Система предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

Современная концепция российского предпринимательского права изменила представления о предмете, по сравнению с прежними теориями. Сообразно этим представлениям в сферу предпринимательского права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров, как предпринимательские отношения. Расширилось и число субъектов - участников хозяйственных отношений

Оглавление

Введение 2
Глава 1 История становления предпринимательского права. Концепции регулирования предпринимательских отношений 3
Глава 2 Предмет предпринимательского права 11
Глава 3 Понятие и классификация субъектов предпринимательского права 13
Глава 4 Источники предпринимательского права 17
Глава 5 Методы и принципы предпринимательского права 22
Глава 6 Наука предпринимательского права 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Предпринимательское право .doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    а) предпринимательско - правовая норма, предусматривающая права или/ и  обязанности субъекта;

    б) предпринимательская правоспособность и дееспособность субъекта;

    в) основание возникновения, изменения  прекращения правоотношения (юридический  факт).

    Нормативное определение субъекта предпринимательского права дано в статье 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках" - понятие "хозяйствующего объекта", а также в статьях 23 (предпринимательская деятельность гражданина) и 49 (правоспособность юридического лица) и 50 (коммерческие и некоммерческие организации) ГК РФ.

    Классификацию субъектов предпринимательского права  можно проводить по ряду признаков:

    а) в зависимости от наличия или  отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуального предпринимателя  без образования юридического лица (ст.23 ч.1 ГК РФ) и на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). К индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица относятся также и фермеры.

    Гражданин вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госрегистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.

    Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Глава фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст.257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента госрегистрации хозяйства (ст.23 ч.1 ГК РФ).

    К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющимися коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ст.23 ч. 3 ГК РФ).

    Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан банкротом по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 25 ч. 1 ГК РФ).

    Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с  участием:

    Иностранных граждан и юридических лиц;

    Лиц без гражданства, если иное не предусмотрено  законом.

    б) по признаку происхождения собственности  субъекты делятся на публичные (т.е. учрежденные государством, субъекты федерации) и частные (учрежденные  гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);

    в) по признаку происхождения капитала субъекты делятся на национальные, совместные и предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам (см. ст. 12 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР". В настоящее время нет правового регулирования регистрации совместных предприятий и полностью иностранных предприятий.

    г) по экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные  предприятия (см. ст.3 Федерального закона " О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации").

    Малым признается хозяйственный субъект с числом рабочих не более 100 человек - закон "О поддержке малого предпринимательства" и в тоже время оборот этого субъекта не должен превышать 1000 минимальных оплат труда - положение о бухгалтерском учете малого предпринимательства;

    д) по признаку основной деятельности различают  действующих субъектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговые и т.д.

    Коммерческие  организации в целях координации  их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст.121 ГК РФ).

    В хозяйственной деятельности в противоречие Гражданскому кодексу РФ действуют  два вида коммерческих объединений: холдинги, действующие на основе "Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", утвержденные Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 года , №1392 (собрание актов Президента и Правительства РФ ,1992г., №2284(С3,№1,3 января 1994года,№22) и финансово-промышленные группы (мертворожденные монстры "реформ"), действующие на основе Федерального закона РФ от 27 октября 1995 года " О финансово-промышленных группах".

    Особое  место среди субъектов предпринимательского права занимает государство (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования (ст.124-126 ГК РФ). О участии государства  и его органов необходимо отметить следующее: во-первых, отсутствуют концепция и сами правила хозяйствования (хозяйственный или предпринимательский кодекс); во-вторых, не установлен и сам статус ни Правительства и центральных органов , ни субъектов Федерации, муниципальными образованиями обратная ситуация, закон "Об общих принципах местного самоуправления" есть, но повсеместно отсутствуют органы местного самоуправления.

    Российская  Федерация, ее субъекты и муниципальные  образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 4 Источники предпринимательского права

         Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

    Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные  акты (указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

    Нормы предпринимательского права содержаться  в Конституции РФ, в ряде конституционных  законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных  законах, например, Гражданском кодексе  РФ.

    Круг  отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

    Таким образом, одновременный подход к  предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных  отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.

    Особое  значение для системы источников предпринимательского права имеют  судебная практика и руководящие  разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.

    Анализ  предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп  источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:

    1. Законы, принятые в бывшем СССР; например: Основы законодательств  об арендных отношениях в СССР  и союзных республиках. 

    2. Законодательство РСФСР, принятое  в перестроечный период; например: Закон "Об инвестиционной деятельности  в РСФСР".

    3. Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями; например: Закон Российской Федерации "О стандартизации", "Об охране окружающей среды".

    Весь  этот нормативный массив законодательства принимался в разное время, более того, при различных политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.

    Советское и современное Российское хозяйственное  законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.

    1. Основным источником предпринимательского  права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

    Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

    Конституция разграничивает компетенцию различных  государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение население вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

    2. Гражданский кодекс РФ охватывает  своим регулированием и предпринимательские  отношения, и товарные отношения,  направленные на удовлетворение  потребительских нужд, прежде всего, граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

    3. Ведущую роль в системе источников  предпринимательского права играют  федеральные законы.

    а) законы, регулирующие общие состояние  определенного вида рынка, например Закон РФ "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг";

    б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах" и др.;

    в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "об инвестиционной деятельности", федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;

    г) законы, совмещающие в себе сферы  регулирования второй и третьей  группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", "закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;

    д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О стандартизации", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

Информация о работе Система предпринимательского права