Одна из причин возникновения риска
– неопределённость внешней среды.
А ситуации зависят от условий функционирования
фирмы. Эти условия определяются:
- Уровнем спроса на этот товар;
- Рынки, каналы сбыта;
- Производственные площади, оборудование, разработка новых товаров;
- Наличие покупателей;
- Размер налогов, темпы инфляции;
- Предоставление послеплатежного обслуживания.
Риск отличается
от неопределённости, т.к.риск характеризует
ситуацию, когда наступление неизвестных
событий достаточно вероятно и может быть
оценено количественно. Неопределённость
же характеризует ситуацию, когда вероятность
наступления таких событий заранее оценить
невозможно.
Причины
неопределённости:
- Некомпетентность (недостаточно знаний о внешней среде)
- Противодействие (события затрудняют эффективность деятельности – конфликты и т.п.)
- Случайность (сложно предвидеть)
Виды
рисков:
В экономической литературе,
посвященной проблемам предпринимательства,
нет стройной системы классификации
предпринимательских рисков. Существует
множество подходов к классификации
риска. Определенный интерес представляет
классификация предпринимательского
риска И. Шумпетером, который выделяет
два вида риска:
- риск, связанный с возможным техническим провалом производства, сюда же относится также опасность потери благ, порожденная стихийными бедствиями;
- риск, сопряженный с отсутствием коммерческого успеха.
В
процессе производства:
- риск, связанный с хозяйственной деятельностью;
- риск, связанный с личностью предпринимателя;
- риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.
Риск страховой — вероятное
событие или совокупность событий,
на случай наступления которых проводится
страхование. В зависимости от источника
опасности страховые риски подразделяются
на две группы:
- риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);
- риски, связанные с целенаправленными действиями человека.
К рискам, которые целесообразно
страховать, относятся:
- вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий;
- вероятные потери в результате автомобильных аварий;
- вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировке;
- вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы;
- вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам;
- вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками;
- вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы;
- вероятные потери в результате возможной смерти или заболевания руководителя или ведущего сотрудника фирмы;
- вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы.
В соответствии с причиной
потерь статистические риски могут
далее подразделяться на следующие
группы:
- вероятные потери в результате негативного действия на активы фирмы стихийных бедствий (огня, воды, землетрясений, ураганов и т. п.);
- вероятные потери в результате преступных действий;
- вероятные потери вследствие принятия неблагоприятного законодательства для предпринимательской фирмы (потери связаны с прямым изъятием собственности либо с невозможностью взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законодательства);
- вероятные потери в результате угрозы собственности третьих лиц, что приводит к вынужденному прекращению деятельности основного поставщика или потребителя;
- потери вследствие смерти или недееспособности ключевых работников фирмы либо основного собственника предпринимательской фирмы (что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров, а также с проблемами передачи прав собственности).
Далее в работе анализируется
сущность следующих рисков:
- производственный риск;
- коммерческий риск;
- финансовый риск;
- технический риск;
- отраслевой риск;
- инновационный риск.
- политический риск;
- способы страхования предпринимательских рисков:
- Уклониться, отказаться.
- Передачи, или трансферт, риска путём: заключения договора о передаче кредитного риска; заключения договора поручительства; банковской гарантии; передача рисков поставщикам сырья и материалов; передача рисков путём заключения биржевых сделок);
- Страхование
- Минимизация рисков путём распределения рисков
- Диверсификация(искание альтернатив)
Упреждающие методы нейтрализации
финансовых рисков:
- Стратегическое планирование деятельности организации
- Обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счёт включения в контракт штрафных санкций
- Сокращение перечня форс – мажорных ситтуаций в контрактах с партнёрами
- Совершенствование управления
- Сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке
- Прогнозирование тенденций изменения внешней среды
- Ценообразование — установление цен,
процесс выбора окончательной цены в зависимости
от себестоимости
продукции, цен конкурентов, соотношения спроса
и предложения
и других факторов.
Различают две основные
системы ценообразования: рыночное
ценообразование на основе взаимодействия
спроса и предложения и централизованное
государственное ценообразование
на основе назначения цен государственными
органами.
Цель ценообразования: Обеспечить
мотивированную, своевременную и достаточную
ценовую реакцию, таким образом, чтобы
получить максимальный объем продаж с
минимальной потерей маржинальности.
Задачи:
- Анализ типовой активности
клиента;
- Определение характерной
частоты покупок ;
- Анализ отклонений
в поведении клиента ;
- Анализ популярности
и сезонности товара;
- Анализ успешности
ценового предложения;
- Принятие решения
о расчете новой цены. Расчет новой цены.
Контроль и анализ ценообразования
Для каждого торгующего
предприятия контроль
и анализ ценообразования
очень важен. Почему?
- Без анализа, производитель
или торгующая компания, не сможет продать
(предложить) конкурентоспособную цену
на потребительском рынке. Потому что,
нужно знать основные факторы влияющие
на ценообразование: кто производит данный
товар или его аналоги, какого качества,
себестоимость товара, логистика и количество
торгующих организаций данным товаром
в вашем регионе.
- Торгующая организация
не сможет закупить товар по низкой цене,
так как данный товар могут продавать
тысячи организаций из-за чего разброс
цен может быть большим.
- Контроль и анализ
(маркетинговые
исследования) ценообразования,
очень сложный и трудоемкий бизнес-процесс,
который требует от предприятий больших
трудозатрат и бюджета.
Схема контроля и анализа ценообразования
на предприятиях
Контролировать
процесс ценообразования
в коммерческих, некоммерческих, государственных
предприятиях можно. В том числе и самих
сотрудников, которые непосредственно
совершают сделки по закупке, продаже
товаров и услуг для нужд организаций.
Это наемный персонал, который может входить
в управленческий состав компании (директора,
топ-менеджеры, начальники, заместители
и т. д.), и специалисты нижнего уровня (менеджеры
по продажам, менеджеры по снабжению и т. д.).
Пример ценообразования на предприятиях
Организация (хозяин
бизнеса) поручил отделу снабжения
(менеджеру по снабжению), закупить
оптовую партию водонагревательных
баков в количестве ста штук, для
дальнейшей розничной реализации данных
баков. Перед менеджером по снабжению
стоит задача. Найти и купить данное
оборудование по самой низкой цене,
а менеджер по продажам должен продать
по самой высокой цене, тем самым
принести организации (хозяину бизнеса)
прибыль. Но, как хозяин бизнеса сможет
проверить по самой низкой цене был закуплен
товар или нет. Как показывает статистика
на 80 % Российских предприятиях действуют
схемы откатов. Цена на водонагревательные
баки у дилера с максимальной скидкой
в 35 % за объем 100 штук, составляет 9 750 рублей
за штуку, розничная цена такого бака по
городу составляет от 15 000 рублей. Менеджер
по снабжению закупает по 10 000 рублей, разница
в 250 рублей идет в карман менеджеру по
снабжению. Дальше оборудование попадает
на склад организации (хозяина бизнеса).
Где уже отделу продаж (менеджеру по продажам)
поручено продать данные баки с накруткой
в 40 %, продажная цена бака составила 15 000
рублей, при этом менеджеру по продажам
было объявлено, что на данные баки он
может делать скидку до 10 % на свое усмотрение.
Получается, что у менеджера по продажам
есть возможность играть на разнице скидок.
Что опять же позволяет менеджеру по продажам
положить разницу себе в карман
- Стратегия ценообразования содержит концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Наиболее распространенные стратегии, принимаемые в условиях рыночной экономики России, следующие:
- стратегия "снятия сливок" состоит в высокой рентабельности продаж при уникальности изделия и отсутствии аналогов на рынке;
- стратегия следования за спросом удерживается на каждом новом снижении уровня достаточно долго до существенного сокращения спроса на рынке продаж;
- стратегия проникновения на рынок, или ценовой порыв, проводится путем установления более низкой цены для проникновения на новые сегменты рынка. Такая стратегия подходит лишь крупным фирмам;
- стратегия устранения конкурентов не позволяет потенциальным конкурентам выйти на рынок; ее цель также добиться максимальных продаж за короткое время. Устанавливается цена, близкая к расходам, что дает малую прибыль;
- стратегия сохранения стабильного положения на рынке с сохранением умеренного процента рентабельности;
- стратегия поддержания и обеспечения ликвидности и платежеспособности предприятия. Она связана с выбором надежных заказчиков.
- «Методы оценки инвестиционной привлекательности предпринимательских проектов».
Другими основными
принципами построения методики
являются:
- «результативность»
- адекватность и объективность.
- корректность.
- системность. Необходимо учитывать, что оцениваемый проект «вписывается» в сложную социально-экономическую систему и поэтому при его реализации могут иметь место не только внутренние, но и внешние, а также синергетические (взаимодействие подсистем) эффекты. \
- комплексность. При оценке инвестиционной привлекательности проектов необходимо учитывать разносторонние последствия его реализации – не только в экономической, но и социальной, экологической и других внеэкономических сферах и определять соответствующие виды и величины результатов и затрат. При этом все внеэкономические последствия могут быть разбиты на три группы: