Проблемы электронной комерции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических основ и сущности электронного бизнеса, а также современное состояние его в России. Выявить проблемы связанные с внедрением электронной коммерции. В исследовательской работе рассмотреть предпринимательскую деятельность туристской фирмы «Акрис». Посредством анализа выявить проблемы и дать рекомендации по их решению с применением концепции электронной коммерции.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Электронная коммерция в России 6
1.1. Сущность электронной коммерции и необходимость её формирования 6
1.2. Основные проблемы электронной коммерции 14
Глава 2. Анализ деятельности туристической фирмы «Акрис» 19
2.1.Общая характеристика фирмы «АКРИС» 19
2.2. Анализ конкурентной среды туристической фирмы «Акрис» 23
2.3. SWOT-анализ 25
Глава 3. Анализ проблем деятельности ООО «Акрис» 27
3.1. Выявление проблем 27
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности турфирмы 28
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 82.05 Кб (Скачать)

     1. Электронное управление закупками.  На протяжении последних лет  задача управления закупками  привлекает повышенное внимание  руководителей коммерческих и  государственных организаций всего  мира. На текущий момент решения для электронного управления закупками делятся на три основных класса:

     •   системы электронных каталогов  и агрегатов данных;

     •   система поиска встречных заявок;

     •   система электронного проведения тендеров.

  1. Электронные аукционы и биржи. Электронные аукционы — это типичный пример организации информационного посредничества в сегменте электронного бизнеса, ориентированного на бизнес-партнера. Он-лайновые аукционы не только выступают в качестве информационных посредников, но и обеспечивают определенные условия заключения сделок. Компании, организующие проведение электронных аукционов, осуществляют деятельность по обеспечению согласования цен между поставщиками и заказчиками продукции в режиме реального времени. Экономическую основу функционирования электронных аукционов, как правило, составляют комиссионные сборы за совершенные транзакции. Привлекательность таких аукционов для покупателей в том, что они могут приобрести товары по сниженным ценам, а привлекательность для продавцов — у них сокращается время оборота запасов и они получают доступ к новым рынкам сбыта.

     Электронная биржа — это более сложная  форма информационного посредничества: помимо собственно информационного обмена и поддержки возможности заключения сделок биржи предоставляют участникам гарантии реализации таких сделок. Экономическая основа функционирования электронной биржи состоит в сборе определенной платы (комиссии) за каждую заключенную сделку, которая может взиматься с продавцов, покупателей или всех участников сделки.

     3. Порталы. Портал — это относительно  новая концепция, существует ряд толкований этого термина. Как правило, портал объединяет и представляет организованную информацию, доступ к которой необходимо открыть определенной аудитории. По определению, предложенному специалистами компании IBM, портал — это приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность людям взаимодействовать с другими людьми, а также находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими интересами. Для предприятий, ведущих электронную экономическую деятельность, портал обеспечивает единообразный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам. Назначение портала состоит в формировании персонифицированного окна для соответствующего контингента сотрудников компании, через которое можно получать и просматривать всю необходимую для ведения бизнеса информацию.

     Сегмент В2С также включает три бизнес-модели:

     1. Электронная реклама. Данная бизнес-модель  — одна из самых старых моделей  электронного бизнеса, в основе  которой лежит идея использования  дополнительного информационного канала для передачи потенциальному пользователю сведений о товарах и услугах, представленных на рынке данной организацией.

     2. Электронная торговля. Одним из  популярных видов ведения электронного  бизнеса в российском сегменте  сети Интернет (Рунете) стало создание  интернет-магазинов. Данная модель  интуитивно наиболее понятна  большинству российских предпринимателей  и привлекательна для последних  лишь тем, что сайт (Интернет-магазин)  компании может одновременно  посетить очень большое количество  потенциальных покупателей.

     3. Управление взаимоотношениями с  клиентами. Специалисты компании International Data Corp.Inc. (IDC) выделяют три  группы бизнес-приложений, предназначенных для автоматизации процесса взаимодействия с клиентами:

     •  управление продажами, которое включает в себя управление клиентскими счетами, управление списками товаров и услуг и управление контактами с клиентами;

     •   контроль покупательной способности. Данное приложение дает покупателю возможность после регистрации в Интернет-магазине вступить в торг с продавцом и в конечном итоге покупатель предлагает собственный вариант цены, на основании которого продавец может принять решение о продаже или не продаже товара;

     •   служба поддержки клиентов. Это приложение подразумевает наличие на интернет-сайте продавца информации о действительном юридическом адресе компании, его реквизитах и телефонных номерах, на которые потребитель может позвонить в случае возникновения каких-либо конфликтных и иных ситуаций.

     И наконец, связующим звеном сегментов  В2В и В2С является общая бизнес-модель — электронные платежные системы, — представляющая собой совокупность экономико-технологических методов, которые обеспечивают условия для использования различных технических возможностей определенного стандарта в качестве электронных платежных средств. Существует три основные группы электронных платежных систем, используемых при ведении электронного бизнеса:

  • кредитные платежные системы — это системы, построенные на использовании кредитных карт для электронных расчетов между участниками сделки с привлечением дополнительных мер безопасности;
  • шифрования обмена сообщениями, цифровой подписи;
  • дебетовые платежные системы — это системы, в которых покупатель сначала регистрируется, открывает собственный счет, переводит на него денежные средства, а потом уже ими пользуется;
  • электронные платежные системы (платформы) цифровой наличности — это системы, основанные на использовании электронных (цифровых) денег, т.е. эквивалентов реальных денег..

     В настоящее время на рынке электронного бизнеса, ориентированного на конечного потребителя (В2С), достаточно мало участников».8 

     Необходимость внедрения электронной коммерции  можно рассмотреть в следующих  аспектах:

    1. Экономический. Создание и внедрение качественной системы электронной коммерции приводит к значительному экономическому эффекту, обусловленному как экономией средств на проведение снабженческо-сбытовых операций, так и увеличением рынка поставщиков - потребителей. Сюда же можно отнести экономию средств на налоговых платежах при правильно построенных финансово-юридических схемах.
    2. Рыночный. Внедрение таких систем способствует развитию рынка и добросовестной конкуренции. Совершенствуются методы изучения рынка и повышается точность рыночной аналитики (что возможно только при "электронизации" информации о спросе и предложении). Улучшается возможность проведения адекватных микро- и макроэкономических исследований. Игрокам рынка подобные системы предоставляют инструмент планирования своей рыночной деятельности, давая возможность выработки адекватных инвестиционных решений.
    3. Интеграционный. Многие компании объединяются в альянсы при работе над проектами B2B (в частности, торговых площадок); вырабатываются единые стандарты.
    4. Юридический. Разработка и внедрение систем электронной коммерции ставит новые задачи, не решенные в рамках действующего законодательства: например, явно недостаточное юридическое обоснование сделок, заключенных в электронной форме (скрепленных электронной цифровой подписью). Таким образом, дается толчок развитию законодательной базы.
    5. Информационный. Наличие в Интернет-системах доступа практически ко всем информационным ресурсам - новостным, обзорно-аналитическим, справочным и т. п. дает возможность специалистам быть в курсе новостей, поддерживать свой профессионально-технический уровень.
    6. Научный. Во многих системах B2B реализованы функции "электронных досок объявлений" и "электронных конференций". Онлайновый обмен информацией между учеными, исследователями и разработчиками, конструкторами и технологами дает безграничные возможности в области научной кооперации.
    7. Культурный. Внедрение систем электронного бизнеса привносит организующий элемент, регламентирует этику делового общения между коллегами, партнерами и контрагентами и способствует повышению общей культуры, в том числе производственной, организационной и личной.

     Таким образом, необходимость внедрения  электронной коммерции на предприятиях является актуальной и всё более  необходимой.

    1. Основные  проблемы электронной коммерции

     Общие проблемы российского Интернета  ограничивают возможности электронной  торговли: низкая степень распространения  Интернета среди населения, низкие доходы, неразвитость платежных систем, моральная неподготовленность населения  совершать покупки в виртуальном  магазине и так далее.

     «В  России включение предприятия в  сферу электронной торговли и  образование им электронной торговой площадки (ЭТП) осложняется недоверием покупателей, плохим развитием коммуникационных сетей во многих регионах, невысокой  скоростью подключения к сети, как у потребителей, так и у отдельных предприятий, а также отсутствием скоростного и спутникового Интернета в отдельных частях страны. Электронная торговая площадка объединяет всех заинтересованных участников торговой деятельности в едином информационном пространстве. При этом возможности ЭТП выводят ее участников на принципиально новый уровень взаимодействия, позволяя осуществлять процедуры по поиску потенциальных партнеров, подготовке и заключению сделок с помощью программного обеспечения ЭТП»9.

     «Среди основных проблем, которые тормозят развитие сетевой торговли, необходимо выделить небольшое количество пользователей, а, следовательно, нерентабельность многих проектов, угрозу безопасности информации в Сети и сетевым платежам, проблему удобной доставки товара, слабое распространение безналичных форм расчетов в отношении физических лиц и так далее. Не надо забывать, что для российского потребителя в целом характерен иной тип поведения, который не располагает к покупкам товаров без их предварительного непосредственного осмотра. Наиболее популярными товарами в российских Интернет-магазинах пока остаются книги, видео, CD, DVD, компьютеры и компьютерные принадлежности, продукты, товары бытового назначения.

     Одной из основных проблем российского  Интернета является его непрозрачность, отсутствие достоверной информации. Ни один интернет-магазин по "доброй воле" не откроет финансовые показатели своей деятельности или в рекламных целях будет завышать их. Такая ситуация продлится до тех пор, пока интернет-компании сами не будут заинтересованы в открытии такого рода информации, например, для привлечения инвестиций посредством выхода на фондовый рынок»10.

     «Что касается сегмента «бизнес-бизнесу», то здесь также есть ряд препятствий для его развития. Во-первых, для успешного осуществления электронной коммерции нужны электронные предприятия, а степень автоматизации бизнес-процессов у российских предприятий остается еще пока на достаточно низком уровне. Комплексная система ERP (enterprise resource planning) — это очень дорогой продукт, который могут себе позволить далеко не все российские промышленные предприятия. Во-вторых, электронной коммерцией могут заинтересоваться только те промышленные предприятия, которым важна возможность расширить круг клиентов или выбирать поставщиков, но поиск контрагентов в российских условиях ограничен монополизацией производства и рисковым характером российской экономики, когда существует высокая степень недоверия к потенциальному контрагенту на рынке. В-третьих, электронный бизнес эффективнее, когда он осуществляется на базе электронной торговой площадки, то есть на основе биржевых традиций, которые слабо развиты в условиях России.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  электронная коммерция в сегменте В2В выгодна в России в таких  отраслях, где развита конкуренция, высока степень стандартизации продукции (условие биржевой торговли), существуют приемлемые финансовые условия.

     С другой стороны, не следует ограничивать понятие электронной коммерции  рамками электронной торговли. Интернет дает огромные возможности рекламного характера, возможности для общения с потенциальными клиентами, а данные формы электронной коммерции оказывают влияние на становление и развитие всех прочих форм ведения сетевого бизнеса. Одной из привлекательных областей для инвестиций в области информационных технологий становятся в России Интернет-издания, и на сегодняшний день медийный сектор Интернета является одним из наиболее динамично развивающихся в России.

     Кроме того, в России есть факторы, которые  могут в положительном смысле повлиять на развитие электронной коммерции: постепенное формирование среднего класса, развитие телекоммуникаций, развитие системы безналичных расчетов, усиление внимания к правовым вопросам. Считается, что коммерческие Интернет-услуги имеют большой потенциал в России. Приоритеты правительства включают три основных элемента: развитие образования, развитие бизнеса, информатизация всех процессов и обеспечение доступа общества к информации. Проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на формирование государственных информационных ресурсов и обеспечение широкого доступа к ним, создание государственного электронного документооборота, сети информационно-маркетинговых центров и прочие мероприятия.

Информация о работе Проблемы электронной комерции в России