Повышение экономической эффективности за счет обновления основных средств на предприятии ОАО «Никольский маслозавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе будут рассмотрены теоретические аспекты эффективности использования основных средств предприятия, практический анализ основных средств, и на основе уже проведенного анализ будут разработаны пути повышения эффективности использования основных фондов предприятия.
Актуальность. На этапах прогрессивного развития экономики нашей страны, в некоторых отраслях национальной экономики существует 50 - 60% износа основных средств, что негативно сказывается на развитии экономики.
Также существует другая проблема, которая связана с неэффективным использованием основных средств на предприятиях, т. е. неполная загрузка мощностей предприятиях, неэффективная амортизационная политика предприятия и т. п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты эффективности использования основных средств на предприятии………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и классификация основных средств……………………………………..5
1.2 Износ и метод начисления амортизации…………………………………………….8
1.3 Показатели эффективности использования основных средств…………………...14
Глава 2. Диагностика имущественного положения предприятия……………….19
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………….19
2.2 Оценка состава и структуры имущества…………………………………………...22
2.3Анализ доходности продаж продукции……………………………………………..26
2.4 Анализ рентабельности использования капитала…………………………………29
2.5 Диагностика рентабельности использования ресурсов…………………………...34
2.6 Количественная оценка факторов активности предприятии……………………..37
Глава 3. Проектная часть……………………………………………………………..41
3.1 Пути повышения экономической эффективности в ОАО «Никольский маслозавод»………………………………………………………………………………41
3.2 Характеристика конкретного мероприятия………….………………………….....43
3.3 Организация механизированных процессов. ……………………………………...47
3.4 Определение годовых затрат рабочего времени…………………………………..48
3.5 Определение капиталовложений в машины и оборудование…………………….49
3.6 Определение годового расхода электроэнергии…………………………………...50
3.7 Источники финансирования предприятия…………………………………………51
3.8 Экономическая оценка проекта……………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………………...61
Список использованных источников………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 242.10 Кб (Скачать)



 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

Таюлица 2.2 - Состав и структура внеоборотных (долгосрочных) активов

Показатель

Код строки по балансу

Сумма, тыс. р.

Изме-нение за год, тыс. р.

(+,-)

Темп измене-ния, % (+, -)

Удельный вес в внеоборотных активов, %

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Внеоборотные (долгосрочные) активы, всего

190

3376

5076

+1700

+50,36

50,88

31,33

Нематериальные  активы

110

-

-

-

-

-

-

из них:

патенты, лицензии, товарные знаки, иные аналогичные с перечисленными правами активы

111

-

-

-

-

-

-

Основные средства

120

3210

4910

+1700

+52,96

48,38

30,31

из них:

здания, машины и оборудование

122

-

-

-

-

-

-

Долгосрочные  финансовые вложения

140

24

24

0

0

0,71

0,71

из них:

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

-

-

-

-

-

-




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таюлица 2.3 - Состав и структура оборотных  активов

Показатель

Код строки по балансу

Сумма, тыс. р.

Изме-нение за год, тыс. р.

(+,-)

Темп измене-ния, % (+, -)

Удельный вес оборотных  активов, %

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Оборотные (текущие) активы, всего

290

3259

11126

+7867

+241,39

100

100

В том числе: запасы

210

1416

1455

+39

+2,75

43,49

13,08

из них:

сырьё, материалы

211

-

-

-

-

-

-

Затраты в незавершенном  производстве (издержки обращения)

213

-

-

-

-

-

-

Готовая продукция и товары для перепродажи

214

1248

153

-1095

-87,7

38,29

1,38

Дебиторская задолженность , платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты

240

1573

7219

+5646

+359,93

48,27

64,88

Денежные средства

260

74

1956

+1882

+2543,24

2,27

17,58


 

В аналитических  таблицах  2.1-2.3 дана информация, позволяющая  оценить имущественное положения предприятия. Анализ данных этих таблиц показывает, что за отчетный  год имущество предприятия значительно увеличилось на 144,19 %, что в денежном выражении составило 9567 тыс. руб.. Увеличение   произошло за счёт роста внеоборотных средств на 1700 тыс. руб, так и оборотных средств на 7876 тыс. руб. что приведет к повышению амортизации основных фондов и возвращению доли постоянных издержек в затратах предприятия. Учитывая что основную часть во внеоборотных активах составляли основные средства, то они определили динамику изменения активов в целом на 1700 тыс. рублей. Также произошло увеличение оборотных средств,  прирост оборотных средств больше внеоборотных на 6167 тыс. руб., создаются условия для увеличения оборачиваемости, задействованных активов предприятия и всего имущества. Долгосрочные вложения остаются неизменными, что связано с продажей ценных бумаг.

В структуре  оборотных средств большую часть  занимают запасы, изменение которых  за год составило 2,75%, что в денежном выражении составляет 39 тыс. руб., увеличение запасов связано с увеличением  общем объемом реализации продукции. Такое небольшое увеличение свидетельствует  о том, что готовая продукция  не залеживается на складах.

Увеличение  дебиторской задолженности на 5646 тыс. руб, это можно отнести к негативному явлению, но если связывая это с выручкой, которая увеличилась в 2 раза, то в целом можно сказать, что это положительно влияет на структуру предприятия в целом.

Увеличение  денежных средств на 1882 тыс. руб., говорит  о том, что наличие денег в  нашей отчетности делает нас интереснее для наших партнеров по бизнесу, что может свидетельствовать: 1) о  текущей платежеспособности предприятия; 2) чрезмерные деньги, может произойти  замораживание денег и это  не приносит предприятию пользу, так  как деньги должны быть в обороте  для выполнения текущих платежных  обязательств. [5]

 

2.3Анализ доходности продаж продукции.

Для общей оценки эффективности  работы предприятия используют показатели рентабельности и показатели интенсивности  использования производственных ресурсов предприятия. Предприятие относят  к рентабельному, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства и, кроме того, образуют прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.

Показателем рентабельности продукции является размер прибыли  на рубль затрат реализованной продукции:

                                                   Rп = ,                                       (24)

где П – прибыль от реализации продукции, работ, услуг, полученная путём исключения из выручки от реализации налога на добавленную стоимость, акцизов  и полных затрат на производство реализованной  продукции;

С – затраты на производство продукции (полная себестоимость с  учётом коммерческих и управленческих расходов).

Доходность реализованной  продукции может быть определена по формуле, которая показывает размер прибыли, получаемой с 1 рубля реализованной  продукции:

                                                         Дп = ,                                      (25)

где В – выручка (нетто) от реализованной продукции (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей).

Анализ рентабельности и  доходности продукции (работ, услуг) проводится путём сравнения этих показателей  за отчётный год (период) с предыдущим годом или показателями бизнес-плана.

При фиксированном количестве проданных единиц продукции (q = const), изменение доходности зависит от цен реализации и себестоимости. Анализ эффективности работы предприятия с использованием рассматриваемых показателей проводится путем сравнения за отчетный год с базисным или предыдущим. Проанализируем доходность продукции предприятия на примере таблицы 2.4.

 

Таблица 2.4 - Оценка доходности проданной продукции

 

 

Показатели

Номер

строки

Предыдущий год

Отчет-

ный год

Откло-

нение (+,-)

1

2

3

4

5

 Выручка от продаж  товаров, продукции, работ, услуг  (В), тыс. руб.

 

 

01

18518

33839

15321

Полная себестоимость  проданных товаров,продукции, работ и услуг , тыс. руб.

 

 

02

17484

25723

8239

 

Прибыль от продаж, тыс. руб.       

( стр.1-стр.2 )

 

 

03

1034

8116

7082

 

Рентабельность продукции, %

( стр.03 : стр.02 ) ´ 100

 

 

04

5,91

31,55

25,64

 

Доходность продаж,%                     (стр.3 : стр.1 ) ´100

 

 

05

5,98

23,98

18


 

 

Как видим, доходность продаж в отчетном году увеличилась на 18 пунктов. Повышение дохода с одного рубля проданной продукции может  быть связано с повышением спроса на нее.

Рассчитаем влияние на доходность продаж изменения цены и  себестоимости проданной продукции  способом ценных подстановок.

1.Изменение  доходности продаж за счет  изменения цен продаж:

DДр(Dр) =

= 0,4833 – 0,0558 = 0,4275.

2.Изменение  доходности продаж за счет  увеличения себестоимости реализации:

DДр(Ср) =

= 0,2398 – 0,4833 = - 0,2435

Точность выполненных  расчетов подтверждается проверкой  совокупного влияния факторов:

Дп = DДр(Ср) + DДр(Dр)= 0,4275 + (-0,2435) = +0,184

Полученные  результаты свидетельствуют о том, что объем продаж увеличился на 15321 тыс. руб., увеличение цен на продукцию способствовало поддержанию доходности продаж, при этом повышение себестоимости продукции не усугубило положение предприятия, т. к. наблюдается рост доходности продаж на 18 тыс. руб.

Рассмотренный подход к диагностике показателя доходности продаж может быть без  изменений распространен на диагностику  рентабельности затрат, показывающую эффективность использования текущих  денежных средств предприятия.[4]

 

 

2.4. Анализ рентабельности использования капитала.

 

В современной аналитической практике к показателям эффективности  работы предприятия относят рентабельность использования капитала (имущества, находящегося в распоряжении предприятия), собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений (инвестиций) и перманентного капитала (капитала, вложенного  в деятельность других организаций на длительный срок).

Рентабельность активов (иногда ее называют экономической рентабельностью) является общим показателем и  отвечает на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль используемого имущества.

От его величины, в частности,  зависит размер дивидендов по акциям в акционерных обществах.

Эффективность функционирования капитала (имущества) предприятия по следующим аналитическим зависимостям:

- рентабельность капитала (Ru)

                                                  Ru = ,                                      (26)

- рентабельность текущих  активов (Rта)

                                                    Rта = ,                                   (27)

где Пчист – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

  - средняя величина, соответственно капитала и всех видов текущих активов, рассчитанная по данным баланса предприятия.

В процессе анализа необходимо выяснить зависимость между величиной  прибыли и эффективностью использования  собственных и заёмных средств, принимавших участие в её получении. Для этих целей определяются показатели рентабельности собственного капитала (Rск) и заёмного (Rинв):

                                                     Rск = ,                                    (28)

Информация о работе Повышение экономической эффективности за счет обновления основных средств на предприятии ОАО «Никольский маслозавод»