнем случае ст. 57 ГК РФ рассматривает в качестве реорганизуемого юридического лица присоединяющее, а не присоединяемое юридическое лицо). В этой ситуации реорганизацию следует рассматривать не только как способ прекращения юридического лица, но и как изменение в отдельных случаях

его правового статуса, осуществляемое в предусмотренных законом формах и сопровождающееся правопреемством, т. е. переходом прав и обязанностей от одного субъекта другому.

Цель  работы – рассмотреть понятия  ликвидации и реорганизации субъектов права. Тема реорганизации сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо. 
Ликвидация же представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят. И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно. По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Проблема  прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в  силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа  субъектов гражданского права, и  приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое  лицо. 
         Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматривается основное понятие и виды субъектов предпринимательского права. Во второй главе раскрывается основное понятие, способы реорганизации субъектов предпринимательского права и анализируется порядок их осуществления. В третьей главе раскрывается понятие о ликвидации и порядке осуществления ликвидационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

1.1 Краткая характеристика и  основные виды субъектов

 

Предпринимательское право регулирует деятельность различных  субъектов, вовлеченных в сферу  предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной  регистрации или лицензированию. Субъектом предпринимательской  деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или  косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским  правом. Таким образом, круг таких  лиц чрезвычайно широк.

Субъекты  предпринимательства различаются  в зависимости от роли, выполняемой  каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в  объединении и использовании  капитала и иных видов материальных ресурсов. Именно поэтому они в  соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и  самостоятельно от своего имени выступают  в экономическом обороте. К коммерческим организациям относятся хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия (ст.50 ГК РФ).

Хозяйственные общества обладают самой сложной  корпоративной структурой, включающей несколько уровней управления (общее  собрание акционеров или участников, совет директоров, исполнительные органы, рядовые менеджеры). При этом лица, входящие в различные органы управления, могут иметь совершенно различные  и даже противоречащие друг другу  интересы. Это порождает постоянные конфликты внутри обществ, что приводит к непрекращающемуся перераспределению полномочий между указанными органами управления. Отчасти это объясняется различными стратегическими целями, которые ставят перед собой собственники (акционеры, участники) и некоторые управленцы (члены исполнительного органа или совета директоров), разными мерами их достижения в силу многообразия подходов к развитию предпринимательской деятельности (поглощение других компаний, увеличение капитализации и рост рыночной стоимости акций, регулярная выплата дивидендов, повышение эффективности капиталовложений). Проблема гармонизации корпоративного управления является, таким образом, самой острой и актуальной в сфере корпоративного права.

Более сложные  отношения корпоративного управления возникают в рамках вертикально  интегрированных объединений предпринимателей, а точнее - холдингов. Принципы субординации, власти и подчинения являются неотъемлемым элементом содержания взаимоотношений  между холдинговой компанией  и ее зависимыми обществами. В отличие  от вертикально интегрированных  холдингов, для горизонтальных объединений  предпринимателей характерно соблюдение принципов координации в силу формального равенства входящих в объединение субъектов. Встречается  использование как принципа координации, так и субординации в рамках одного объединения. Чем выше уровень объединения  капиталов, тем сложнее корпоративная  структура управления.

Надо отметить, что к субъектам предпринимательства  можно отнести любого гражданина, который даже без регистрации  оказывает услуги, производит товары, выполняет работы или использует иным образом свое имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях  получения дохода, поскольку суд  может применить к сделкам  такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности (п.4 ст.23 ГК РФ).

Вместе с  тем существуют и такие субъекты предпринимательской деятельности (некоммерческие организации), основная задача которых - ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Для достижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность  таких лиц строго ограничена целями, ради которых они созданы (п.3 ст.50 ГК). Предпринимательские интересы таких организаций обычно ограничены лишь более полным использованием принадлежащей  им собственности и получением дохода, поскольку они не заинтересованы в расширении производства, максимизации чистой прибыли или увеличении доли своего товара на рынке, что характерно для коммерческих организаций. Если некоммерческая организация начинает проявлять указанные интересы, она  должна быть ликвидирована в силу осуществления деятельности, противоречащей своим уставным целям.

К следующей  категории субъектов предпринимательства  необходимо отнести граждан, непосредственно  осуществляющих предпринимательские  функции. Ими являются члены органов  управления коммерческих организаций  и другие менеджеры компаний. Как  правило, эти субъекты предпринимательства  осуществляют использование экономических  ресурсов в целях получения прибыли  и, следовательно, они непосредственно  участвуют в предпринимательской  деятельности. Их права и обязанности  в рамках предпринимательских отношений  также регулируются правом. Например, права, обязанности и ответственность  членов совета директоров и единоличного исполнительного органа акционерного общества регулируются соответствующими нормами Закона об АО.

К иным субъектами предпринимательства можно также  отнести:

1) филиалы,  представительства и иные структурные  подразделения коммерческих организаций;

2) производственно-хозяйственные  комплексы (финансово-промышленные  группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества  и иные объединения предпринимателей  без образования юридического  лица)

Хотя наемные  работники не занимаются непосредственно  предпринимательской деятельностью, их труд имеет очевидное экономическое  содержание и оказывает опосредованное влияние на результаты указанной  деятельности.

Филиалы как  обособленные подразделения осуществляют часть функций или все функции  коммерческой организации по месту  своего нахождения, поэтому зачастую результаты их деятельности и эффективность  работы оцениваются как консолидированно (вместе с результатами работы всей организации), так и отдельно от иных подразделений. Представительства  представляют и защищают интересы коммерческой организации за пределами нахождения ее органов управления. Сам факт открытия представительства уже  свидетельствует о постоянстве  и долгосрочности интересов организации  в месте нахождения представительства.

Предпринимательские объединения занимают особое место  среди этой категории лиц, поскольку  они обеспечивают концентрацию капитала и его использование в одних  интересах, консолидированных на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового  договора (характерно для простых  товариществ) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия  одного лица в капитале других лиц (к  таким объединениям относятся холдинги, отношения между участниками  которых строятся по принципу основное - дочернее общество). В последнем  случае это приводит к возникновению  отношений экономического контроля, субординации и подчинения между  внешне независимыми юридическими лицами.

К субъектам  предпринимательства следует также  отнести лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании иных (правовых, политических, организационных) условий функционирования экономики. Ими являются, в частности, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, хедж-фонды, саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей, органы власти и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНОЕ  ПОНЯТИЕ,  СПОСОБЫ И ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ   РЕОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

2.1 Понятие и способы  реорганизации

 

Реорганизация представляет собой  одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация  не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. 
Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам. 
       Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица. В некоторых случаях при реорганизации следует предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления особых документов) может быть установлена законом.

 В настоящее время федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О защите конкуренции" предусматривает либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление. Уведомление указанного органа необходимо в следующих случаях:

а)  коммерческой организацией о ее создании в результате слияния коммерческих организаций (за исключением слияния финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает четыреста миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;

б) коммерческой организацией о присоединении к ней одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость активов указанных организаций по их последним балансам или их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает четыреста миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения; в) финансовой организацией о ее создании в результате слияния финансовых организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам финансовых организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;

Информация о работе Ликвидация и реорганизация субъектов предпринимательского права