Предпринимательское право в системе Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело,

деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался

арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века

понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к

ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров

такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у

Оглавление

Введение.



1.Предмет предпринимательского права.



2.Принципы предпринимательского права.

3.Источники предпринимательского права

4.Методы предпринимательского права.

5.Предпринимательское право в системе Российского права.

Заключение.

Список использованной литературы и нормативных актов.

Файлы: 1 файл

Курсовая по предпринимательству.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Курсовая: Предпринимательское право   

                                  План.                                 

Введение.

    

1.Предмет предпринимательского  права.

 

2.Принципы предпринимательского  права.

3.Источники предпринимательского права

4.Методы предпринимательского  права.

5.Предпринимательское право   в системе Российского права.

Заключение.

Список использованной литературы и нормативных актов.

                                Введение.                               

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело,

деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался

арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века

понятие «предприниматель» употреблялось  в нескольких смыслах. Прежде всего, к

ним относили лиц, занимавшихся внешней  торговлей. Один из первых примеров

такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у

истоков развития торговли между Европой  и Китаем. Отправляясь в путешествие

торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу

товаров. Хотя во время такого путешествия  на долю предпринимателя выпадали

различные физические и моральные  испытания по его окончании он  был вынужден

75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили

организаторов парадов, балаганов  и представлений. Кроме того, это  понятие

использовалось применительно  к руководителям крупных производственных и

строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь

руководил всеми работами по его  организации, используя предоставленные  ему

финансовые, материальные и торговые ресурсы.

Понятие «предпринимательского риска» получает свое развитие в 17 веке, когда

предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством

контракт на выполнение работ или  на поставку определенной продукции.

Поскольку стоимость контракта  была ранее оговорена, размеры прибылей или

убытков определяла удачливость самих  предпринимателей.     В экономической

литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре

коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий

на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие  «предприниматель» появилось в работах

известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он

разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем

понимал человека, действующего в  условиях риска, в связи с тем, что торговцы,

фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной

цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель

должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и

знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель

должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он

отмечал, что капитал служит основой  всей экономики, прибыль – цель успеха

предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской

функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть

предпринимателем, выделяя  предпринимательские  способности.

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей

. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей

причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи

. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных

отношений способствует не только повышению материального и духовного

потенциала общества, не только создает  благоприятную почву для практической

реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению

нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

    

1.Предмет предпринимательского  права.

 

     На сегодняшний день в мире не существует общепринятого

определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич

определяет "предпринимательство  как процесс создания чего-то нового, что

обладает стоимостью, а предпринимателя  — как человека, который затрачивает  на

это все необходимое время и  силы, берет на себя весь финансовый,

психологический и социальный риск, получая в награду деньги и  удовлетворение

достигнутым. В американской учебной и научной литературе дается множество и

других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с

экономической, политэкономической, психологической, управленческой и  других

точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг  утверждает: "Индивидуальным

предпринимателем является лицо, которое  ведет дело за свой счет, лично

занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность  за обеспечение

необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его

вознаграждением является полученная в результате предпринимательской

деятельности прибыль и чувство  удовлетворения, которое он испытывает от

занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять

на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Ни за рубежом, ни у нас пока еще  не создана общепринятая экономическая

теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала

весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской  функции —

так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления

практики предпринимательства.

"Первая волна", которая возникла  еще в XVIII в., была связана с

концентрацией внимания на несении  предпринимателем риска. "Вторая волна" в

научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности

как его  основной отличительной черты. "Третья волна" отличается

сосредоточением внимания на особых личностных качествах  предпринимателя

(способность  реагировать на изменения экономической  и общественной ситуации,

самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих

способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в

уравновешивающей  экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к

"четвертой волне", появление  которой связывается с переносом акцента на

управленческий аспект в анализе  действий предпринимателя, а следовательно  — с

переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только

предпринимательству как способу  ведения дел на самостоятельной, независимой

основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или

интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот

американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой

термин, производный от первого, — "интракапитал".

Появление интрапренерства связано  с тем фактором, что многие крупные

производственные структуры переходят  на предпринимательскую форму организации

производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие

свободы творчества, то подразделения  целостных производственных структур

получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие и н т р а к

а п и т а л  а — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в

основе внутрифирменного предпринимательства.

     Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой

мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли),

которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и

инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в

общественном  производстве и способ получения финансовых средств для

обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой

участия индивида в общественном производстве является одна функциональная

общественная  обязанность или их комбинация, когда  он выступает в качестве:

• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему

постоянный  и гарантированный доход (собственник  предприятия или дома,

сдаваемого  в аренду, и т. д.);

• наемного работника, продающего свою рабочую  силу (токарь на заводе,

учитель в  школе и т. д.);

• индивидуального  производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от

реализации  своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в

качестве  такси и живущий на доходы от такой  деятельности, и т. д.);

• государственного или муниципального служащего;

• менеджера (управляющий чужим предприятием);

• пенсионера (пассивная форма участия в  общественном производстве как

следствие прошлой активности);

• учащегося  или студента (как подготовительный этап к участию в будущем

общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

• безработного (как вынужденная  форма неучастия или приостановки участия в

общественном производстве);

• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

     Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного

момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности

или основание нового предприятия. Новая система управления производством,

качеством, внедрение новых методов организации производства или новых

технологий — это тоже инновационные  моменты.

                  2.Принципы предпринимательского права.                 

В современной отечественной и  зарубежной экономической литературе есть немало

определений понятия " предпринимательство ". Наиболее удачными представляются

те, где  оно трактуется как специфический ( по сравнению с землей, капиталом,

трудом ) фактор общественного воспроизводства. Его  специфика и функции

заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности -

предприниматель - способен особым образом соединять, комбинировать факторы

производства. Предпринимательство как процесс  прямо, непосредственно связано

с личностными  качествами предпринимателя как  основного субъекта этих

действий.

Анализ зарубежной литературы и  первых отечественных работ по теории и

практике предпринимательства  показывает, что к пониманию его  экономической

сущности целесообразно идти через  характеристику категории " предприниматель

".

Предприниматель, с моей точки  зрения, - это субъективный (личностный) фактор

воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь

полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять

другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный

доход.

Движущим мотивом предпринимательской  деятельности является, прежде всего

получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой

деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических  мотивах. В

литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда

предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.

Какими же качествами должен обладать предприниматель, чтобы успешно  выполнять

предпринимательские функции, вытекающие из данного выше определения?

Прежде всего, среди таких субстанциональных  качеств нужно назвать следующие

умения (способности):

·     принимать нестандартные  новаторские решения в стандартных  и    особенно

в неопределенных ситуациях;

·     генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их

перспективность с точки зрения получения дополнительного  дохода;

·     оперативно оценивать инновации  с позиции их конечной эффективности;

оценивать рыночную конъюнктуру с позиции  получения дополнительной прибыли;

·     рисковать;

·     анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной

конъюнктуры выводы.

Эти способности  предпринимателя реализуются в  совокупности основных его

практической  деятельности. Среди них:

·      изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;

·      определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска

товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и  каналов движения

продукции;

·     выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых

сырьевых  ресурсов и рынков, где нужное сырье  можно закупить по наиболее

низким  ценам;

·      выбор наиболее совершенной технологической  схемы производства и

источник  ее постоянного обновления;

·      организация и управление производством товаров, намеченных к продаже.

Информация о работе Предпринимательское право в системе Российского права