Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело,
деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался
арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века
понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к
ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров
такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у
Введение.
1.Предмет предпринимательского права.
2.Принципы предпринимательского права.
3.Источники предпринимательского права
4.Методы предпринимательского права.
5.Предпринимательское право в системе Российского права.
Заключение.
Список использованной литературы и нормативных актов.
Курсовая: Предпринимательское право
Введение.
1.Предмет
2.Принципы
3.Источники предпринимательско
4.Методы предпринимательского права.
5.Предпринимательское право в системе Российского права.
Заключение.
Список использованной литературы и нормативных актов.
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело,
деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался
арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века
понятие «предприниматель»
ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров
такого предпринимательства
истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие
торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу
товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали
различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден
75% своей прибыли отдавать купцу(б
организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие
использовалось применительно
к руководителям крупных
строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь
руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему
финансовые, материальные и торговые ресурсы.
Понятие «предпринимательского риска» получает свое развитие в 17 веке, когда
предпринимателем стали
контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.
Поскольку стоимость контракта была ранее оговорена, размеры прибылей или
убытков определяла удачливость самих предпринимателей. В экономической
литературе понятие «
коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий
на себя «обязательство по производству или строительству объекта».
В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах
известного английского
разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем
понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы,
фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной
цене, а продают по неизвестной.
Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель
должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и
знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель
должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он
отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха
предпринимателя, основа развития производства.
А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской
функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть
предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей
. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей
причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи
. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных
отношений способствует не только повышению материального и духовного
потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической
реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению
нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
1.Предмет
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого
определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич
определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что
обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на
это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый,
психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение
достигнутым. В американской учебной и научной литературе дается множество и
других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с
экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других
точек зрения.
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным
предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично
занимается управлением
необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его
вознаграждением является полученная в результате предпринимательской
деятельности прибыль и
занятия свободным
на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.
Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая
теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала
весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции —
так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления
практики предпринимательства.
"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с
концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в
научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности
как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается
сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя
(способность
реагировать на изменения
самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих
способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в
уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к
"четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на
управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с
переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время в теоретически
предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой
основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или
интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот
американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой
термин, производный от первого, — "интракапитал".
Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные
производственные структуры
производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие
свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур
получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие и н т р а к
а п и т а л а — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в
основе внутрифирменного предпринимательства.
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой
мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли),
которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и
инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в
общественном производстве и способ получения финансовых средств для
обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой
участия индивида в общественном производстве является одна функциональная
общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему
постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома,
сдаваемого в аренду, и т. д.);
• наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе,
учитель в школе и т. д.);
• индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от
реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в
качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
• государственного или муниципального служащего;
• менеджера (управляющий чужим предприятием);
• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как
следствие прошлой активности);
• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем
общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
• безработного (как вынужденная
форма неучастия или
общественном производстве);
• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного
момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности
или основание нового предприятия. Новая система управления производством,
качеством, внедрение новых методов организации производства или новых
технологий — это тоже инновационные моменты.
2.Принципы предпринимательского права.
В современной отечественной и зарубежной экономической литературе есть немало
определений понятия " предпринимательство ". Наиболее удачными представляются
те, где оно трактуется как специфический ( по сравнению с землей, капиталом,
трудом ) фактор общественного воспроизводства. Его специфика и функции
заключаются
в том, что субъект
предприниматель - способен особым образом соединять, комбинировать факторы
производства.
Предпринимательство как
с личностными качествами предпринимателя как основного субъекта этих
действий.
Анализ зарубежной литературы и первых отечественных работ по теории и
практике предпринимательства показывает, что к пониманию его экономической
сущности целесообразно идти через характеристику категории " предприниматель
".
Предприниматель, с моей точки зрения, - это субъективный (личностный) фактор
воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь
полной экономической
другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный
доход.
Движущим мотивом
получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой
деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических мотивах. В
литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда
предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.
Какими же качествами должен обладать предприниматель, чтобы успешно выполнять
предпринимательские функции, вытекающие из данного выше определения?
Прежде всего, среди таких субстанциональных
качеств нужно назвать
умения (способности):
· принимать нестандартные
новаторские решения в
в неопределенных ситуациях;
· генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их
перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;
· оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности;
оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;
· рисковать;
· анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной
конъюнктуры выводы.
Эти способности предпринимателя реализуются в совокупности основных его
практической деятельности. Среди них:
· изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;
· определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска
товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения
продукции;
· выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых
сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырье можно закупить по наиболее
низким ценам;
· выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и
источник ее постоянного обновления;
· организация и управление производством товаров, намеченных к продаже.
Информация о работе Предпринимательское право в системе Российского права