Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

Оглавление

Экономическая характеристика малого бизнеса…………………….…3
Преимущества малого бизнеса…………………………………....3
Недостатки малого бизнеса………………………………………5
Связь малого и крупного бизнеса………………………………...5
Инновационность малых предприятий…………………………..9

Эволюция малого предпринимательства………………………………12
Проблемы малого предпринимательства………………………………17
Список литературы………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

география.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Малый наукоемкий бизнес имеет высокий инновационный  потенциал. Он рассматривается с  точки зрения развития, внедрения  и распространения новых передовых  технологий, а также появления  на рынке новых видов конкурентоспособной продукции.

      С позиций микроэкономического анализа, на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние  фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными  преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

      На  основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи между размером фирмы  и ее инновационной активностью ученые делают вывод о том, что полученные данные достаточно противоречивы и зависят как о степени общности анализа (экономика в целом или отдельные отрасли промышленности), так и от выбранных  для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других – довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

      Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП  просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

      В нашей стране инновационную роль малого предпринимательства трудно переоценить, имея ввиду развернувшийся процесс конверсии.

      Существуют  особенности рискового финансирования.

      Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.

      Существуют  два пути реализации идей: продать  ее заинтересованной компании или довести  до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может  оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.

      Вторая  особенность рисковых капиталовложений заключается в том, что они  осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях НТП.

      Третья  отличительная особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового  кредита. Они непосредственно или  через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.

2. Эволюция малого предпринимательства

 

    Россия, безусловно, накопила немалый опыт в развитии малого предпринимательства, но предстоит решить еще много  крупных проблем.  Для того чтобы понять проблемы современного МП, необходимо оглянуться назад.

    Рассмотрим  как развивался малый бизнес в  период после перестройки.

    Важнейшей  функцией  МП в 90-х годах стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. В этот период в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся стабильным спросом у российского потребителя. Большая часть предприятий сконцентрировалась в области торгово-посреднических услуг, так как эта деятельность требует наименьшего начального капитала и позволяет гибко перестраиваться, следуя изменениям спроса. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести их участие в создании новых хозяйственных связей. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений. Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике.

    Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны  ниши и возможности сверхприбыльной  торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

    Главными  причинами приостановки роста числа  малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. После 95г. в экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

    Менее рентабельные МП также не выдерживают  экономической конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек.

    На  кардинальное замедление прироста числа  МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

    Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.

    Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

    Основными факторами ухудшения ситуации в  сфере малого предпринимательства в 1995 г., по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.

    Кризис 1998 года оказал большое негативное влияние на малый бизнес. Он показал, что не обеспечены достаточные условия  для стабильного функционирования и высокой результативности малого предпринимательства. Во-первых, конечно, произошло количественное сужение: после кризиса "ушли с рынка" по разным данным от 30 до 50% малых предприятий. Очевидно несоответствие с данными Госкомстата, который предоставляет ежегодную информацию (см. приложение). Дело в том, что многие предприятия реально остались зарегистрированными после прекращения деятельности.

    Качественное  изменение заключалось в том, что:

  • кризис нарушил финансовую базу развития МБ. Наибольший ущерб понес МБ от неплатежей и банкротств партнеров по бизнесу.
  • Кризис не позволил развиться тенденции к производственной переориентации малого бизнеса, основывавшейся в последние годы на поставках импортных комплектующих и полуфабрикатах.
  • Кризис привел к распаду институциональной инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства.

    После кризиса "выжили" в основном те фирмы, которые диверсифицировались,  т.е. те, которые имели не менее  двух основных видов деятельности. Кроме того, решающим для выживания моментом было своевременное изменение цен, что часто было невозможно сделать из-за существенной рыночной власти монополий.

    Малые предприятия в борьбе за выживание  научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Следовательно, кризис создал новые предпосылки к переходу малого бизнеса на качественно-новую ступень развития. Акцент постепенно перемещается от проблемы выживания к проблемам эффективного производственного менеджмента, минимизации трансакционных издержек, реализации преимуществ межфирменной кооперации, а это проблемы более высокой стадии хозяйственной зрелости.

      Давайте посмотрим на цифры.

      В 90-е годы, на фоне продолжающегося  спада практически во всех сферах российской экономики, устойчиво росла доля МП в общем объеме ВВП, а также количество занятых на малых предприятиях.

      Если  в 90-е годы среднегодовые значения приростов были на уровне 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу). В 1997 г. количество малых предприятий составляло 841,7 тыс., в 1998 г. - 861,1 тыс., в 1999 г. - 868,0 тыс., а в 2000 г. - 890,6 тыс. Это официальная статистика. Надо признать, что эти данные плохо отражают реальную действительность, т.к. во-первых, не отражают динамику численности в течение года, а во-вторых, не отражают объемы неформальной экономики. По данным опроса руководителей МП, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, масштабы теневой деятельности в малом бизнесе весьма велики: не регистрируются до 50 % МП, реальная занятость на МП выше примерно на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90 %, оборот занижается в среднем на 70 %.

      Официальная динамика численности малых предприятий  отражена на графике (см. приложение). За последние годы структура малого предпринимательства изменилась слабо: на первом месте торговля и общепит, на втором строительство, на третьем промышленность. Но за последний год наметилась тенденция к увеличению доли промышленности, и снижению доли строительства. В 2000 г. доля этих отраслей составляла:

  • Торговля и общепит - 44,9%
  • Промышленность - 15,29%
  • Строительство - 15,25%

3. Проблемы малого предпринимательства

      К настоящему времени, по официальным  данным, на долю частных субъектов  малого предпринимательства в общем  количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

      Что же конкретно мешает малому предпринимательству  нормально развиваться?

   Проблемы  малого бизнеса можно разделить  на следующие группы:

  1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
  2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
  3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
  4. Кредитная необеспеченность.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России