Развитие предпринимательства в период 19-20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Оглавление

Введение……..……………………………………………………………………….3

Глава 1: Становление предпринимательства в России...……………………….....4

1.1.Зарождение предпринимательства (конец 9-15 вв)……………..………….4

1.2. Предпринимательство во второй половине 15-17вв………………………8

1.3. Стремительное развитие предпринимательства в эпоху Петра 1.............13

Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв……...….…………..17

2.1. Последствия реформы 1861 года…….………………….…………...........17

2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – новая экономическая политика ….….………23

2.3. Предпринимательство на современном этапе………….…...……………24

Заключение.………………………..………………………………………………..29

Список литературы…………….….…………………………………………….….31

Файлы: 1 файл

контрольная основы бизнеса.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

  2.3 Предпринимательство на современном этапе.

     Следующий этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Из легального сектора экономики предпринимательство перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование. Уйдя “в тень”, предприниматели пытались                     реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала. Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики.

     Расцвет цеховых теневиков пришелся на конец 70-х годов. Директора советских  фабрик вели двойную жизнь – днем работали на государство, всячески экономя  на материалах и продуктах, а ночью  выпускали и отгружали сэкономленные  излишки в виде субпродуктов или уже готовых товаров и изделий. Другие «теневики» на квартирах шили штаны-«бананы», варили джинсы, в домашних условиях производили «французские» помады, тени для век,  лаки для ногтей. Свою лепту вносили перекупщики-спекулянты, которые через знакомых торгашей доставали дефицитный товар или меняли у иностранцев красную икру и водку на джинсы и магнитофоны, а затем перепродавали через комиссионки и на «толчках».

     В 80-е годы стали наблюдаться некоторые  новые явления, направленные на повышение  трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность. Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80 - х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования.

     В 1986 году на территории Эстонии появились  первые абсолютно легальные частные  предприятия розничной торговли, общественного питания и производства. В Эстонии открылись частные  кафе, бары, автомойки, ночные клубы, цеха по пошиву одежды, обуви. Бизнесмены из Швеции и Финляндии стали полулегально ввозить свой капитал в Эстонию, Латвию, Литву и размещать свои заказы на производство продуктов питания, одежды и мелкой бытовой электроники.  

     Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство. Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. В 1987 году вступил в силу закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», а в 1988 году приняли закон «О кооперации СССР».

     Первые  кооператоры делали состояние на платных туалетах, варке джинсов, на производстве сахарной ваты и торта «Птичье молоко». Все было ново, просто и безнаказанно. В финансовых инспекциях инспекторы сами считали налоги. Кооператоры приходили с тетрадями по учету доходов и расходов, прикладывали первичные документы, на основании этого инспекторы высчитывали прибыль и тут же выдавали квитанции на уплату налогов.

     Только  за два года – с 1988-го по 1989-й –  число действующих кооперативов выросло в 6 раз, численность занятых  – в 9 раз, а объёмы произведенных  и реализованных товаров, работ  и услуг – 17 раз.

     Вместе с кооператорами появились «рэкетиры» - лидеры и бойцы ОПГ. Практически у каждого предпринимателя была своя «крыша», которая отвечала за решение вопросов с милицией и бандитами, выбивание долгов за «чисто символическую» плату 25-50% всех доходов предприятия. За отказ платить предприниматели жестоко наказывались.

     1992-1995 годы – период шоковой терапии.  Тысячи людей остались без  работы: закрывались заводы, фабрики,  инфляция мгновенно уничтожила  все накопления. Из-за высоких  темпов инфляции производство стало убыточным. Началась приватизация государственного имущества. «Предприимчивые» граждане за копейки скупали ваучеры у населения и становились собственниками государственных предприятий.

        Предприниматели стали осваивать розничную и оптовую торговлю. Предприниматель становится «челноком». Сперва они ездили за китайским и турецким товаром, потом освоили Польшу, Германию, а затем Францию, Италию и Германию. Стартовала стихийная торговля на стадионах и площадях, а затем постепенно перешла в торговые центры. Постепенно все как-то стабилизировалось.

     В 1998 году грянул «черный» понедельник. Тысячи малых предприятий разорились, но малый бизнес снова пошел дальше. Из-за высокого курса доллара импорт становится не выгодным. Поэтому открываются  цеха по производству легких спиртных и безалкогольных напитков, колбасных, хлебобулочных и кондитерских изделий, пошиву одежды и обуви.

     ОПГ постепенно ушли со «сцены», но им на смену пришли бюрократия, чиновничий произвол и монополисты. Многие бизнесмены для сохранения своих фирм становятся депутатами, чиновниками.

     Несмотря  на критичность, неприятие частью населения                     предпринимательства и предпринимателей, люди в большинстве своем уже не верят в возможность ликвидации предпринимательской деятельности, да и не хотят этого. При проведении политики поддержки предпринимательства важно учитывать, в каких сферах экономики она нужна больше всего. По мнению самих предпринимателей, следует поддерживать прежде всего интеллектуальное производство, затем следует производство средств производства и другие производящие отрасли  (строительство, производство предметов потребления, сырьевые ). Менее всего, по мнению экспертов, нуждаются в поддержке не производящие отрасли экономики - сфера обслуживания, торговля, финансы.

     Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

     Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в  виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

    Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. 
 
 

    Заключение

 
    Российскому предпринимательству более чем тысяча лет. Благодаря предпринимательству и частной инициативе, Российское государство смогло решать свои задачи, развиваться, осваивать безбрежные просторы Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Недаром древнейший свод законов  «Русская правда» ограждает жизнь купца. За голову купца полагается штраф вдвое больший, чем за голову простолюдина. Широкое развитие предпринимательства в России отвечало характеру народа России: деятельному, расчетливому, домовитому, способному к достижению своей цели. История российского предпринимательства хранит множество славных имен. В их числе и целые семьи: Строгановы, Прохоровы, Морозовы, Демидовы, Смирновы, Щукины и многие другие. Их благосостояние строилось, как правило, на нелегком, кропотливом труде, осмотрительности, самоограничении и творчестве. Именно этому учит вся история российского предпринимательства.

      Переходный  период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов. Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры. Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели. И действительно, развитие предприятий и предпринимательства имеет решающее значение для экономического роста России, для выхода России из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний момент предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности. И все-таки у российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Бовыкин В.И., Гавлин М.Л., Л.М.Епифанова История предпринимательства в России; РАН, Институт российской истории. – М.: РОССПЭН, 2000, - 480 с.
  2. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А., Федосова С.И., Шумилов А.И.  История Российского предпринимательства, Учебное пособие, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2006, -111 с.
  3. Камардин И.Н., Плоткин В.А. История отечественного предпринимательства и финансов. Часть 1.: Учебное пособие по дисциплине история предпринимательства и финансов, Кузнецк ,2004, – 120 С.
  4. Асаул А. Н., Развитие предпринимательства в России//http://www.finansy.ru/publ/macro/002asaul
  5. Вехи истории российского предпринимательства Ридерс Топ Дайджест//http://www.epochtimes.ru/content/view/13626/34/
  6. История нового Российского предпринимательства, Иркутский информационный портал малого и среднего бизнеса//http://www.irkutsk.irbp.ru/page/364/365/

Информация о работе Развитие предпринимательства в период 19-20 вв