Ликвидация и реорганизация субъектов предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть понятия ликвидации и реорганизации субъектов права. Тема реорганизации сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

1.1 Краткая характеристика и основные виды субъектов
3


5
5
ГЛАВА 2. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА


10
2.1 Понятие и способы реорганизации
10
2.2 Правопреемство при реорганизации
2.3 Порядок осуществления реорганизации
17
21
ГЛАВА 3. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

24
3.1 Понятие и виды ликвидации
24
3.2 Порядок осуществления ликвидационного процесса. Этапы
ликвидационного процесса
27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

34

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

2.3 Порядок осуществления  реорганизации

 

Решение о реорганизации может  быть принято его учредителями (участниками), либо органом юридического лица уполномоченным на то учредительными документами. В  определенных случаях реорганизацию  юридического лица может осуществляться по решению уполномоченных государственных  органов (ФАС) или по решению суда.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный  срок, суд по иску уполномоченного  государственного органа назначает  внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента  назначения внешнего управляющего к  нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение  судом разделительного баланса  и учредительных документов является основанием для государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

Орган, принявший  решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление  об этом. Кредиторы вправе потребовать  прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным  исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным  законом «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

1) заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

3) решение о реорганизации юридического лица;

4) договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;

5) передаточный акт или разделительный баланс;

6) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту  нахождения реорганизуемых юридических  лиц. Регистрирующий орган принимает  решение о государственной регистрации  вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной  регистрации в срок не более чем  пять рабочий дней. При положительном  решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации и свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Вновь возникшее лицо далее обязано выполнить все предусмотренные законодательством требования (постановка на учет в государственные органы, открытие счета в банке, изготовление печати и д.р.)

При реорганизации  путем присоединения присоединившееся юридическое лицо ликвидируется  в порядке, определенном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЭТАПЫ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

3.1 Понятие и виды ликвидации


Ликвидация  представляет собой прекращение  юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют  следующие виды ликвидации юридических  лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная  ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Добровольная  ликвидация предприятий-должников  осуществляется во внесудебном порядке  по взаимному согласию между предприятием и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий  в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий. Добровольная ликвидация проводится без вмешательства  суда или государственной службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными  издержками, экономится и время проведения процедуры. Основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление. Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о не предприятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации. Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством

Принудительная  ликвидация состоит в том, что решение о ликвидации принимается судом независимо от воли юридического лица. Производится на основании решения суда в следующих случаях:

в осуществление  деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

в осуществление  деятельности, запрещенной законом;

в неоднократное  или однократное, но грубое нарушение  закона или иных правовых актов и  др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. Отдельные  законы называют не только сами уполномоченные органы, но и конкретизируют основания для принудительной ликвидации.

Можно привести примеры:

  1. Налоговые органы вправе обращаться в суд с такими исками на основании п.1 ст.31 НК и п.2 ст.25 Закона о регистрации юридических лиц. По существу, налоговые органы выступают в качестве основного контролера за соблюдением субъектами предпринимательства требований законодательства, причем не только налогового.
  2. На основании ст.23.1 Закона о банках Центральный банк России обязан обратиться в суд с иском о ликвидации банка в течении 30 дней со дня публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве у банка лицензии. Данная статья устанавливает некоторые специальные требования к порядку ликвидации банка;
  3. Федеральная служба страхового надзора вправе предъявить требование о ликвидации страховой организации в случае отзыва у нее лицензии;
  4. Федеральная служба по финансовым рынкам вправе обратиться в суд с иском о ликвидации организации, нарушающей законодательство о ценных бумагах, или о ликвидации участника рынка ценных бумаг, не получившего лицензию (п.20 ст.42 и п.6 ст.51 Закона о рынке ценных бумаг);
  5. Федеральная антимонопольная служба предъявляет иски о ликвидации организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством ;
  6. Прокуроры обладают правом на обращение в суд с исками в защиту государственных и общественных интересов на основании Федерального закона от 17 января 2001 г. № 2202 – 1 «О прокуратуре».

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены  обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

3.2 Порядок осуществления ликвидационного процесса. Этапы 
    ликвидационного процесса

 

Ликвидационный  процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий  орган вносит в единый государственный  реестр юридических лиц запись о  том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации. С этого  момента не допускается государственная  регистрация изменений, вносимых в  учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная  регистрация юридических лиц, учредителем  которых выступает указанное  юридическое лицо, или государственная  регистрация юридических лиц, которые  возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Гражданским кодексом установлено пять очередей для удовлетворения требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности  имущества ликвидируемого субъекта для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательстве о банкротстве.

Кредиторы, чьи  требования комиссия не рассматривала  или которым отказано в удовлетворении, имеют право обратиться в суд  с исками к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий  пяти рабочих дней.

На основании  представленных документов в Единый государственный реестр юридических  лиц вносится запись о ликвидации организаций.

Ликвидация  юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившим свое существование  после внесения записи об этом в  Единый государственный реестр.

Информация о работе Ликвидация и реорганизация субъектов предпринимательского права